Слайд 1Технология проектного обучения в дополнительном образовании (из опыта)
Дьяченко Т. П.
Слайд 2Теоретические установки
"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся
в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект — специально организованный и самостоятельно выполняемый комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающийся созданием продукта(ов).
Слайд 3Теоретические установки
Проект - описание будущей деятельности, направленной на осуществление значимых изменений
за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.
Проект направлен на ликвидацию какого-либо серьезного недостатка, «разрыва» в практике.
Проект отличается от исследования тем, что исследование предназначено для получения нового знания, а проект для внесения изменений деятельностного характера в устоявшуюся практику.
Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.
В проектной форме осуществляются изменения такого масштаба, на которое не решаются при осуществлении текущей деятельности.
Слайд 4Задачи проектирования
Стимулирование аналитического процесса по осмыслению реальных педагогических практик, собственной педагогической
деятельности, проблем ее организации и поиск путей их решения.
Обогащение опытом продуктивной управленческой деятельности по планированию, организации и развитию проектирования в рамках образовательного сообщества.
Создание банка новаций - инноваций.
Слайд 5Основные требования к проектной деятельности
Работа над проектом всегда направлена на разрешение
конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.
Например: воспитанники посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
Основные характеристики проблемы, на решение которой направлен проект:
существует несколько возможных путей по ее решению;
необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее решения;
важны кооперация участников между собой для решения проблемы;
важно субъективное, личное отношение и самоопределение участников проектной деятельности к предполагаемым результатам.
Слайд 6Основные требования к проектной деятельности
Планирование действий по разрешению проблемы: начинается с
определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Слайд 7Основные требования к проектной деятельности
Работа с информацией как обязательное условие каждого
проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Слайд 8Формы продуктов проектной деятельности
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Атлас, карта
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал
Действующая фирма
Законопроект
Игра
Коллекция
Модель
Костюм
Музыкальное произведение
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Постановка
Праздник
Прогноз
Система детского самоуправления
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Учебное пособие
Экскурсия и др.
Слайд 9ПРОЕКТ - это "пять П":
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд 10ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Триединый принцип проектирования:
• Многообразие, открытость, прозрачность возможностей.
• Отчетливость, ясность,
определенность границ.
• Свобода самоопределения и ответственность выбора.
Слайд 11Основные характеристики участника (организатора) проектной деятельности
В деятельности
1. Готовность к самоопределению.
2. Видение
проблем образования.
3. Видение механизмов реализации проблем.
4. Умение заинтересовать своей идеей других участников.
5. Готовность к кооперации.
В коммуникации (осознанное общение)
1. Все отношения с людьми выстраивает осознанно, несет за это персональную ответственность.
2. Личные проблемы стоят на втором плане.
3. За процессом видит человека, за человеком – процесс.
Слайд 12Этапы проектирования (содержательный аспект)
Проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности. Минимизировать
риск неудачи призвана поэтапная организация процесса проектирования:
Рефлексия - острое осознание невозможности прежней деятельности.
Самоопределение (самоидентификация с современной ситуацией).
Анализ (что происходило, что не устраивает).
Прожект (что произойдет, мечта, сказка, миф, то, куда я вкладываю глубоко сокровенное, что самому еще не очень понятно. В процессе прожектирования, обмена мнениями формулируется то, что необходимо. Это творчество, свобода в мыслях и на бумаге.)
Проект – как прожект будет реализован на практике.
Моделирование и экспертиза (конструирование и помещение в среду – выживет ли? Определение ресурсов) – учитывается собственная логика движения жизни и негативные последствия реализации проекта.
Программирование и первый шаг.
Слайд 13Этапы проектирования (организационный аспект)
1. Подготовительный этап
формирование проектных команд,
распределение функционала по реализации проектной деятельности,
определение актуальных проблем организации образовательной деятельности, на решение которых направлен проект,
генерирование проектных идей.
2. Исследовательский
Поиск оптимальных механизмов и способов решения поставленных цели и задач реализации проекта, разработка и детальное описание проекта. Защита проекта (планов реализации воспитательной концепции).
3. Основной этап - апробация проектных идей в образовательном пространстве, деятельность по решению главных задач проекта, проведение системы мероприятий.
4. Оценочный этап - подведение итогов, презентация и анализ результатов проекта, определение перспектив, составление отчетов.
Слайд 141-й этап – подготовительный:
Выбор темы;
Формулировка гипотезы (предположение о результатах);
Определение целей;
Определение задач;
Определение
количества участников
Слайд 152-й этап – поисковый:
Поиск и сбор информации;
Изучение специальной литературы;
Обмен и обсуждение
информации с другими участниками проекта.
Слайд 163-й этап – аналитический:
Анализ информации;
Отбор наиболее значимых данных;
Выстраивание общей логической схемы
выводов для подведения итогов.
Слайд 174-й этап – презентация полученных результатов:
Оформление портфолио;
Защита проекта;
Подведение итогов.
Слайд 19Классификация проектов
Исследовательские
Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с
характерными для любой научной работы методами исследования.
Прикладные
Они направлены на получение конкретного результата деятельности. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.
Информационные
Они направлены на сбор информации о каком-либо явлении или объекте с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (создание информационной среды класса или школы).
Ролевые – игровые проекты
Они направлены на реконструкцию и моделирование определённых ситуаций, что даёт возможность глубже погрузиться в определённую тему.
Творческие
Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (театральная постановка).
Слайд 20Творческие проекты Творческого объединения «Инфознайка»
В современных экономических условиях необходимо помочь всем
школьникам познать себя: свои способности и возможности, научить их разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с требованиями рынка труда, т. е. соответствовать социальному заказу, быть конкурентоспособным. Современный рынок труда сегодня предъявляет новые требования к персоналу:
инициативность;
высокий уровень профессионализма;
Повышенная адаптивность к новым и изменяющимся условиям труда;
Ответственность за результаты своей работы;
Открытость новым технологическим решениям;
Навыки лидерства и т. д.
В рамках Дополнительного образования есть возможность расширить знания учащихся о различных видах и сферах деятельности, о требованиях предъявляемых к профессиям людей
Слайд 21Творческие проекты Творческого объединения «Инфознайка»
В творческом объединении «инфознайка» предусмотрено выполнение следующих
творческих проектов:
1. По программе «Мир информационных технологий»:
Творческий проект «Я - мультипликатор»;
Творческий проект «Я – художник»;
Творческий проект «Я – издатель»;
Творческий проект «познакомьтесь - Это я».
Слайд 22Творческие проекты Творческого объединения «Инфознайка»
В творческом объединении «инфознайка» предусмотрено выполнение следующих
творческих проектов:
2. По программе «Экономика со школы» :
Творческий проект «Я - предприниматель»;
Творческий проект «идеальный магазин»;
Творческий проект «Мини ферма»;
Творческий проект «Кафе»;
Творческий проект «Фабрика»;
Творческий проект «Самое лучшее место отдыха»;
Слайд 23Творческий проект «Я – предприниматель»
Аннотация
Творческий проект Бойченко Ольги и Карпук Светланы
на тему «Я - предприниматель».
Творческий проект направлен на разработку одного из вариантов выбора профессии - профессиональную пробу.
Объектом проектирования является организация процесса выбора профессии.
Цель работы - принять решение в выборе профессии путём моделирования ситуации профессиональной пробы в области предпринимательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомиться с нормативными документами, поддерживающими предпринимательскую деятельность в России.
2. Изучить требования профессии предпринимателя к человеку.
3. Разработать бизнес – план предпринимательской идеи.
Слайд 24Творческий проект «Я – предприниматель»
Гипотеза: Если ученику предоставить возможность в своей
практической деятельности соприкоснуться с выбранной профессией, то это помогло бы сделать вывод, принять собственное решение.
Цель: принять решение в выборе профессии путём моделирования ситуации профессиональной пробы в области предпринимательской деятельности.
Проблема: выбор будущей профессии.
Пути ее решения: смоделировать ситуацию профессиональной пробы.
Задачи:
- Познакомиться с нормативными документами, поддерживающими предпринимательскую деятельность в России.
- Изучить требования профессии предпринимателя к человеку.
- Разработать бизнес – план предпринимательской идеи.
Слайд 25Творческий проект «Я – предприниматель»
В теоретическом разделе раскрыты методологические аспекты важности
и актуальности выбора профессии школьником.
В практическом разделе раскрыты приемы организации профессиональной пробы на примере профессии предприниматель, разработан бизнес – план предприятия по производству и реализации товара.
В процессе выполнения работы создаются условия приближенные к профессиональным, что позволяет проанализировать степень соответствия и соотнести требования профессии предпринимателя к человеку, сделать выводы и принять решения в выборе профессии.
Слайд 26Творческий проект «Я – предприниматель»
В теоретической части учащиеся повторяют и закрепляют
понятия такие понятия, как:
Организационно-правовые формы: ООО и ИП;
Вид деятельности: производство, торговля или оказание услуг;
Доходы: в чем разница между Выручкой от реализации товаров и прибылью;
Издержки: постоянные и переменные;
Основные расходы: материальные, заработная плата, налоги и отчисления, регулярные платежи и аренда, транспортные, реклама.
Состав имущества и источников финансирования;
Слайд 27Творческий проект «Я – предприниматель»
В практической части они представляют себя начинающими
предпринимателями, выбирают организационно-правовую форму своего будущего предприятия и вид деятельности. На занятиях Были озвучены следующие Предпринимательские идеи:
- Розничная торговля различными товарами;
- Производство и продажа сувениров;
- Выгул собак;
- Закупка продуктов, лекарств пожилым людям;
- Подвижные игры, развлечение для детей во дворе;
- Производство одежды, аксессуаров;
Зоомагазин экзотических животных;
Детское кафе;
Курьерская фирма;
Фотопечать на одежде, посуде и др. предметах и т. д.
Агро- эко- туризм;
Крытый аквапарк и т.д;
Слайд 28Творческий проект «Я – предприниматель»
Бизнес-план – это план, программа осуществления бизнес
– операций. Действие фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Знакомятся со структурой бизнес-плана:
- Резюме.
- Показатель эффективности инвестиций.
- Характеристика фирмы.
- Место фирмы на рынке.
- Характеристика производства.
- Анализ рынка.
- Конкуренция.
- Каналы продвижения производства.
- Риски.
Слайд 29Разделы бизнес-плана
На начальном этапе, В целях экономии времени и упрощения
работы, разработан шаблон бизнес плана, который учащиеся заполняют в соответствии со своей предпринимательской идеей:
Слайд 30Разделы бизнес-плана
На начальном этапе, В целях экономии времени и упрощения
работы, разработан шаблон бизнес плана, который учащиеся заполняют в соответствии со своей предпринимательской идеей:
Слайд 31Разделы бизнес-плана
На начальном этапе, В целях экономии времени и упрощения
работы, разработан шаблон бизнес плана, который учащиеся заполняют в соответствии со своей предпринимательской идеей:
Слайд 41бизнес-план
Работа над данным проектом позволяет:
- узнать о требованиях профессии предпринимателя к
личности.
- узнать о системе финансовой поддержки предпринимателей в Чугуевском районе и России в целом.
- познакомиться с технологией изучения спроса определенного слоя населения в определенный промежуток времени (предновогодние праздники).
- познакомиться с системой выживания в конкурентной среде.
- научиться рассчитывать себестоимость товара и определять его рыночную цену.
- освоить азы создания рекламы на продукцию предпринимательской деятельности.
- учиться культуре общения с покупателем как потенциальным потребителем, учитывая его права.
- анализировать уровень успешности собственной предпринимательской деятельности.