Слайд 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА
Слайд 2ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРАВА И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МКОУ ЦВЕТОЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
ОФИЛАТ
РАИСЫ ЯКОВЛЕВНЫ
Районное МО учителей истории, обществознания и права
22.04.2015г
Слайд 3
Цели обществоведческого образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового
поколения школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
1. воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Слайд 42. РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ НА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОМ ЭТАПЕ ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ — В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ, ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЕЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ, СТАНОВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСНОВАННОГО НА УВАЖЕНИИ ЗАКОНА И ПРАВОПОРЯДКА; УГЛУБЛЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН; ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К ЛИЧНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОКОНТРОЛЯ; ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ, НАУКОЕМКОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
Слайд 53. ОВЛАДЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ УМЕНИЯМИ ПОЛУЧАТЬ ИЗ РАЗНООБРАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ И КРИТИЧЕСКИ ОСМЫСЛИВАТЬ
СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ; ОСВОЕНИЮ ИМИ СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА;
Слайд 64. ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ; ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ; ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, А ТАКЖЕ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ; ДЛЯ СООТНЕСЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ С НРАВСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ И НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАКОНОМ; ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫМИ СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ЗАЩИТЕ ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ
Слайд 7
Школа – это один из основных институтов социализации ребенка. И первоочередным
заданием школы является способствование становлению личности готовой к активному участию в жизни общества.
Ребенок должен не только добывать знания, а и овладеть способами познавательной и активной деятельности
Слайд 8ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ ПРЕПОДАЕТ ИСТИНУ,
ХОРОШИЙ – УЧИТ ЕЕ НАХОДИТЬ
ФРИДРИХ АДОЛЬФ
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИСТЕРВЕГ НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ
Слайд 9Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ»
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных
знаний …
Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться …
Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
основы российской и гражданской идентичности …
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования»
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ
Система оценки – новые задания на проверку действий!
АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Слайд 10ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ Я РАБОТАЮ
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование
проблемного подхода и проблемных ситуаций, использование современных педагогических технологий на уроках географии и права и обществознания.
Слайд 11ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель
не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.
Слайд 12 Традиционный взгляд на урок
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы
будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Слайд 13АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
методы обучения, при которых деятельность
обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или
иной проблемы
Интерактивные* методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
*Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.
Слайд 14
Использование активных форм и методов обучения на разных этапах урока повышает
эффективность обучения делает учащихся активными участниками образовательного процесса, способствует самопознанию, самореализации личности в разных видах творческой деятельности , что крайне необходимо для осуществления правильного жизненного выбора.
Слайд 15ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых
информационных и коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам, конкурсам…
Слайд 16УРОКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Типы уроков по способу использования информационных технологий:
уроки, на
которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Элементы ИКТ в учебном процессе :
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
интерактивные доски,
электронные энциклопедии и справочники,
тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, сюжетами,
видео и аудиотехника,
интерактивные конференции и конкурсы,
материалы для дистанционного обучения,
научно-исследовательские работы и проекты.
Слайд 17РАБОТА С ПРОГРАММОЙ POWER POINT
Компьютерная презентация Power Point – это
яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя
Учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Слайд 18ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ.
Эта работа способствует развитию умений и навыков общения,
основанного на взаимоуважении, дружелюбии, терпимости, взаимопомощи. Использую разнообразные формы и методы: викторины, тренинги, ролевые игры, конкурсы рисунков и плакатов, конференции, диспуты и т.д.
Слайд 19ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ
Это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная
на поиск решения возникшей проблемы.
Метод проекта необходим для того чтоб научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Научить принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли
Слайд 20
Метод проектов достаточно эффективен для формирования у учащихся того набора компетентностей,
которые необходимы для успеха в их будущих профессиональных знаниях, а именно умение решать проблемы, которые возникают в таких ситуациях, как познание и объяснение событий происходящих в обществе, налаживании взаимоотношений между людьми, выполнение правовых и других социальных норм, оценивание собственных поступков, практическая жизнь во время выполнения социальных ролей, необходимость решения проблем самоопределения, выбора способа жизни, способов решения конфликтов.
Слайд 21
Виды проектов, используемых при изучении права и обществознания:
Исследовательский – ориентирован на
решение научной проблемы, которая предусматривает определение актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. (Реализация прав человека , микросоциологическое исследование направленное на изучение уровня правовых знаний учащихся школы, отношение к общественным нормам и закону и др)
Слайд 22ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ И ЗАКОНУ
Слайд 23
Ролевые проекты – учащиеся берут на себя определенные роли, обусловленные характером
и содержанием проекта
( Судебное разбирательство, наследственное право, поведение в различных гражданско-правовых ситуациях, правовые тренинги)
Творческие проекты – планируемыми
результатами такого
проекта могут быть
выставки рисунков,
газет, праздники.
Слайд 24Информационный проект – направлен на сбор информации об определенном объекте или
социальном явлении с целью анализа, обобщения и предоставления информации для широкой аудитории. Результат проекта оформляется в виде схем, диаграмм, таблиц, докладов, компьютерных презентаций (Исследование уровня правовых знаний населения, разных социальных групп; Где чаще всего нарушаются права ребенка и т.д)
Практически ориентированный проект – направлен на конкретный практический результат и связан с социальными ценностями учащихся (тренинги, участие в школьном самоуправлении)
ГДЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НАРУШАЮТ ПРАВА ДЕТЕЙ ?
Слайд 25
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе
или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и , что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 26ТЕХНОЛОГИЯ «ДИСКУССИЯ»
Это публичный спор, целями которого являются выяснения и
сопоставление различных точек зрения, поиск нахождения правильного решения спорного вопроса
Слайд 27ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современные образовательные технологии
можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени