Слайд 1ТРИЗ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ,
МАУ ДО «Дом детского технического
творчества»,
научно-исследовательское творческое объединение детей «ГЕЛИОС-21»
Автор: педагог дополнительного образования
Рудин Виталий Александрович
2017
Слайд 2 Вопрос 1. Что такое ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.
Слайд 3Вопрос 2. Что такое теория?
Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) —
учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.
Слайд 4 Вопрос 3. Что такое изобретательство?
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО
- творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и отсутствием для этого достаточных средств. Результатом изобретательской деятельности является изобретение как способ разрешения названного противоречия.
Слайд 5 Вопрос 4. Что такое техническая система?
Техническая система — искусственно созданная система, предназначенная для удовлетворения определенной потребности, существующая 1) как изделие производства, 2) как устройство...
Слайд 6 Вопрос 5. Кто автор ТРИЗ?
Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов; 15 октября 1926, Ташкент, Узбекская ССР, СССР — 24 сентября 1998, Петрозаводск, республика Карелия, Россия, изобретатель, писатель-фантаст.
Альтшуллер за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5 уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ.
Слайд 7 Вопрос 6. Какова сущность ТРИЗ-технологии?
ТРИЗ-технология разрабатывается на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Альшуллер, анализируя накопленный веками большой массив патентной информации, открыл законы развития технических систем, которые могут быть сознательно использованы в изобретательской и прогностической деятельности.
Слайд 8 Вопрос 7. Какие законы используются в ТРИЗ?
Законы развития технических систем, на которых базируются все основные механизмы решения изобретательских задач, впервые сформулированы Г.С.Альтшуллером в книге "Творчество как точная наука" (М.: "Советское радио", 1979, с.122-127):
Закон полноты частей системы.
Закон "энергетической проводимости" системы.
Закон согласования ритмики частей системы.
Закон увеличения степени идеальности системы.
Закон неравномерности развития частей системы.
Закон перехода в надсистему.
Закон перехода с макроуровня на микроуровень.
Закон увеличения степени вепольности.
Слайд 9 Вопрос 8. Какова цель ТРИЗ?
Цель
ТРИЗ – является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.
Слайд 10 Вопрос 9. Каковы задачи ТРИЗа?
Задачи
ТРИЗа:
· развитие способности к творчеству;
· формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации и др.);
· развитие воображения, формирование умений управлять воображением и фантазированием;
· овладение методами и приемами разрешения различных противоречий.
Слайд 11Вопрос 10. Какие методики используются при решении задач ТРИЗ?
Метод проб и
ошибок.
Мозговой штурм.
Метод синектики.
Морфологический анализ.
метод фокальных объектов.
Метод контрольных вопросов.
Слайд 12Вопрос 11. Что такое АРИЗ?
Алгоритм решения изобретательских задач(АРИЗ) - комплексная программа
алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.
Первоначально АРИЗ назывался "методикой изобретательского творчества".
Слайд 13ТРИЗ позволяет:
Решение Задач.
Выявление новых.
Прогнозирование развитие техники.
Совершенствовать работу
конструкторов, технологов.
И другое.
ТРИЗ утверждает:
Если условия задачи не противоречат законам природы, то задача имеет решение.
Развитие технических и нетехнических систем подчиняется объективным законам.
Слайд 14Как накормить рыбок?
Условие задачи:
При отлучке на несколько дней из дома встаёт
проблема, как накормить рыбок в аквариуме. Запустите в аквариум, например, циклопов — рыбки быстро их съедят, и потом будут голодать. Конечно, циклопов можно запускать в аквариум постепенно, но кто будет это делать в Ваше отсутствие? Как быть?
Решение:
1. Состав системы: рыбы, циклопы, аквариум, вода.
Конечная цель, с которой ставится задача:
циклопы «перемешиваются» с рыбами постепенно.
В какой постановке решаем задачу?
задачу решаем в первоначальной постановке.
Идеальный конечный результат (ИКР): циклопы сами постепенно «перемешиваются» с рыбами.
Слайд 15В чём состоит помеха? В чём заключается существо конфликта? Что мешает
достижению ИКР?
ничто не мешает циклопам мгновенно «перемешаться» с рыбами, а это недопустимо.
В чем состоит конкретная научно или технически обоснованная причина помехи? («почему мешает»)?
на пути от циклопов к рыбам нет препятствий, которые не только «отражали» бы часть потока циклопов, стремящихся распространиться по всему аквариуму, но и препятствовали проникновению рыбы туда, где циклопы есть.
При каких условиях помеха исчезнет?
если появятся препятствие, пропускающее лишь часть потока циклопов к рыбе, и совсем не дающее возможность рыбе проникать к циклопам.
Аналогия — лев в клетке зоопарка: воробьи могут залетать ко льву, а он выйти наружу не может!
Контрольное решение:
Предлагается отгородить часть аквариума, например, оргстеклом с отверстиями, достаточно мелкими, чтобы сквозь них не могли проходить рыбки. В отгороженную часть следует поместить циклопов. Постепенно проникая через отверстия из отгороженного объёма в другую часть аквариума, циклопы долгое время будут служить кормом для рыбок.