Слайд 1«Твоя свобода размахивать кулаками
ограничена носом твоего соседа.»
Английская пословица
Слайд 2«В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях, в полосатых штанах,
в красной рубахе навыпуск, подвязанной толстой веревкой, волосы – копна соломы. Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и давай махать кому-то в окно.
– Ты чего это сел на мою лавку? – вдруг взъерепенилась бабка. – Где твое место? На верхней полке! Вот лезь туда и сиди!
– Да мне же там сидеть неудобно… – начал оправдываться паренек.
– Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас огрею по спине батогом-то! Спорщик какой.
Слайд 3Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку
и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк…
– Хулиганы! Избивают! На помощь! Милиция! – кричала она.
Слайд 4Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то
примочки, а паренька отвели в соседний вагон, подальше от бабки. Та долго еще ворчала:
– Вот приеду, заявлю в милицию на этого хулигана!»
Что же произошло?
Слайд 5Права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции,
ГК, УК, Семейном кодексе) =
правовой статус.
Слайд 61-я группа – Нормативный подход к праву
Ст. 217-219
2- я группа –
Естественное право Ст. 219-221
3- я группа – Взаимосвязь естественного и позитивного права Ст. 222- 224
4- я группа – Законотворческий процесс в РФ
Слайд 7Вспомним «случай в поезде».
Как можно решить эту ситуацию?
Слайд 8(Обратиться в суд или найти компромисс, или прибегнуть к услугам медиатора;
на доске – «портрет» медиатора.)
Слайд 9Этапы посредничества.
0 – вступительная часть.
1 – выступление сторон.
3 – формулирование повестки
дня.
2 – прояснение интересов.
4 – выдвижение предложений.
5 – выбор решения.
Слайд 10Представления о человеческой свободе, достоинстве, личной независимости, общественной справедливости, из которых
впоследствии выросла теория прав человека, существовали, по-видимому, в течение всей истории цивилизации. Однако именно из античности европейская культура унаследовала сами термины «политическая свобода», «равенство людей», «гражданские права».
Слайд 11Аристотель выделяет в качестве наиболее демократических три преобразования Солона. Первое – введение
запрета давать взаймы под залог «тела». Второе – предоставление каждому человеку права заступаться в суде за обижаемого. Третье преобразование – это право подавать апелляцию в народный суд. Из трех деяний, названных Аристотелем демократическими, два – связаны с защитой прав личности в суде. Сам Аристотель говорил об этом так: «Будучи господином в суде, демос становится господином и в государстве».
Слайд 12«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим
образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех…»
Слайд 13Английская Великая хартия вольностей 1215 г. Она зафиксировала договор, который заключили
между собой дворянство, церковь, английский король и ремесленные общины. Этот договор четко определил пределы королевской власти: на что власть имеет право, а на что не имеет.
Слайд 14 «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в
тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны».
Слайд 15XVII в. Джон Локк.
мыслитель сформулировал три основных человеческих права: на жизнь,
на собственность и на свободу. Локк писал: «Человек рождается, как было уже доказано, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире,
Слайд 16и он по природе обладает властью не только охранять свою собственность,
то есть жизнь, свободу и имущество от повреждений и нападений со стороны других людей, но также судить и наказывать за нарушение этого закона других, как того заслуживает, по его убеждению, данное преступление, даже смертью, в тех случаях, когда гнусность поступка, по его мнению, этого требует».
Слайд 17Идея о том, что люди по природе своей обладают неотчуждаемыми, священными
правами, впервые получила законодательное закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Декларации независимости США 1776 г., Билле о правах (поправки и дополнения к Конституции Соединенных Штатов Америки).
Слайд 18Французская Декларация прав человека и гражданина гласит:
«Статья 1. Люди родятся и
остаются лично свободными и равными в правах…
Статья 4. Свобода состоит в возможности делать то, что не вредит другим; поэтому осуществлению естественных прав отдельного человека полагается предел только необходимостью обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами…»
Слайд 19В Декларации независимости США сказано: «Мы считаем очевидной истиной то, что
все люди созданы равными, что от Создателя они наделены неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к лучшей доле. Для того чтобы обеспечить эти права, и создаются государства, получая свою власть по общественному согласию управляемых, и в случае, если какая-либо форма государственного правления препятствует реализации этих прав, народ обладает правом сменить или уничтожить ее и создать новую форму государственного правления…».
Слайд 20Всеобщая декларация прав человека – документ, провозглашающий и защищающий права человека,
– была принята на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. (ежегодно отмечается мировым сообществом как День прав человека). В этом документе подчеркивалось, что политика государств по отношению к собственным гражданам не только является одним из важнейших предметов международных отношений, но и сама эта политика должна проводиться и оцениваться в соответствии с международными стандартами.
Слайд 21Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве
и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Слайд 22Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными
настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения или иного положения
Слайд 23Статья 29. […] 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый
человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Слайд 24Статья 18.
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и
религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободно исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
Слайд 252. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или
принимать религию или убеждения по своему выбору.
Слайд 263. Свобода исповедать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом
и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
Слайд 27Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в
соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своим собственными убеждениями».
Слайд 28«Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него» от 9
ноября 1948 г.;
– «Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 г.;
– «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» от 14 декабря 1960 г.;
– «Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации» от 7 марта 1966 г.;
– «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания» от 10 декабря 1984 г.;
– «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (Подробнее об этом см. в материале следующего урока.)
Слайд 29Из доклада специальной комиссии Парламентской Ассамблеи
Совета Европы
Специальная комиссия Парламентской Ассамблеи посетила несколько регионов России и выявила ряд случаев, в которых, возможно, имеются нарушения прав человека и неисполнение соответствующих обязанностей. Ниже приводятся некоторые из ситуаций.
Слайд 301) Дети-беженцы и вынужденные переселенцы, которые плохо говорят по-русски, испытывают большие
трудности в обучении, а учительница не может заниматься с ними дополнительно.
2) Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
3) Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливали расшалившихся учеников младших классов, слегка шлепали и встряхивали их, чтобы те успокоились.
Слайд 314) На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотношения некоторых учеников друг с
другом и высказывался об уровне развития некоторых учеников.
5) Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель потребовал, чтобы он показал содержимое своей сумки.
6) Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.
Слайд 327) Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
8)
Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба.
9) Директор снял школьную стенгазету перед приходом комиссии из РОНО, так как она портила внешний вид школьного помещения.
Слайд 3310) Представителю ученического самоуправления отказали в выступлении на школьном педсовете.
11) Директор
запретил проведение собраний школьного дискуссионного клуба по темам «О качестве школьных завтраков» и «Устав школы и Закон об образовании».
12) Несколько школьников организовали музыкальную группу. Им не предоставили места для репетиций.
Слайд 3413) Школьников принуждают выполнять работу по уборке классов, пришкольной территории, мелкие
ремонтные работы.
14) 15-летний ученик был отчислен из школы после того, как получил двойки почти на всех экзаменах.
15) Классный руководитель обязал школьников создать орган ученического самоуправления – совет класса.
Слайд 3516) Старшеклассник пропускает уроки по некоторым предметам, которые, как он считает,
не пригодятся ему в жизни. Родители наказывают его за это, учителя ссылаются на необходимость выполнения государственного стандарта по всем предметам.
17) Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока.
18) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей