Слайд 1Использование приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми, имеющими
психоэмоциональные нарушения
Слайд 2Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, телесно – ориентированная арт-терапия -
лечебное воздействие движениями. Этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
«В здоровом теле - здоровый дух"
("Spiritus sano in corpore sano")
Слайд 3Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином — хептика. Обычно
исследователи различают слова —прикосновение (активный, намеренный, сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.).
Важно знать, что организм человека имеет
особенность: мимолетное легкое
случайное прикосновение
может вызвать несоизмеримо
сильный эффект.
Слайд 4“Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии.
Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливаются в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком
месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.
Слайд 5"Тело без души нам ни о чем не говорит, так же
как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...
Карл Юнг
Пауло Коэльо
Слайд 6Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок
обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.
Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20.
Дело не в количестве,
а в качестве.
Прикосновения однополого друга
Схема прикосновений по С. Джоурарду.
Прикосновения друга противоположного пола
Прикосновения отца
Прикосновение матери
- 51 – 75 %
0 – 25%
76 – 100%
51 – 75 %
26 – 50%
Слайд 8Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:
- Тревожность, возбудимость, плаксивость
- Агрессивность
-
Страхи и фобии
- Навязчивости и стереотипии
- Трудности с общением, стеснительность, зажатость
- Замкнутость, закрытость
- Психосоматические проблемы:
- Тики, энурез, заикание, рвота на нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.
Слайд 9Все теоретические концепции телесно – ориентированной терапии имеют практические формы применения,
которые состоят из ряда упражнений , направленных на достижение определенных целей:
снятие стресса;
снятие хронической усталости;
лечение неврозов, депрессий;
избавление от страхов;
избавление от чувства
неудовлетворенности;
повышение самооценки.
Слайд 10Телесно-ориентированные упражнения:
«Марионетки»:
Психолог просит детей представить, что они — мягкие тряпичные игрушки,
которые висят на ниточках.
Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях; расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают колени и приседают на корточки.
«Лежачая восьмерка»:
Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.
Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:
- Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.
Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.
Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак бесконечности:
В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок. По окончании дети встряхивают кистями рук .
Слайд 11"Поза Аиста"
Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед,
надо
прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить
голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом
колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно
выпрямиться.
"Возьми себя в руки"
Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,
что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями
локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.
"Снеговик"
Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные
руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.
Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,
пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают
руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.
"Карандаши"
Взрослый: Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.
Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.
Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.
Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"
Слайд 12"
"Поза доброй кошки"
Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить
перпендикулярно полу и перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.
"Поза сердитой кошки"
Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее
ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.
«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам»,
по болоту, по натертому скользкому паркету,
по грязной дороге в туфлях на высоких
каблуках. Представьте себя вырастающим из
саженца кустом, раскрывающимся цветком.
Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем
комбинезоне, в норковом манто, в вечернем
платье со шлейфом, в купальнике.
Слайд 13«Мотивированный бег или ходьба»: против ветра, по росе, по болоту, над
пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.
«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.
«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.
«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.
Слайд 14«Путаница». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая
через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.
«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.
«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.
«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.
«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.
Слайд 15"
«Против движения». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед
грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.
«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.
«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.
«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.
«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.
«Этюды с воображаемыми предметами». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.
«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.
Слайд 16"Тихое озеро"
Взрослый: Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе
чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.
Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.
Слайд 18Использованная литература
1. http://lib100.com/book/art_therapy/techniques/
2. http://www.therapy.by/therapy/telesno-orientirovannaya_terapiya/
3. http://www.uaua.info/planirovaniye-semji/beremennost/article-11385-emotsionalnyie-problemyi-u-detey-telesno-orientirovannaya-terapiya-kak-metod-korrektsii/
4. http://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii