Слайд 1История садово-паркового искусства древние времена
Слайд 2Культура ЕГИПТЯН
Культуру египтян характерезует жёсткая привязанность к традициям и стремление к
точному определению вещей. Может быть, поэтому столь выразительны и удобны формы самих изделий, из которых создавалось предметное окружение египтян.
Слайд 4Историки свидетельствуют, что значительное место в жини этого талантливого североафриканского народа
уделялось формированию объектов в природной среде.
Для того чтобы понять, сколь значимы были для древних египтян растения, а также сады, достаточно посмотреть на следующий слайд.
Слайд 5Дворцовый комплекс Древнего Египта. Террасный храм царицы Хатшепсут
Слайд 6В своё время на его площадях, на фоне крутых скал росли
пальмы, деревья, кустарники, цветы, радовавшие глаз и оживлявшие пространство раскалённой, выжженной солнцем пустыни.
Монументальные сооружения того периода имели гигантские размеры – в этом легко убедиться, посмотрев на сохранившиеся храмовые комплексы и пирамиды.
Предназначение многих архитектурных объектов Египта до сих пор неизвестно науке.
Слайд 7МОЛЧАЛИВЫЕ СТРАЖИ ЕГИПТА
ПИРАМИДЫ ХЕФРЕНА И СФИНКС
Слайд 9КАРНАКСКИЙ ХРАМ – РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПЛЕКС
Слайд 10Растительный мир формировался исключительно благодаря Нилу.
В архитектуре и декоративно –
прикладном искусстве очень часто встречались стилизованные изображения растений. Так большинство египетских колонн и капителей имитировали формы пальмы, папируса, лотоса, гранатовые деревья, камыш, хризантемы, васильки и мак. Был сильно развит культ цветов, что означало в жизни успех, приподнятое настроение, красоту.
Слайд 16На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и
Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья.
Слайд 17Месопотамия со своей богатой растительностью и природными лесами, простилающимися между реками
Тигр и Евфрат, являлась идеальным местом для реализации проектов раннего садово-паркового искусства.
Вавилонский эпос донёс до нас сведения об ухоженных садах, лесах, кустарниках. Посадка деревьев в вавилонских садах осуществлялась в соответствии с правильным геометрическим порядком, но на своих изображениях древние мастера никогда не показывали границы этих посадок, словно стараясь слить искусственно созданные сады с естественной, дикой природой.
Слайд 19«Любовь побеждает всё» – говорится в древней пословице.
Слайд 20Висячие сады семирамиды – уникальное произведение вавилонян и ассирийцев
Внешне они напоминали
небольшие горы с разнообразной, богатой растительностью. В висячих садах Семирамиды на квадратной основе с длиной стороны в 480м. Ступенчато поднимались террасы с большими слоями плодородной земли, под которыми размещались помпезно обустроенные залы с верхним освещением. Самая верхняя терраса являлась главной частью сада. Такие верхние террасы были излюбленными местами вавилонян.
Слайд 23Садово-парковая культура древней Персии
Некоторые исследователи истории садово-паркового искусства рассматривают мастеров Ближнего
Востока и Передней Азии как создателей первых полноценных геометрических и ландшафтных садов.
Садово-парковая культура древних персов более всего характеризует культ деревьев. Они относились к деревьям с воистину религиозным поклонением, считая их символами жизни. Хозяева садов и парков нередко соревновались друг с другом и засаживали деревьями территории такого размера, что на них могли устраивать охоты и армейские смотры. В них принимали участие до 13 тысяч человек.
Слайд 25Дошедшие до нас сведения рисуют картину помпезных и богато украшенных диковинными
растениями территорий, в которых сами дворцы как бы уходили на второй план. Процесс посадки растений рассматривался как важный элемент воспитания молодёжи.
Заслуживает внимание и высокий уровень технологии садоводства, в частности методы селекции. В описаниях Геродота упоминается персидская роза с шестьюдесятью лепестками из сада царя Мидаса. Любовь персов к цветам вошла в пословицы и поговорки, а большинство персидских ковров оформленны по мотивам живописных цветочных орнаментов.
Слайд 31шумеры
Древнее государство Шумер располагалось в Южном Двуречье (юг современного Ирака).
С точки
зрения истории культуры, парки шумеров представляют большую ценность.
Слайд 32Ниневия, столица Ассирии, соперничала с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и
храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке столицы IX-VII вв. до н.э. , по-скольку в 612 г. до н.э. Ниневия была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала.
Слайд 33Ниневия
столица Ассирии
Древнее государство Шумер располагалось в Южном Двуречье (юг современного Ирака).
С
точки зрения истории культуры, парки шумеров представляют большую ценность.
Слайд 35Ряд учёных- библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией
строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.
Слайд 39Когда мы слышим о греческой и римской культуре перед нами возникает
сказочный мир образов. Это могущественные боги: рассерженный Зевс и его всегда ревнивая супруга Гера, мудрая Афина Паллада и непреклонный Прометей, похитивший у богов огонь для людей. Это золотое яблоко, отданное принцем Парисом самой красивой богине, и последствия такого поступка – Троянская война. Это воспетые Гомером отважный Одисей, непревзойдённый по силе Геракл и легендарный Ахиллес с единственным уязвимым местом на теле – пяткой. Это мудрые Платон и Аристотель, гениальный математик и изобретатель Архимед, это, наконец, пришедшая из греции традиция проведения Олимпийских игр.
Слайд 50Не менее выразительно раскрылась гениальность греков и в сфере формирования предметно
– пространственной среды, окружающей человека. Культ красоты проявлялся во всём, начиная с преклонения перед идеальными пропорциями человеческого тела и заканчивая возведением уникальных по пластике архитектурных комплексов, гармонично вписанных в природный ландшафт.
Слайд 51Профессиональные термины
Перистиль (peristylium) – дворик с колонадой.
Гимназия (gymnasium) – место предназначенное
для игр, развивающих тело.
Лабиринт (labirinth) – путь, состоящий из коридоров со множеством поворотов и тупиков.
Биклиний (biclinium) – столовая на две персоны.
Сад (hortus) - сад
Слайд 54НА РАССТОЯНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Значительная часть наших представлений и знаний о Древней Греции
касается времён Эллинской культуры, представлявшей собою синтез греческих и находившихся в территориальной близости ближневосточных культур. Археологические раскопки выявили следы Эгейской и Микенской культур на греческой суши вблизи Коринфа.
Микенские времена, насыщенные войнами, являлись далеко не лучшими в истории развития греческого сада. Исключение составлял большой остров Крит.
Слайд 58КНОССКИЙ ДВОРЕЦ
II ТЫСЯЕЛЕТИЕ ДО Н.Э.
Он находился на возвышенности, откуда открывался красивый
вид на долину с рощами. Его ещё называют Критским аквариумом, он был без окон(световые колодца). Сами сады, естественно, не сохранились, но, зная образ жизни критских правителей, ценивших роскошь и природную красоту, можно утверждать, что их дворцы были окружены обширными и богатыми растительностью садами. Критские художники на живописных фресках дворцовых стен демонстрировали любовь и поклонение растениям со стороны местных жителей. Особенно часто встречались изображения цветов: лилий, жасмина, нарциссов.
Слайд 63Сады царя алкинооса
Летописец древнегреческой культуры Гомер отмечает, что сады Алкинооса формировались
по принципам симметрии, а растения высаживались рядами и грядками. На территориях, ограждённых зелёными живыми изгородями из колючих кустарников, произрастали яблони, груши, фиги, виноград и любимые греками оливы. Из летописей до нас дошло и имя первого опытного садовника – его звали Долиос.
Слайд 66Греческие сады были камерными и более уютными. Принцип посадки растений был
более свободным.
Особое значение для греков имели священные рощи, которые являлись местом проведения празднеств и религиозных обрядов.
В описании рощ упоминаются лесные виды деревьев: хвойные, берёзы, очень почитаемым являлся додонайский дуб, под развесистыми ветвями которого, по преданиям, любил проводить часы отдыха легендарный Одиссей.