Слайд 1
Памятники российским императорам
в Санкт-Петербурге
Слайд 2Медный всадник
Самый известный среди памятников Петру I - это памятник
работы скульптора Э.М.Фальконе.
Слайд 3Медный всадник
Воспетый А.С. Пушкиным в своей поэме, с 1833 года
он известен как «Медный всадник».
В 1765 году Екатерина приказала русскому послу в Париже найти там талантливого ваятеля для создания памятника Петру, достойного его славы. Между представленными художниками, выбор императрицы остановился на скульпторе Фальконе, который в следующем году приехал в Петербург и изготовил в малом виде модель.
В 1765 г. Фальконе получил заказ, с условием окончить работу за 8 лет. Три года работал художник над моделью своего памятника и, наконец, изготовил её в ту величину, в какую должно было её отлить из бронзы.
Слайд 4Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей М. Колло, замечательной
скульпторшей, которая приехала в Poccию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием.
Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг).
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II. Конная скульптура возвышается на гранитном постаменте («гром-камень» весом порядка 1600 т был доставлен из Лахты, камнетесы трудились над ним прямо во время транспортировки). Памятник очень выразителен, четко прорисовывается на фоне перспективы города. Подняв коня на дыбы на вершине скалы, правой рукой Петр I как бы указывает на Петропавловскую крепость на Заячьем острове – «Здесь будет город заложен…» по словам А.С.Пушкина. По замыслу скульптора Э.М.Фальконе Петр I предстает в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Слайд 5У Михайловского замка
Скульптор Карло Бартоломео Растрелли .
Слайд 6Пётр I у Михайловского замка
В 1716 году скульптору Карло Бартоломео Растрелли
поручили создание памятника Петру I. Но при жизни императора осуществить задуманное не удалось. Только в 1744, незадолго до своей смерти, скульптор завершил работу над литейной формой. Отливку памятника осуществил в 1747 году его сын — Франческо Бартоломео.
Однако обстоятельства сложились таким образом, что скульптор был отстранен от дел взошедшей на престол императрицой Екатериной II, вследствие чего памятник так и не был установлен и отправлен на хранение на склад Канцелярии строений.
Слайд 7Пётр I у Михайловского замка
Слайд 8В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей
новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук».Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.На постаменте, кроме доски с надписью «Прадеду Правнук 1800″, установлены два бронзовых барельефа на темы сражений Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством М.И. Козловского.
Слайд 9У Сампсониевского собора
Скульптор
Марк Матвеевич Антокольский
Слайд 10Надпись на обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I.
Скульптор М. Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.»
Даже изначально сама скульптура являла собой бронзовую отливку с модели скульптора М.М. Антокольского, впервые установленной еще в 1884 году в Нижнем парке Петергофа. Было отлито несколько скульптур для памятников Петру I в разных городах Российской империи, так или иначе связанных с именем Петра: Шлиссербурге, Архангельске, Таганроге…
Памятник в 1929 году был разобран под предлогом расширения Большого Сампсониевского проспекта.
К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. памятник восстановили. Петр I изображен в полный рост в мундире Преображенского полка с треуголкой на голове, на груди орден Андрея Первозванного с лентой. В левой руке зажата подзорная труба, ею же он придерживает палаш на бедре; правой рукой опирается на трость. Выложенная гранитом площадка памятника ограждена низкими гранитными тумбами с цепями. На бронзовой доске-картуше на лицевой стороне гранитного постамента написано: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ «А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЕМУ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА — ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ...»
Напротив Сампсониевского собора стоит памятник Петру I
Слайд 11Царь-плотник
Скульптор
Леопольд Адольфович Бернштам
Слайд 12Царь-плотник
В период празднования 200-летия Санкт-Петербурга император Николай II заказал скульптору Леопольду
Бернгард Лейб-Бар (Адольфовичу) Бернштаму памятник Петру I.
27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт.
Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник». Николаю II памятник очень понравился и он велел изготовить такой же в «половинный размер» в дар городу Саардаму. Но размеры нового памятника оказались не соразмерны выбранной властями для установки площади. Поэтому был заказан третий, в размер петербургского, памятник. Который и был открыт в мае 1911 года в Саардаме.
Слайд 13Второй же памятник
«в получеловеческий рост» осенью 1911 года был установлен
в Летнем саду.
Судьба оказалась неблагосклонна к обоим петербургским памятникам «Царю-плотнику» — в 1918 году один из них, на Адмиралтейской набережной, был сперва снят, а потом переплавлен. В 1934 году был снят и памятник в Летнем саду.
По случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Посольства Петра I правительство Нидерландов приняло решение о создании копии с памятника в Саардаме, которая и была установлена на прежнем месте. На низком гранитном постаменте выбита памятная надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу
Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Орланским».
Царь-плотник
Слайд 14У Домика Петра I
На Петровской набережной перед музеем «Домик Петра I»
стоит памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле.
Памятник представляет собой бюст, установленный на высокий гранитный постамент.
Слайд 15В Нахимовском училище
Скульптор Василий Васильевич Кузнецов
Слайд 16В Нахимовском училище
В декоративно оформленном проеме на уровне 3-его этажа фасада
Нахимовского училища установлен бюст Петру I работы скульптора В.В. Кузнецова. Даты 1703 — 1903 не должны вводить в заблуждение относительно сроков постройки здания. «Городской училищный дом имени Императора Петра Великого» решением юбилейной комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга был задуман еще в 1899 году. Первая торжественная закладка Училищного дома состоялась в мае 1903 года, а 9 июля 1909 — вторая. Здание строилось по проекту архитектора Александра Ивановича Дмитриева. В результате, только к осени 1910 года строительство было закончено. И уже в ноябре 1910 года начались занятия в многочисленных классах. В октябре 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу, второму в Советском Союзе.
Слайд 17В Петропавловской крепости
Скульптор
Михаил Михайлович Шемякин
Слайд 18В Петропавловской крепости
Памятник Петру I был установлен на территории Петропавловской крепости
- слева от центральной аллеи в 1991 году.
Скульптор М.М. Шемякин, работая над этим памятником, в качестве прототипа использовал так называемую «Восковую персону». Она была изготовлена из воска итальянским скульптором К.Б. Растрелли (батюшкой знаменитого архитектора), сразу после смерти Петра I.
Еще при жизни императора Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а пропорции тела Петра были точно измерены мастером уже после кончины самодержца. Таким образом, Восковая персона явилась практически точным изображение Петра I ( сегодня восковая персона хранится в музее «Зимний дворец Петра I»). М. Шемякин, создавая памятник, повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны. Сделал так же точную копию головы, повторив ее размер, форму и черты лица. Однако, пропорции тела императора скульптор намеренно увеличил в 1.5 раза, отчего изображение кажется гротескным. Памятник вызывает у зрителя разную реакцию, так же как и сама личность Петра I являлась противоречивой.
Слайд 19На Московском вокзале
В световом зале Московского вокзала встречает и провожает пассажиров
основатель нашего города. Памятник Петру I выполнен в виде бронзового бюста на высоком каменном постаменте из черного лабрадора. Авторами памятника являются скульпторы Альберт Серафимович Чаркин, Виктор Макарович Оленев и архитектор Сергей Леонидович Михайлов. Открытие памятника состоялось в июле 1993 года. К сказанному можно добавить, что бюст Петра I заменил ранее установленный на этом же месте бюст В.И. Ленина.
Слайд 20В Петергофе
Скульптор
Марк Матвеевич Антокольский
На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы
в 1884 г. установлен памятник Петру I.
Бронзовый Петр в мундире Преображенского полка энергично шагнул, опираясь на трость, к берегу Финского залива.
В его левой руке крепко зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность полководца
и государственного деятеля — преобразователя России. Памятник создан замечательным русским скульптором XIX в. М. Антокольским. В период оккупации Петергофа фашисты похитили статую и найти ее впоследствии не удалось. По авторской гипсовой модели, сохранившейся на заводе «Монументскульптура», изготовили копию и установили памятник на своем месте в 1956 г.
Слайд 21В Нижнем парке Петергофа
Скульптор
Леопольд Адольфович Бернштам
Слайд 22В Нижнем парке Петергофа
Установка в Петергофе скульптуры «Пётр I целует инфанта
Людовика XV» в 1902 году была приурочена к официальному визиту в Россию президента Франции Э. Лубэ (за год до этого Париж посетил Николай II). В период интенсивного налаживания франко-русского союза сочли уместным напомнить о первой поездке Петра I в Париж, которая состоялась 26 апреля – 9 июня 1717 года. Королю Франции Людовику XV в это время было всего семь лет, страной правил регент — герцог Филипп Орлеанский. Пётр остановился в парижском «Отеле Ледигьер», близ Арсенала, куда 29 апреля ему нанёс визит малолетний король Франции. По словам герцога Сен-Симона, «было удивительно видеть, как царь берёт короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался». На следующий день Пётр нанёс ответный визит во дворец Тюильри. Король встретил его у лестницы, поднимаясь по которой, Пётр снова взял маленького мальчика на руки. Легенда гласит, будто при этом царь сказал: «Всю Францию на себе несу». Скульптура, изображающая царя с инфантом на руках, была показана скульптором Л.А. Бернштамом на Парижской выставке в 1900 году. По заказу Николая II её бронзовая отливка в 1902 году была установлена на постамент недалеко от Купеческой гавани Петергофа, у корпусов Гранильной фабрики. В 1920-е годы памятник был перенесён на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы войны — уничтожен.
К 300-летию Петергофа, по инициативе директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» В.В. Знаменова, было решено восстановить памятник на новом месте — в западной части Нижнего парка, вблизи дворца Марли. Был изготовлен новый гранитный постамент.
Слайд 23Пётр Первый
Прибалтийская площадь
В 2005 году художник и скульптор Зураб Церетели подарил
Санкт-Петербургу памятник Петру Первому.
Высота памятника с постаментом - 13,6 м.
Слайд 24Памятник Екатерине II
Площадь Островского, Екатерининский сад
Памятник императрице Всероссийской Екатерине Второй (1729
- 1796) был установлен по велению Александра Второго.
Слайд 26В 2003 году во внутреннем дворе Михайловского замка установлен памятник Павлу
Первому работы скульптора
В. Э. Горевого и архитектора В. И. Наливайко.
Памятник Павлу I
Слайд 29Памятник Павлу I
Памятник императору Павлу I установлен в Павловске, в центре
площади перед Большим дворцом. Взгляд Павла I устремлен в сторону Липовой аллеи, он словно встречает прибывающих во Дворец гостей.
История этого монумента началась еще в 1796 году, когда русский живописец Степан Щукин написал парадный портрет Павла I, вступившего в том же году на престол. Через 50 лет на основе портрета, одобренного самим императором, скульптор Иван Витали изготовил модель, сохранившую полное сходство с Павлом I.
Вскоре на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе художественной бронзы по велению Николая I, сына Павла I, была изготовлена бронзовая статуя царя.
1 августа 1851 года монумент был установлен на гранитном постаменте с цоколем перед Гатчинским дворцом. Памятник повернут лицом ко дворцу, император словно принимает парад
В середине XIX века хозяином Павловска стал сын Николая I князь Константин Николаевич. По его приказу была отлита вторая статуя методом гальванопластики. В 1872 году она была установлена перед дворцом в Павловске на более низком металлическом постаменте без цоколя.
Слайд 30Александровская колонна
Памятник Александру I
Слайд 31Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I
в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном.
Высота колонны 47,5 м.
Название Александровой колонны связано с Императором Александром I, победившим Наполеона в войне 1812 года. Александрова колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна — это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему.
На вершине памятника работа Б. Орловского — ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.
Слайд 32Памятник Николаю I
Исаакиевская площадь
Памятник Николаю Первому (1796 - 1855) в Санкт-Петербурге
Был
создан по велению его сына, императора Александра II
Слайд 33Памятник Николаю I
Глядя на сей памятник, можно увидеть сразу всю семью
императора Николая І. Его младшая дочь Александра предстает перед нами в образе Веры, в ее руках – Евангелие. Ольга олицетворяет Мудрость, держащую зеркало. Старшая дочь Мария расположилась на шкуре льва: со щитом и копьем она олицетворяет Силу. В руках императрицы Александры Федоровны находятся весы и меч, она — Правосудие. Женские фигуры расположены по углам гранитного постамента, на котором на вздыбленном скакуне восседает всадник. Государь Николай I – в мундире офицера Лейб-гвардии Конного полка. На позолоченном гербе Российского государства надпись: “Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й”.
По периметру пьедестала располагаются барельефы с изображением знаковых событий, произошедших во время правления государя: декабрьское восстание 1825 года, подавление холерного бунта, торжественное открытие Веребьинского моста, награждение Михаила Михайловича Сперанского орденом Святого Андрея Первозванного. Барельефы изготовили Роберт Залеман и Николай Ромазанов.
Слайд 34Памятник Николаю I
По распоряжению Александра II в 1856-1859 годах создается памятник
его отцу, императору Николаю I. Он становится третьим конным монументом, расположенным в Санкт-Петербурге. Перед скульптором Петром Клодтом стояла непростая задача — воплотить в жизнь проект зодчего Огюста Монферана. И он великолепно ее решил: благодаря металлическим прутьям, проходящим через ноги коня, памятник имеет всего две точки опоры. Кстати, сие инженерное решение спасло монумент в 30-хх годах XX века от сноса: историкам удалось убедить правительство, что статуя является чудом технической мысли и не имеет аналогов во всем мире.
Изготовили монумент в мастерских Академии Художеств. На отливку статуи ушло более 21 тонны металла. Интересная деталь: первая отливка прорвала форму так же, как и в случае с Медным всадником. Высота конной статуи составила 6 м, а общая высота памятника с пьедесталом — более 16 м. Монумент окружили красивой литой оградой из чугуна. После революции она была снесена, но восстановлена в 1992 году. Четыре изящных фонаря, расположенных вокруг памятника, по праву считаются одними из самых удивительных и красивых. Случайно или по замыслу автора, но памятник Николаю I расположили на одной прямой с Медным всадником.
Благодаря самоотверженности ленинградцев, памятник не пострадал вовремя блокады. Он был надежно укрыт щитами и мешками с песком.
Слайд 35Памятник Александру III
Двор Мраморного дворца
Установка памятника Александру Третьему была инициирована Николаем
Вторым и членами царской семьи
Слайд 36Памятник Александру III
Скульптор: П. П. Трубецкой
Строительство 1899-1909 гг.
“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими
эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.
На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.
Слайд 37Памятник Александру III
Скульптор: Павел Трубецкой
На пьедестале высеченна надпись "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III
ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".
Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это — площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.
В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот.
В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда.
В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза.
С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.
И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.
Слайд 38Памятник Александру II
Памятник Александру II на Суворовском проспекте был открыт 31
мая 2003 года перед зданием, в котором находилась Николаевская академия Генерального штаба.
Работой по установке руководил архитектор Станислав Павлович Одновалов.
Слайд 39Памятник Александру II
Памятник подарен Украиной городу на Неве на его 300-летие.
Он
представляет собой точную копию памятника, созданного Марком Антакольским в 1910 году. Оригинал изготавливался по велению барона Гинзбурга для городской публичной библиотеки Киева, в вестибюле которой его и установили.
Памятник царю — освободителю был отлит из бронзы в Париже и преподнесён в дар Киеву вышеупомянутым бароном. Теперь изваяние нашло свое пристанище во дворе Киевского музея русского искусства.
Высота памятника равна двум с половиной метрам. Скульптурная концепция уникальна тем, что император России впервые предстал перед своими верноподданными не на коне. А ведь русские цари, начиная с Петра Великого, заканчивая Николаем Первым, изображались в монументальных композициях в виде всадников — полководцев.
Здесь государь стоит в полный рост, своим взором устремляясь вдаль. Его левая рука удерживает офицерскую "Георгиевскую" саблю, опершуюся острием о камень, правая, сжатая в кулак, покоится на бедре.
Удивительный факт, в кулак сомкнуты не все пальцы. Оставляя указательный и средний пальцы правой руки императора несомкнутыми в кулак, по всей вероятности, автор хотел добавить к образу жест Виктории, по форме напоминающий латинскую букву "V", что означает победу и мир.
Весь вид царя символизирует триумф. Каждая деталь композиции является знаковой. В прямой стати, преисполненной умиротворения, ощущается скульптурный подтекст, что душа великого человека, опираясь на бывшие большие заслуги, обрела благодатный покой.
Одновременно одной ногой государь уже как будто вступает в будущее. Значит, реформатор не собирался останавливаться на достигнутом. Во взгляде улавливается его мысль о нуждах Руси и свершении новых подвигов ради ее народов.
Слайд 40Памятник Николаю II и Александре Федоровне
Памятник Императорской чете находится на дворе
храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, по адресу: Набережная Обводного канала, 118.
Он установлен по инициативе прихода храма и его настоятеля.
Задумывался монумент не только как памятник венценосным страстотерпцам, но и вообще, как памятник православной семье.
Открытие его состоялось 12 мая 2013 года и было приурочено к 400-летию дома Романовых и 120-летию бракосочетания царской семьи.
Это не просто совпадение, данный храм связан с Императорской четой издавна. Здание нынешнего храма было заложено в 10-летие царской свадьбы - в 1904 году. А проект его утвердил лично Государь Николай Александрович.
Слайд 41Памятник Николаю II и Александре Федоровне
По замыслу памятник отображает момент бракосочетания
Николая II и Великой Княжны Александры Феодоровны.
В постамент вмонтирована мозаичная икона царственных страстотерпцев - царской четы, Цесаревича Алексея, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.