Слайд 1НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
С.В. Орлова
Подготовила: слушатель курса
профессиональной переподготовки:
«????»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями на уроках физкультуры».
Слайд 2
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
изучение особенностей педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями
на уроке физкультуры.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Изучить теоретическую и нормативную базу данной проблемы;
Рассмотреть особенности развития детей с ОВЗ и определить наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми данной категории;
Социально-реабилитировать детей с ОВЗ в системе комплексной работы.
Слайд 3
Методологическое обоснование работы
История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными
исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т.А. Власовой (1973-1976), Т.Б. Глезерман (1983), Ю.Г. Демьянова (1970, 1988), В.В. Ковалева (1985), В.В. Лебединского (1985) и других ученых.
Слайд 4
Объект исследования
педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями на уроках
физкультуры.
Предмет исследования
особенности организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями на уроках физкультуры.
Слайд 5
Гипотеза исследования
Предполагается что обеспечение специальных условий воспитанникам с особыми образовательными
потребностями и социальная комплексная абилитация и реабилитация - залог успешности в системе образовательного процесса.
Слайд 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Социальная адаптация и реабилитация являются основой системы психолого-педагогической помощи
как одной из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Слайд 7
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
Введение
Глава 1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
1.2. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры для детей ОВЗ
1.3. Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
1.4.Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ
Глава 2. Организация педагогической работы с детьми с ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры
2.1. Особенности педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Заключение
Список литературы
Приложение
Слайд 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИА ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Слайд 9Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с нарушением речи
Дети
с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития-
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Б.П. Пузанов
Слайд 10
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИТЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ
Вид (тип) нарушения.
2. Степень и
качество первичного дефекта.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта.
4. Условия окружающей социо-культурной и психолого-педагогической среды.
Слайд 11
ПРЕПОДАВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЯМ С ОВЗ
Специфической направленностью в работе с
данной категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная
сторона, в том числе и процесс физического воспитания.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь.
Слайд 12МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯДЕТЕЙ С ОВЗ.
Осмысленное выполнение учеником
упражнений.
Регуляция учеником темпа, ритма, координации движений.
Формирование способов контроля и самоконтроля задвижениями.
Положительное отношение к урокам физической культуры
Развитие и активизация познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Определение стратегии и тактики коррекционной работы
Слайд 13Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем,
что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ДЕТЯМ С ОВЗ
Формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ОВЗ занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре
Слайд 14
ВНИМАНИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Большое внимание уделяется и физическому состоянию
учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе, малая физическая активность во внеучебное время.
Слайд 15ВНИМАНИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Здоровьесберегающая деятельность ОУ- это система мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ;
- рациональная организация ОП, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися.
Слайд 16ВНИМАНИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Здоровьесберегающая деятельность ОУ- это система мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ;
- рациональная организация ОП, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
просветительско-воспитательная работа с учащимися.
соблюдение норм СанПин;
организация диспансеризации учащихся;
Слайд 17ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Обучением на уроках адаптивной физкультуры и ЛФК охвачены дети с ОВЗ.
Заболевания существенно ограничивают их жизнедеятельность, т.е. лишает их способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка является обеспечение оптимальных условий для его реабилитации или абилитации, обучения, воспитания и развития исходя из его индивидуальных особенностей.
Слайд 18ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ.
Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений.
Реализация коррекционно-развивающей цели урока обеспечивается включением специальных коррекционно-развивающих упражнений для коррекции двигательной сферы, общесоматического развития организма ребенка. Комплекс упражнений разрабатывается с учетом специфики ограничений учащихся.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
1. Индивидуальный подход к каждому
ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на
эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 21СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важно с самого
раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.
Важнейшей частью работы являются регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, вооружают их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей.
Слайд 22СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Атмосфера поощрения во
время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности
- применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
Слайд 23СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
На уроках и дополнительных
занятиях необходимо подходить индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.
-давать посильные задания для выполнения;
- контролировать выполнение домашнего задания;
-не выделять среди сверстников;
-привлекать во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;
- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимать зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
Слайд 24СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ЧЕРЕЗ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В работе с детьми
с ОВЗ приоритетной задачей является принятие ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.
Слайд 25
ВЫВОДЫ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Правильная организация педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации или абилитации. Что, в конечном итоге, обеспечивает интенсивную и устойчивую позитивную динамику развития личности детей.
Слайд 26
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же
мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн