Презентация, доклад на тему Ахиезер Александр Самойлович. Россия расколотая цивилизация

Содержание

Нам давно нужна теория, которая дала бы достаточно ясное понимание того, кто мы есть, что с нами происходит, куда мы идем и что с нами может стать, если мы не переменимся и будем и далее

Слайд 1



Ахиезер Александр Самойлович.
Россия расколотая цивилизация



Ахиезер Александр Самойлович.Россия расколотая цивилизация

Слайд 2






Нам давно нужна теория, которая дала бы достаточно ясное понимание

того, кто мы есть, что с нами происходит, куда мы идем и что с нами может стать, если мы не переменимся и будем и далее следовать накатанному пути нашей истории.




Нам давно нужна теория, которая дала бы достаточно ясное понимание того, кто мы есть, что с

Слайд 3
Ахиезер Александр Самойлович
Александр Самойлович Ахиезер (29 сентября 1929, Москва — 12

октября 2007) — российский философ, социолог, автор работ по анализу закономерностей исторических процессов.
Ахиезер Александр СамойловичАлександр Самойлович Ахиезер (29 сентября 1929, Москва — 12 октября 2007) — российский философ, социолог,

Слайд 4

Илья Александрович Ахиезер и Наталья Григорьевна с сыном Александром, 1920-е годы

Илья Александрович Ахиезер и Наталья Григорьевна с сыном Александром, 1920-е годы

Слайд 5





В 1991 году вышла книга А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического

опыта», в которой он сделал попытку системного анализа российской истории и российской ментальности.

В 2005 году вышла книга «История России: конец или новое начало?» с системным анализом исторического пути и социокультурной динамики России (написанная более простым, понятным языком и предназначенная для широкого круга читателей).




В 1991 году вышла книга А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта», в которой он сделал попытку

Слайд 7





Раскол стал той исходной ключевой метафорой, которая была положена А.

Ахиезером в основание представлений о российском обществе и стала центральной категорией системы понятий, разработанных им для объяснения и понимания социокультурных процессов, происходящих в России. Появился интегральный образ нашего общества, наглядно выражающий наше отставание в решении проблем от их накапливания, недостаточную способность к коммуникации, к результативному диалогу.





Раскол стал той исходной ключевой метафорой, которая была положена А. Ахиезером в основание представлений о российском

Слайд 9





Историческая "болезнь" России - социокультурный раскол.

На обыденном уровне эта общеизвестная

особенность российского исторического развития предстает как иррационально-непознаваемая.

Раскол - в христианском смысле - результат недостатка любви людей друг к другу, неспособность миром сладить общее дело, достичь устраивающего всех компромисса, примирить сталкивающиеся интересы.




Историческая

Слайд 10





Раскол, однако,- понятие не религиозно-церковное и не социально-психологическое, и причина его

- вовсе не природа человека, так же как не являются его причинами свойства национального характера, какие-нибудь особенности, коренящиеся на этническом уровне.





Раскол, однако,- понятие не религиозно-церковное и не социально-психологическое, и причина его - вовсе не природа человека, так

Слайд 11





Россия - "расколотое" общество, к такому выводу приходит А. Ахиезер, потому

что в ней действуют одновременно противоположные, пытающиеся стать господствующими логики.





Россия -

Слайд 12






Каждая из этих логик по-своему рациональна и несет в себе свой

собственный проект жизнеустройства, культурную программу, каждая воплощается в социальные институты, образцы и традиции, имеет представления о должном поведении, отношении к природе, обществу, другим людям, народам и странам, государству, власти, прошлому и будущему, вплоть до мироздания в целом.



Каждая из этих логик по-своему рациональна и несет в себе свой собственный проект жизнеустройства, культурную программу, каждая

Слайд 13




Обе логики почвенны: ни одна из них не является "чужой", "наносной".



Но это не рядоположенные логики: они связаны генетически.

Первая из них основана на традиционной российской нравственности, складывавшейся с древнейших времен.

Вторая возникла позднее как элемент развития общества.



Обе логики почвенны: ни одна из них не является

Слайд 14




В любом обществе существует "социокультурное противоречие", отрывающее мысль от дела, идеал

от его воплощения, но требуются особые условия, чтобы из этого противоречия возник социокультурный раскол.

Будучи одним из выражений нарушения социокультурного закона, сформулированного автором, крайнего обострения социокультурного противоречия, раскол имеет место, например, в модернизирующихся обществах.



В любом обществе существует

Слайд 15




В России, однако, он возник гораздо раньше: вместе с государственностью и

принятием христианства.

За многие века раскол не только не исчез, но глобализо-вался, приобрел особо тяжелое, длительное течение, превратился в характеристику общества, в элемент его самобытности.

Все глубже и глубже проникая в общество,- автор прослеживает историю социокультурного раскола достаточно подробно,- раскол определил, наконец, основной социальный тип личности как "расколотый".

Последнее произошло относительно недавно, во второй половине XIX века, когда стала дифференцироваться, раскололась народная крестьянская почва. Постепенно раскол стал "хронической болезнью" общества.



В России, однако, он возник гораздо раньше: вместе с государственностью и принятием христианства. За многие века раскол

Слайд 16




Очевиден вопрос: почему в других обществах естественно возникающий при культурной, социальной

дифференциации раскол был преодолен или по крайней мере ослаблен до масштабов, не угрожающих существованию целостного сообщества, достаточных для формирования глубинного консенсуса, единого нравственного основания культуры?




Очевиден вопрос: почему в других обществах естественно возникающий при культурной, социальной дифференциации раскол был преодолен или по

Слайд 17





В самой общей форме ответ, видимо, может состоять в том, что

спонтанно нарастающая дифференциация должна постоянно компенсироваться возникновением интегративных механизмов, действующих по принципу обратной связи в кибернетической системе.

В России колоссальность неосвоенных пространств и редкость населения резко снизили необходимость в формировании подобного рода интеграторов.

Не способствовала их развитию и натуральность и полунатуральность хозяйственных укладов, замедлявшая, кроме того, и сам процесс дифференциации, т. е. развитие.


В самой общей форме ответ, видимо, может состоять в том, что спонтанно нарастающая дифференциация должна постоянно компенсироваться

Слайд 18




Города всегда были слабы и больше похожи на деревни, развивавшаяся в

них культура, с одной стороны, давала импульсы для формирования культурных и социальных интеграторов, о которых говорится выше, но, с другой стороны, эти импульсы были недостаточны, чтобы "переработать" всю территорию страны.

Отсюда слабость созидательных функций государства, пытавшегося восполнить "разрывы" в социальной "ткани" административным нажимом, вплоть до прямой жестокости.

Но государство - лишь один из интеграторов, причем наименее гибкий и мобильный. Чтобы общество было богатым, преуспевающим, все оно должно быть пронизано густой сетью таких интеграторов - обратных связей.



Города всегда были слабы и больше похожи на деревни, развивавшаяся в них культура, с одной стороны, давала

Слайд 19





В результате раскола в обществе образовались цивилизационные типы:
традиционный, где

господствует ориентация на сохранение достигнутой эффективности общественного воспроизводства, и либеральный, где преобладает постоянное стремление повысить эффективность воспроизводства (прим.: традиционная и либеральная цивилизация - основные типологические единицы человеческой истории. Традиционная цивилизация включает все древние государства, средневековую Европу; либеральная - развитые капиталистические общества, вне зависимости от их геополитического положения). Это основополагающее различие проявляется во всем строе жизни, во всех ее сферах.



В результате раскола в обществе образовались цивилизационные типы: традиционный, где господствует ориентация на сохранение достигнутой эффективности

Слайд 20



Две цивилизации, фантастически сплетенные в теле одной страны, означают по меньшей

мере столько же типов ментальности, систем нравственности, основных политических культур, хозяйственных систем, типов самосознания и т. д. Расколотое общество - особое общество, преобразующее любые воздействия извне и изнутри самим фактом раскола. Фактически это означает необходимость постоянного учета не только "либеральных" элементов культуры, до сих пор показывавших себя более слабыми внутри страны, но и основного массива общества. Скрытая реальность этого основного массива, составляющие его элементы и факторы, прослеживание и конкретизация процессов, происходящих в толще общества - основное содержание книги.

Сплав двух цивилизаций порождает особую "промежуточную цивилизацию". Понимание цивилизационной специфики общества как "промежуточной", предложенное в исследовании автором, отрицает типологическое единство советского и западного обществ.


Две цивилизации, фантастически сплетенные в теле одной страны, означают по меньшей мере столько же типов ментальности, систем

Слайд 21

Типам цивилизации отвечают складывающиеся в них типы нравственности. Исходной "природной" формой

традиционной российской нравственности А. Ахиезер считает вечевую, которая распадается на соборную, персонифицированную в патриархальной общности и сходных с нею сообществах, и авторитарную - воплощение силы, власти, авторитета и собственности Первого лица тех же сообществ.

Динамика этих типов нравственности, их взаимоотношения между собой, переходы от конфликта к согласию между ними составляли содержание общественной жизни традиционного общества в России.

Органическая целостность, незамутненность традиционной культуры нарушается со временем внутренними причинами: общество дифференцируется, одни его элементы отрываются от других, выдвигаются новые нравственные типы. Возрастающее значение среди них приобретает утилитарная нравственность (которая начинает развиваться в традиционной цивилизации).

Вокруг утилитаризма и разворачиваются исторические драмы, занимающие последние несколько столетий общественного развития страны.

Типам цивилизации отвечают складывающиеся в них типы нравственности. Исходной

Слайд 22

А.И.Ахиезер с детьми и внуками. Стоят слева направо: дочь Татьяна, внуки

Александр и Илья, дочь Зоя, сын Илья, на руках А.И.Ахиезера — внучка Анна

А.И.Ахиезер с детьми и внуками. Стоят слева направо: дочь Татьяна, внуки Александр и Илья, дочь Зоя, сын

Слайд 23



В теории заложено требование к обществу - и это тоже

нравственная позиция ее автора - возвышения людей до сложности проблем которые им приходится решать, нравственного усилия, необходимого каждому, чтобы изменить свои привычки, отклониться от инерции жизни, ибо захотеть взять на себя этот дополнительный труд может только отдельный человек, и лишь как результат - общество.


В теории заложено требование к обществу - и это тоже нравственная позиция ее автора - возвышения

Слайд 24
Ахиезер Александр Самойлович

Ахиезер Александр Самойлович

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть