Слайд 1
Содержание деятельности педагога
дополнительного образования детей
Слайд 3Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Дополнительное образование
- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
Слайд 4Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Образование -
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 5Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Слайд 6Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями
(Пункт 5, приказа № 1008 от 29 августа 2013 г. )
Слайд 7Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и
развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
Слайд 8Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на (продолжение):
создание
и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
(Пункт 3, приказа № 1008 от 29 августа 2013 г. )
Слайд 9Функции педагога ДО
Организационные;
Образовательные;
Воспитательные;
Методические
Слайд 10Специфические условия деятельности дополнительного образования
1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2.Ориентация
на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4.Единство обучения, воспитания, развития.
5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
(Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова и Н.Н. Михайлова)
Слайд 11ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Приказ Министерства труда и социальной
защиты
Российской Федерации
от «8» сентября 2015 г. № 613н
вступает в силу с 1 января 2017 г.
http://dopedu.ru/
Слайд 12Структура стандарта
Общие сведения
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Характеристика
обобщенных трудовых функций
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Слайд 13Общие сведения
Вид профессиональной деятельности – Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей
и взрослых
Слайд 14Общие сведения
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся по усвоению
знаний, формированию умений и компетенций;
Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
Обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Слайд 15Описание трудовых функций
Обобщенные трудовые функции -
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Трудовые
функции:
Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ
Слайд 16Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения и воспитания
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
Слайд 17Обобщенная трудовая функция
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Трудовые функции:
Организация и проведение
исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
Слайд 18Обобщенная трудовая функция
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Трудовые функции:
Организация и проведение
массовых досуговых мероприятий
Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим
Слайд 19Характеристика обобщенных трудовых функций
Обобщенная трудовая функция:
Наименование
Возможные наименования должностей
Требования к образованию и
обучению
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Дополнительные характеристики
Слайд 20Характеристика обобщенных трудовых функций
Трудовая функция
Наименование
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Слайд 21Обобщенная трудовая функция – возможные наименования должностей
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
педагог дополнительного образования
старший педагог дополнительного образования
тренер-преподаватель
старший тренер-преподаватель
преподаватель
Слайд 22Обобщенная трудовая функция – возможные наименования должностей
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных
программ
Методист
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
Слайд 23Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся
Трудовые действия:
Планирование взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей
Слайд 24Необходимые умения:
Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся,
планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию
Слайд 25Выявлять представления родителей учащихся о задачах их воспитания и обучения в
процессе освоения дополнительной образовательной программы
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей и т.п.
Использовать различные приемы привлечения родителей к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
Слайд 26Необходимые знания
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
Особенности семейного
воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями,
Слайд 27Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и
с участием родителей
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей и т. п.)
Приемы привлечения родителей к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности
Слайд 28Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
Необходимые умения
Выявлять интересы обучающихся (для
детей – обучающихся и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
Слайд 29Необходимые умения
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии
досуговых мероприятий с учетом:
- образовательных запросов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
- фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в т. ч. одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – в зависимости от контингента обучающихся)
- особенностей группы обучающихся
- специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации)
Слайд 30Необходимые умения:
Проектировать совместно с обучающимся (для детей – с обучающимися и
их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
Определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации
Необходимые знания
Способы выявления интересов обучающихся (для детей – обучающихся и их родителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности
Слайд 31Профессиональное развитие педагога
Направления профессионального роста:
Уровень образования;
Уровень квалификации;
Повышение квалификации;
Опыт личного участия в
профессиональных конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях;
Опыт участия в экспертных советах и комиссиях;
Опыт участия в профессиональных (сетевых) сообществах;
Представление опыта работы коллегам;
Самообразование