Слайд 1Проектная деятельность
на уроках русского языка и литературы
в условиях работы
по новым ФГОС
в 5 классе
Бухрунова Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 8,
н.п. Североморск-3
Слайд 2Направления
ФГОС второго поколения
Смысловое чтение (Предмет «Основы смыслового чтения и работа с
текстом»);
Универсальные учебные действия;
Применение ИКТ (Предмет «Информационно -коммуникационные технологиии»);
Проектная и исследовательская
деятельность.
Слайд 3Виды деятельности
Проектное
обучение
Исследовательское
обучение
Вопрос: В
чем их сходство и различия?
Ответ: Это разные виды деятельности:
по направленности;
по смыслу;
по содержанию.
Слайд 4Виды деятельности
Исследование
представляет собой
бескорыстный поиск
истины.
В результате
исследования
добывается
новое
общественно /
личностно значимое
знание.
Проектирование
предполагает конечный
продукт.
Слайд 5
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое
слово - за ребенком, последнее - за учителем».
Коллингс
Слайд 6Каждый учитель (руководитель проекта) должен поставить перед собой ряд вопросов и
найти на них ответы:
Что такое «проект»?
Насколько полезна и интересна будет проектная деятельность его ученикам?
Что ученики умеют делать и чему им предстоит научиться в ходе работы над проектом?
Как правильно организовать работу?
С чего начать работу?
Слайд 7
Проектирование
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение
оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект позволяет формировать умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать);
наблюдать;
проводить эксперимент;
получать результат.
Слайд 8
Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
*в центре деятельности - ученик,
педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
*образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
*каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
*индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
*проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
проектная деятельность должна быть
практически значимой. Проект должен
иметь свой продукт;
проектированию можно научиться.
Слайд 10
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности
Рефлексивные умения:
осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Менеджерские умения и навыки:
проектировать процесс (изделие);
планировать деятельность, время, ресурсы;
принимать решения и прогнозировать их последствия;
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Слайд 11Поисковые (исследовательские) умения:
самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей;
устанавливать причинно-следственные связи видеть проблемы;
находить несколько вариантов решения проблемы;
задавать вопросы;
самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
выдвигать гипотезы;
выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать);
наблюдать;
проводить эксперимент.
Слайд 12Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного
опроса и т.д.
Слайд 13Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно
держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 14Проблема (греч. problema – задача или задание) – теоретический и практический
вопрос, требующий разрешения.
(Словарь иностранных слов)
Термин «проблема» нередко смущает учителей.
Какие проблемы по преподаваемому учебному предмету можно придумать и предложить ученикам? (В воображении возникает что-то большое и сложное).
Однако стоит принять положение:
учебная проблема – это затруднение, что-то непонятное – как методическая проблема становится вполне разрешимой.
Сталкиваясь с проблемой, человек испытывает:
удивление,
затруднение,
изумление.
Слайд 15
Для того, чтобы научить ученика навыкам исследовательского поведения, необходимо
научить его
наблюдать
строить гипотезы
Слайд 16Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для
объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте или теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией..
(Словарь иностранных слов)
Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.
Слайд 17Что такое «проект»?
Проект - это "пять П":
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация ( в широком смысле).
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд 18Классификация проектов
По доминирующей деятельности учащихся:
Исследовательский проект - по структуре
напоминает научное исследование.
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Ролево-игровой проект.
Слайд 19Классификация проектов
По количеству участников :
Индивидуальный проект.
Парный
проект.
Групповой проект.
По предмету труда:
Человек – человек. Человек – природа.
Человек – знаковая система.
Человек – техника. Человек – художественный образ.
Слайд 20Классификация проектов
По комплексности (предметно-содержательной области) и характеру контактов:
Монопроекты -
как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Слайд 21Классификация проектов
По продолжительности:
Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть
урока.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Слайд 22Схемы проведения проектных уроков
На уроке: презентация.
Во внеурочное время (вместо домашнего задания):
все остальные этапы.
На уроках: погружение в проект, проблематизация, формулировка цели и задач, планирование деятельности и презентация.
Во внеурочное время ( в качестве опережающего домашнего задания): осуществление проекта.
На уроке: все этапы работы
Слайд 23Организация работы проектной группы
на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер
проектной группы;
на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта;
на 3 этапе на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной неделе«;
на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы;
на 5 этапе формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
Слайд 24Этапы работы над проектом
Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким
образом?).
Целеполагание (цель–проектный продукт).
Планирование (формулирование задач–шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).
Реализация проекта.
Самооценка и рефлексия.
Презентация работы.
Слайд 25Алгоритм разработки проектных уроков
Сформулировать проблемную ситуацию .
Из проблемной ситуации формулируется проблема
со слов «Как…?Каким образом…?
Из проблемы формируется цель(планируемый результат).
Сформулировать задачи(шаги для достижения цели).
Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
Презентация или другая форма оформления работы.
Рефлексия учащихся.
Как организовали работу в группе?
Что из запланированного получилось хорошо?
Какие возникли проблемы? Как были решены?
Самооценка.
Оценка учителя.
Слайд 26Шаблон письменного отчёта
(на этапе самооценки и рефлексии)
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал
эту тему, потому что …………………………………....
Цель моей работы –……………………………………….....……….
Проектным продуктом будет.………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия………………………………
Сбор информации (где и как искал информацию)……………
Изготовление продукта (что и как делал)………………………
Написание письменной части проекта (как это делал)………
Слайд 27Шаблон письменного отчёта
(на этапе самооценки и рефлексии)
Основная часть
Я начал свою работу
с того, что …………………………………..
Потом я приступил к ………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что…………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…………………………………………………….
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…
Слайд 28Шаблон письменного отчёта
(на этапе самооценки и рефлексии)
Заключение
Закончив свой проект, я могу
сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……………..
Это произошло, потому что ……………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………………………………….
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………………………………………….
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и о проблеме, над которой работал)…………………………..
Слайд 29Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
Слайд 30Виды презентаций проектов
Деловая игра.
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
.
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей.
Игра с залом.
Научная конференция, доклад.
Пресс-конференция.
Путешествие, экскурсия.
Реклама.
Ролевая игра.
Спектакль.
Соревнование.
Телепередача и т.д.
Слайд 31
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
положительное отношение к ребенку;
проявление
уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
признание права личности быть непохожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Слайд 32Роль педагога
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли
педагога.
Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом.
Трудно удержаться от подсказок.
Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Слайд 33
Список ролей, которые предстоит «прожить» учителю по ходу реализации проекта:
энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях;
консультант, помогающий организовать работу;
руководитель, помогающий планировать работу по времени;
«человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;
координатор группового процесса;
эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Слайд 34Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
I этап. Диагностика. Выявление
детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
V этап. Cамоанализ. Учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Слайд 35Перечень контрольных работ и исследовательских проектов по русскому языку в 5-9
классах
Слайд 36КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование по русскому языку
(5 класс) (фрагмент)
Слайд 37Перечень контрольных работ и исследовательских проектов по литературе в 5-9 классах
Слайд 38КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование по литературе (5 класс)
(фрагмент)
Слайд 40Групповая работа
В.И. Даль
В.И. ДАЛЬ
ПАТРИОТ РОССИИ
«Рыцарь просвещения»
Слайд 43Владимир Даль - детям
Книжечка эта русская по духу,
по отношениям к быту, к жизни народа.
В.И. Даль о своей первой книжке для малышей «Первая первинка полуграмотной внуке. Сказки, песенки, игры».
Часть творческой жизни Даля – это произведения для детей.
Он учил маленьких читателей хорошему родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства.
Произведения В.И. Даля печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».
Слайд 45
Проект «СНИМАЕМ КИНО»
(составление киносценария
по рассказу А.П.Чехова «Хирургия»)
Слайд 46
На съемочной площадке работают 4 группы учащихся:
1 группа
Знатоки
киноискусства
2 группа
Сценаристы
3 группа
Художники
4
группа
Актёры,
режиссёры
Слайд 47КИНО
Задумывались ли вы над тем, что такое кино?
Что скрывается за
данным понятием?
Какие виды фильмов существуют и как их создают?
Это чрезвычайно интересный и увлекательный вид искусства.
При создании фильма интересен не только результат (готовый фильм),
но и сам процесс создания фильма.
Давайте узнаем, как создаются фильмы.
Слайд 48КИНО
Кино – самое доступное для нас искусство, которое требует знаний. (Б.Брехт)
Фотография
- это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду. (Жан-Люк Годар).
Единственное искусство, способное сочетать все искусства, - это кино. (Гарун Агацарский)
Фильм пишут камерой, а не пером. (Кинг Видор).
О кино нужно меньше говорить и больше показывать. (Константин Кушнер)
Единственный способ научиться делать кино – это начать его снимать. (Мартин Скорсезе)
Слайд 49Кинематограф – с греч. «записанное движение».
Кинематограф появился в конце девятнадцатого века
и на тот момент все фильмы были исключительно черно-белыми, а пленки не имели звуковых дорожек, из-за чего данный период называют эпохой немого кино. Именно в это время и появилось определение "кинематограф", которое как нельзя лучше описывало данный новый вид искусства. В наши дни понятие "кинематограф" применяется, но не очень часто. Вместо этого используется сокращенный термин "кино". Готовый продукт данного вида искусства называют фильмом. Также термин кино применим и для кинотеатров, как сокращенное название для данных сооружений.
Слайд 50Работа 1 группы «Знатоки киноискусства»
РАБОТА НАД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕРМИНАМИ
Кино – (греч.) – двигаю,
двигаюсь.
Кино – слияние разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, мастерства актеров, режиссера, оператора.
Фотокадр – снимок, фиксирующий одно положение объекта.
Монтажный кадр – составная часть фильма, содержащая какой-либо момент действия.
Сценарный кадр – изложение содержания и подробное описание снимаемого действия.
Телевизионный кадр – изображение, получаемое на экране в результате одного полного цикла.
· Кинокамера
· Наезд, отъезд, наплыв
· Панорама (горизонтальная, вертикальная)
· Планы изображения (общий, средний, крупный)
· Диалог, монолог, внутренний монолог
· Закадровый голос, ремарка, реплика.
Слайд 51Работа 2 группы «Сценаристы»
Три главные составные части фильма: сценарий, сценарий и
еще раз сценарий. (Алфред Хичкок)
Если бы Шекспир жил сегодня, он был бы сценаристом. (Баз Лурманн)
Даже Микки-Маус мог бы снимать кино, если дать ему хороший сценарий, актеров и техников. (Николас Хайтнер)
Книгу пишут, а сценарий лишь непрерывно исправляют. (Войцех Кучок)
Великих сценариев не бывает — великими бывают лишь фильмы. (Малколм Макдауэлл)
Хороший сценарий тот, который хорош даже без без диалогов. (Дэвид Мамет)
Слайд 52Работа 2 группы «Сценаристы»
Сценарий – (итал.) краткое изложение содержания, сюжетная схема
произведения.
Киносценарий – литературное произведение, по которому ставится кинофильм.
П А М Я Т К А
«Как составить киносценарий на основе текста художественного произведения».
1. Внимательно перечитайте произведение.
2. Напишите названия эпизодов.
3. Разделите эпизоды на сцены.
4. Составьте список действующих лиц
5. Напишите первый вариант сценария.
6. Усовершенствуйте написанное.
7. Аккуратно, грамотно оформите работу.
Слайд 53
СОЗДАНИЕ КИНОСЦЕНАРИЯ
1. Выбор названия
(предложения учащихся):
«Хирургия», «Горе-врач (доктор)», «Удаление зуба», «Страдание дьячка»
2. Действующие
лица и исполнители:
- Фельдшер – Сергей Кузьмич Курятин
- Дьячок – Ефим Михеич Вонмигласов
3. План эпизодов
1) Встреча дьячка Вонмигласова и фельдшера Курятина в земской больнице.
2) Разговор героев, жалоба на зубную боль.
3) Первое удаление (неудачное).
4) Скандал, шум.
5) Второе удаление (зуб сломался).
6) Ругань.
Слайд 54КИНОСЦЕНАРИЙ
РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ
Слайд 55КИНОСЦЕНАРИЙ
РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ
Слайд 56КИНОСЦЕНАРИЙ
РАБОТА НАД СЦЕНАРНЫМИ КАДРАМИ
Слайд 57
3 группа «Работа художников по созданию диафильма»
1. Нарисовать кадры сценария
2. Подписать
кадры
(Диафильм прилагается)
Слайд 584 группа «Работа актеров и режиссеров»
Режиссёр (фран.) – постановщик спектаклей,
фильмов; на основе творческого замысла (истолкования произведения) объединяет работу всех участников: художников, актеров, музыкантов и т.д.
Актёр (фр. acteur, от лат. actor —«исполнитель») — исполнитель ролей в спектаклях и кино.
На основе литературного сценария режиссер будущего фильма создает режиссерский сценарий.
Слайд 59
Игра актеров
- Создавать смешное – редкий дар.
- Смех –
лучшее лекарство.
Слайд 60АФИША
Студия «5Б»
представляет фильм
«ГОРЕ-ДОКТОР»
по рассказу А.П.Чехова
«Хирургия».
Слайд 61Проект
«Прозвища наших учеников»
Подготовили:
Косенко Анастасия,
Доленко Жанна,
учащиеся 5 Б класса
МБОУ СОШ
№8
Руководитель:
Бухрунова Е.П.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 62
Проблема
Особенности употребления школьных
прозвищ.
Слайд 63Актуальность
На уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен
существительных, узнали , что прозвища пишутся с большой буквы. Больше никаких сведений не дается. Само слово «прозвище» вызвало желание узнать, как обстоят дела в других классах, почему мы придумываем друг другу прозвища, если есть имена?
Ещё было интересно узнать, как ученики относятся к своим прозвищам, какие проблемы возникают в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Мы думаем, что знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и связать лингвистические знания с жизнью.
Ученик может оценивать свое прозвище как обидное, так и смешное, дружеское. Анализ отношения учащихся к своим прозвищам поможет избежать конфликтных ситуаций.
Слайд 64Цель исследования
Изучение наличия прозвищ у учащихся школы;
выявление особенностей употребления прозвищ
и отношения к ним.
Объект исследования: школьная языковая среда
Предмет исследования: система прозвищ учащихся как социальное и языковое явление
Цель исследования: изучить наличие, значение, происхождение, структуру и образование прозвищ учащихся МБОУ СОШ №8.
Слайд 65Гипотеза
Прозвище – категория вечная, оно существует всегда и
повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Прозвища являются индивидуально – личностной и эмоциональной характеристикой
личности.
Слайд 66Задачи исследования
Изучить научно-популярную литературу по теме проекта.
Провести анкетирование с целью
изучения отношения к имеющимся среди подростков прозвищ.
Составить картотеку школьных прозвищ.
Определить причины возникновения прозвищ.
Проанализировать отношения учащихся к своим прозвищам, роль прозвищ в общении подростков
Классификация собранных прозвищ с точки зрения семантики.
Составление списка наиболее распространённых прозвищ.
Выпуск стенгазеты.
Слайд 67
Методы исследования:
методы информации (наблюдение, анкетирование учащихся);
статистические исследования ( подсчёт, вычисление);
метод систематизации
и классификации материала ;
сравнение путей возникновения прозвищ.
Слайд 68Этапы работы над проектом
I. Организационный
1. Разработка плана исследования.
Изучить литературу по
данной теме.
Выяснить, что такое прозвища, какова история их возникновения.
Классифицировать прозвища по способу образования
Провести анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ №8 на наличие прозвищ и отношение к ним.
Выяснить мнение психолога о влиянии прозвищ на отношения между учениками
2. Изучение научно-популярной литературы по теме.
Слайд 69Информационные источники
Мурашова Р.С. Мотивация школьных прозвищ./www.phiyoung.nw.ru
Никонов В.А.Имя и общество. М., 1989
г.
www.1september.ru
www.proshkolu.ru
Слайд 70Наименование русского человека состоит из трёх частей: имени, отчества, фамилии. Собственные
имена, относящиеся к людям называются, антропонимами, а наука, которая занимается их изучением, - антропонимикой (от греч. anthropos "человек", onyma - "имя"). Человека, как и многие предметы, могли именовать, нарекать, называть, прозывать. Таким образом, у слова имя была "богатая синонимическая замена". В.И. Даль отмечал: "Имя предмета - название; Имя животного - кличка; Имя человека - собственное имя, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось»..
Неофициально существуют и другие категории, в частности прозвища. Как правило, прозвище появляется у человека в детстве. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Изучением прозвищ занимается ономастика.
Слайд 71Этапы работы над проектом
II. Сбор информации
История возникновения прозвищ
Возникновение прозвищ – это
явление, которое присутствует повсюду.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Петр, Татьяна (греческие), Ирина, Виктор, Марина (лат.); Святослав, Людмила, Игорь (славянские); Нона, Таисия (египетские) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть.
Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Слайд 72Понятие «прозвище»
С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного
именования лица.
Словарь Ушакова дает следующее определение: "Прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица". Словарь синонимов гласит: "Прозвище - название, указывающее на кого-либо в шутку, в насмешку".
Заглянув в «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, мы нашли следующие определения нужных понятий:
Прозвище
- а, ср. Название, данное человеку по какой – нибудь характерной его черте,свойству.
- Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.).
Слайд 73 Словарь говорит
Прозвище — это название, данное человеку помимо
его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.
Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Слайд 74Поэты о прозвищах
Эти прозвища и клички
Раздаются, как таблички.
Как родился человек,
С ним и прозвище навек.
По фамилии едва ли
Вы разыщете кого.
Если прозвище назвали
вмиг укажут вам его.
Есть Лагун, Племяш,
Телёнок.
И Курам, и Курамята, Шмот,
Пиджак и Тарзанята,
Пиджак и Тарзанята,
Торгаши и Кудряши – как все люди хороши!
Есть и Бог, и Боженята, Сноготок, Гусак, Утята,
И Буржуй, и Кот, и Рыжий!
Подскажи – садись поближе,
Мне поведай, что и как –
Кто был Ком, а кто Гусак?
И откуда всё идет?
Кто же прозвища даёт?
Слайд 75II. Практические исследования
Количество прозвищ среди учащихся
Мы провели исследование
«Какие прозвища имеют ученики нашей школы?». Было опрошено 153 учащихся школы по вопросам анкеты
По итогам проведенного анкетирования была составлена картотека школьных прозвищ и выявлены следующие результаты:
Имеют прозвища: 108
Не имеют прозвищ: 27 человек
Слайд 76Анкетирование
АНКЕТА
1. Фамилия. Имя. Отчество (можно не указывать). Класс.
2. Есть ли
у вас прозвище? Назовите его.
3. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) Кто дал вам прозвище?
4. В связи с чем оно у вас появилось?
а) образовалось от фамилии;
б) образовалось от имени;
в) дано по поведению;
г) дано по внешности;
д) дано по поступку.
5. Менялось ли у вас прозвище?
6. Считаете ли вы его обидным?
7. Употребляете ли вы прозвища?
а) никогда не употребляю, так как для этого есть имя;
б) употребляю, если только человек не против;
в) употребляю, даже если это не нравится человеку;
г) мне все равно, никогда не задумывался над этим.
8. Закончите предложение "Я считаю, что прозвище это -…"
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание.
9. Нужны ли прозвища?
10. Хотите ли вы , чтобы вас называли по имени? По фамилии? По прозвищу? Всё равно?
13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
16. Есть ли у вас прозвище в семье?
Слайд 77
Тематические группы прозвищ
Прозвища индивидуальны по своему образованию и возникают
в результате самых разных отступлений от принятых норм именования, произношения, образования и т.п. Анализируя результаты анкеты, мы выявили, что если раньше прозвища давались по роду занятий или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам по следующим признакам :
Слайд 78Диаграмма тематических групп прозвищ учащихся:
Слайд 79
Как возникают прозвища
Мы провели анализ того, кто придумывает ребятам прозвища.
Результаты
получили следующие:
Из приведённых диаграмм видно, что, как правило, прозвища даются в школе одноклассниками и друзьями.
Слайд 80Отношение учащихся к существованию прозвищ
В результате исследования мы хотели получить ответ
на вопрос: как учащиеся относятся к существованию прозвищ?
Большинство учащихся считают, что прозвища нужны, т.к. они придают эмоциональность общению, выделяют индивидуальные черты его обладателя.
Слайд 81Большинство учащихся считают, что прозвища нужны, так как они придают эмоциональность
общению, выделяют индивидуальные черты его обладателя.
Слайд 82Заключение
В ходе данного исследования был проведён лингвистический
анализ прозвищ учеников нашей школы. Выявлено отношение ребят к своим прозвищам.
На основании результатов данного исследования доказано, что прозвища –категория вечная, они широко распространены в подростковой среде. Прозвища возникают спонтанно. В происхождении прозвищ происходят изменения, связанные с развитием компьютерной техники, появлением неологизмов. Прозвища у школьников всегда актуальны, потому что отражают индивидуальные особенности человека, бывают случаи, когда человек сделал какой- либо поступок и получил прозвище.
Исследуя тему «прозвища», мы сделали вывод, что это уникальное, яркое, эмоциональное явление русского языка. И судя по опросу, многие относятся к этому явлению положительно, так как это необычно, индивидуально. Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку к его привычкам, могут выражать дружеские отношения. То есть все прозвища эмоционально окрашены, даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища становятся общеупотребительными, другие остаются не для всеобщего пользования.
Слайд 83Заключение
Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна
и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание, как взрослых, так и детей. Мы считаем, что учителя должны знать прозвища детей для того, чтобы правильно строить общение между ними, предупреждать конфликты из-за обидных прозвищ. Прозвища помогут узнать увлечения и интересы учеников.
А ученики должны понять, что их одноклассникам не всегда приятно обращение по прозвищу.
Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашей школе, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
Однако и каждое собственное имя неповторимо, звучит по-разному в отношении разных людей. Надо чаще использовать имена вместо прозвищ, и мы почувствуем энергию имени!
Слайд 84Результаты анкетирования
Как часто в школе и на улице вместо имени мы
слышим клички. Кто-то из ребят страшно обижается, кого-то это приводит в ярость, есть и такие, кому всё равно. Выяснить это мы попытались проведением анкетирования Принимало участие в соцопросе 153 учащихся МБОУ СОШ №8
По вашему мнению, прозвище – это
кличка - 28
второе имя человека - 39
популярность- 11
нормальное явление - 66
ник - 9
Слайд 85Результаты анкетирования
Нужны ли прозвища?
Да - 67
Нет, не нужны - 39
Мне всё
равно - 47
Слайд 86Результаты анкетирования
Употребляете ли вы прозвища?
Употребляю, если человек не против - 89
Употребляю, даже если кому-то не нравится - 44
Нет, не употребляю - 20
Как вы считаете, обидно ли человеку, к которому обращаются по прозвищу?
Да - 96
Нет - 57
Слайд 88Этапы работы над проектом
III. Практический
Прозвища часто травмируют
психику ребёнка, отрицательно влияют на
отношения
между учениками.
Ведь прозвище может быть не
приятным для человека, а может нанести
ему ужасную психологическую травму.
Но все же главное – это реакция
самого человека на прозвище.
Зависит реакция от темперамента
человека – один, к примеру, будет плакать,
другой полезет в драку.
Зависит реакция от отношения с
человеком, давшим прозвище.
В основном прозвища появляются в
переходном возрасте, с 12 лет, когда
человеку очень важно общение с другими,
ведь прозвище несёт на себе очень важную
коммуникативную функцию, и прозвищный
обмен становится своеобразной игрой. Но
иногда прозвища так прикрепляются к
человеку, что даже учителя не зовут его по
имени, и имя, само по себе содержащее
эмоциональную окраску, отходит на второй
план.
Мнение психолога
Вывод психолога
Психолог считает, что прозвища отрицательно влияют на отношения между учениками, ведь у человека есть своё имя.
Слайд 90Этапы работы над проектом
IV. Результаты
Прозвище человека - нечто большее, чем просто
средство общения.
Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
Система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и
быть средством оскорбления.
Хотя и оскорбление выступает
своего рода признанием.
Слайд 91 Подведем итог
Прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения.
Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.
Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных оканчиваются неудачей.
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
Слайд 92V. Вывод
Прозвища – одна из форм общения в школьной среде,
52%
школьников считает прозвища нормальным явлением,
48% учеников негативно относится к прозвищам.
Гипотеза подтвердилась!
Слайд 93V. Вывод
Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, хотим
посоветовать ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определённой долей юмора.
Слайд 94Использованная литература
Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
Горбаневский М.В. В
мире имен и названий. – М.,1983.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
Мурашова Р.С. Мотивация школьных прозвищ./www.phiyoung.nw.ru
Никонов В.А.Имя и общество. М., 1989 г.
Интернет ресурсы:
- www.1september.ru
- www.proshkolu.ru
- http://www.aristocratiya.ru/morfolog.php
- http://volschool42.narod.ru/poet2.html
- http://promosite.ru/
- http://ru.wikipedia.org
- http://referat.yabotanik.ru/literatura/prozvishha-ljudej-v-hudozhestvennom-tekste
-na/14193/14154/page2.html «Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов Василия
Шукшина»
- http://arhivfamiliy.narod.ru/name_fant.html Имя собственное в контексте фантастического
произведения
- http://www.hrono.ru/slovo/2003_04/kachko04_03.html М.А.Шолохов
Слайд 95Подводим первые итоги
Плюсы
проектной деятельности
+ формируются навыки самообразования и
самоконтроля (актуально);
+ формируются исследовательские умения;
+ моделируется реальная технологическая
цепочка: задача - результат;
+ формируются навыки групповой
деятельности;
+ осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход ;
+ создаётся комфортная образовательная
среда; степень сотрудничества учитель-
ученик, ученик-ученик становится
фактором развития и самоопределения
личности;
+ развивается интерес к познавательной
деятельности и повышается мотивация
обучения.
Минусы
проектной деятельности
возрастает нагрузка на учителя и ученика;
возникает опасность превращения творческой работы в шаблонное «производство проектов» при повсеместном (в угоду моде) внедрении проектов и их безграмотной организации;
ученик может оказаться в стрессовой ситуации (переоценка возможностей, технические накладки);
могут возникнуть психологические,
коммуникативные проблемы;
существует проблема субъективной и необъективной оценки работ, в особенности преувеличение значения сделанных в них исследовательских «открытий».
Слайд 96Список литературы по проектной методике
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное
образование и инженерное творчество. - М., 1995.
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Дитрих Я. Проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании. Сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - С.-Петербург, 1996.
Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.