Слайд 1История изобразительного
искусства Индии
Преподаватель:
Павлова Мария Сергеевна
Слайд 5Ведический период истории Древней Индии именуется так по названию священного писания
ариев – Веды.
Ве́ды — сборник самых древних священных писаний индуизма.
Существует четыре Веды:
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
https://ru.wikipedia.org
Слайд 6Важнейшие графические символы Древней Индии
Свастика
Чакра
lotussculpture.com
Лингам и Йони
Слайд 7Вахана — в индийской мифологии — объект, или существо(персонаж), используемое богами как средство передвижения (обычно — ездовое животное).
https://ru.wikipedia.org
Слайд 8Ма́ндала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных и эзотерических практиках.
http://novikov-architect.ru
Слайд 9Буддийский период искусства.
Стамбхи.
Слайд 10 Во времена великого древнеиндийского правителя Ашоки Маурья (272-232 гг. до н.э.)
буддизм ветви тхеравада (это личное спасение через собственные усилия)превратился в официальную государственную религию.
Ашока Маурья – это император, который принял политику распространения буддийского закона вместо политики насилия и завоевания. Это способствовало производству в Индии множества каменных культовых сооружений, призванных визуализировать, пропагандировать и увековечивать основные принципы буддизма. Производством архитектурных, скульптурных и живописных культовых произведений занимались как местные, так и приглашенные из-за границы мастера. Изобразительное искусство и архитектура времени Ашоки были придворными, ибо создавались по личному желанию императора и под его руководством.
Слайд 11Стамбха – это каменная отдельно стоящая памятная колонна, увенчанная капителью с
изображением священного животного в буддизме (бык, слон, лошадь, лев).
StudFiles
«Львиная капитель» из Сарнатха
kettik.kz
Слайд 12Ступа (санскр. - макушка, куча камней, земляной холм), в буддийской архитектуре
Индии, Непала, Средней Азии - это монолитное архитектурно- скульптурное сооружение полусферической формы; глинобитное, нередко облицованное камнем или в целом каменное.
Во многих странах распространения буддизма получили развитие видоизмененные в соответствии с местными архитектурными традициями интерпретации ступы: дагоба, пагода, пранг, субурган, тхат.
Слайд 13Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи.
yandex.ru
Слайд 14Большая Ступа или Ступа №1 в Санчи.
Nova Deep Trip
antinormanist - LiveJournal
Торана
— каменные ворота, украшенные рельефами, ведущие к святилищу — ступе.
Слайд 15Ограда ступы в Бхархуте.
https://upload.wikimedia.org
Слайд 16Ограда ступы в Бхархуте.
flickr.com
Слайд 17Ограда ступы в Бхархуте.
flickr.com
Слайд 18 Я́кша — одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих
хранителями природных сокровищ. Женская форма — якши или якшини.
С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
https://ru.wikipedia.org
Слайд 19Буддийский период искусства.
Чайтья и вихар.
Слайд 20Чайтья - буддийское культовое сооружение, молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно
стоящее каменное или деревянное здание.
Вихара — в раннем буддизме место встречи странствующих монахов; позднее - скальный буддийский монастырь, архитектурно являющийся в форме зала, окруженного кельями, который выступал пространством обитания и собрания монахов в Индии, Шри-Ланке, странах Дальнего Востока. Вихарой или сангхарамой называли в Древней Индии здание монастырского общежития, которое представляло собой застройку одноэтажными однотипными, примыкающими друг к другу объемами монашеских келий, что расположены были по трем сторонам прямоугольного двора со ступой в центре. С четвертой стороны, открытой для входа, ставилась ограда с воротами.
Слайд 21Чайтьи в Бхадже.
https://masterok.livejournal.com
Слайд 22Чайтьи в Бхадже.
https://masterok.livejournal.com
Слайд 23Чайтьи в Бхадже.
https://masterok.livejournal.com
Слайд 24Чайтьи в Бхадже.
https://webshus.ru
Слайд 25Чайтьи в Бхадже.
https://webshus.ru
Слайд 26Чайтьи в Бхадже.
https://webshus.ru
Слайд 27Чайтья в Карли.
https://webshus.ru
Слайд 28Чайтья в Карли.
http://ancientart.ru
Слайд 29Чайтья в Карли.
https://agentika.com
fotki.yandex.ru
Слайд 30https://webshus.ru
Чайтья в Карли.
Слайд 31Чайтья в Карли.
https://webshus.ru
Слайд 32Чайтья в Карли.
https://webshus.ru
Слайд 33Чайтья в Карли.
https://webshus.ru
Слайд 34Вихара в Удайгири.
https://webshus.ru
Слайд 35Вихара в Удайгири.
https://webshus.ru
Слайд 36Вихара в Удайгири.
https://webshus.ru
Слайд 37Буддийский период искусства.
Скульптура.
Слайд 39Статуя Будды из Гандхары.
.
http://bse.sci-lib.com
Слайд 40Основываясь на археологических и стилистических данных, развитии гандхарской пластики можно выделить
три основных этапа:
раннегандхарский (I в. до н.э. - I в.н.э.), среднегандхарский (I-II вв.)
и позднегандхарский (III-V вв.).
Слайд 41В гандхарском искусстве скульптуры при изображениях Будды получила разработку система жестов
(хаста) и символическая игра пальцев (мудра). Для статуй Будды было выработано не менее пяти основных мудр и хает.
Абхайя-мудра
Самадхи-мудра
Бхумиспарша-мудра
Дхарма-чакра-правартана-мудра
Варада-мудра
Слайд 42Статуя стоящего Будды
из Хоти-Мардана. Гандхар.
StudFiles
Будда на троне с предстоящими. Стела
из Катры. Матхура.
nedug.ru
Слайд 43Статуя Будды из Султанганджа.
Период Гуптов.
Google Plus
Статуя Будды из Сарнатха. Сарнатх.
https://litlife.club
Слайд 45Пещерные монастыри Аджанты.
https://putidorogi-nn.ru
Слайд 46Пещерные монастыри Аджанты.
http://kailash.ru
Слайд 51Пещерные монастыри Аджанты.
http://megabook.ru
Слайд 53Примерно в VII-VIII вв. новой эры в Индии буддизм в качестве
официальной религии вытесняется за пределы страны такой религиозной системой, как индуизм.
Индуизм - слово европейского происхождения. Сами индийцы с древности называют свою веру "хинду самая" или "хинду-дхарма" ("религия индусов", "закон индусов").
В индуизме все объекты культового почитания могут быть объединены в восемь групп: боги и богини, мудрецы-риши, души предков, полубоги и духи, животные, источники вод, растения, камни.
В индуизме единство богов воплотилось в идее Тримурти- "тройственном союзе". Тримурти сплавляет в себе трех главных богов индуизма: Брахму, Шиву и Вишну.
Слайд 54Вишну
Легенды и мифы народов мира
Матсья (рыба), спасшая Ману от всемирного потопа.
Курма – воплощение
Вишну в виде черепахи.
Вахара – аватара Вишну в виде вепря.
Нарасимха – воплощение Вишну в виде человеко-льва.
Вамана – воплощение Вишну в виде карлика. Эта аватара бога именуется также Тривикрама («Три шага»).
Парашурама – воплощение Вишну в виде бородатого мужчины с двумя руками, держащими лук и боевой топор (парашу).
Рама (Рамачандра) – аватара Вишну в виде смертного человека.
Кришна – воплощение Вишну.
Будда – аватара Вишну в виде «Просветленного» Шакьямуни.
Калки – аватара Вишну, которая не нашла чувственного явления в индуистской скульптуре, ибо десятое воплощение бога произойдет в конце наступившего «темного цикла» Кали-юги. Символом Калки служит изображение лошади, иногда крылатой, в сопровождении огненного меча.
Слайд 55Легенды и мифы народов мира
Шива
Наиболее важными выступают пять явлений Шивы, имеющие
каждое свое название:
Шива с топориком в одной из рук и с антилопой в другой;
2) Шива с супругой Умой (Парвати);
3) Шива в позе двух наклонов с антилопой и топориком в руках, обнимающий свою жену Уму, держащую цветок (очень популярное изображение в храмах Юга Индии);
4) Шива с четками и трезубцем в руках;
5) Шива с резцом, мечом, трезубцем и половиной человеческого черепа в руках (достаточно редкое изображение).
Слайд 56Парвати
Легенды и мифы народов мира
Парвати переводится с санскрита как «Горная», так
как она считается дочерью Химавана, владыки гор и персонификации Гималаев и апсары Менаки.
Другие её имена, связанные с горами: Шайладжа («Дочь гор»), Гирираджапутри («Дочь царя гор»), а также Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита — «Играющая», Бхавани («оживляющая»).
В жестокой форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди,Чанда(«Гневная»), Дурга
(«Неприступная»), Бхайрави («Зловещая»),Чанди, Чанда («Гневная»).
Слайд 57Легенды и мифы народов мира
Ганеша
Ганеша — в индуизме бог мудрости, благополучия и
удачи. Традиционно вызывается в начале любого нового предприятия или в начале путешествия. Один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.
В эпосе и пуранах Ганеша является сыном Шивы и Парвати, братом Сканды(Skanda), возглавляет свиту божеств Ганов (Ganas), окружающих Шиву, и носит также имя Ганапати (Ganapati) — «владыка Ганов».
Слайд 59Храм № 17 в Санчи.
https://hu.wikipedia.org
Слайд 60Храм Дурги в Айхоле.
http://indoman-info.ru
Слайд 61Храм Дурги в Айхоле.
http://indoman-info.ru
Слайд 62Храм Дурги в Айхоле.
http://indoman-info.ru
Слайд 63Храм Дурги в Айхоле.
http://indoman-info.ru
Слайд 64Специфика
южноиндийского зодчества.
Слайд 65Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 66Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 67Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 68Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 69Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 70Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 71Храмовый комплекс Кайласанатха в Эллоре.
https://worldpics.pro
Слайд 72Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове
Элефанта.
https://www.thousandwonders.net
Слайд 73Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове
Элефанта.
https://www.thousandwonders.net
Слайд 74Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове
Элефанта.
https://www.thousandwonders.net
Слайд 75Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы в пещерном комплексе на острове
Элефанта.
http://mirchudes.net
Слайд 76Скальный комплекс в Мамаллапураме. Драупади-ратха.
http://ru.esosedi.org
Слайд 77flickr.com
Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Бхимы.
Слайд 78Flickr
Скальный комплекс в Мамаллапураме. Ратха Ганеши.
Слайд 79Скальный комплекс в Мамаллапураме.
Ратхи Арджуны и Дхармараджи.
eSosedi
Слайд 80Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.
Вохуман
Слайд 81http://zhelvetro.blogspot.ru
Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.
Слайд 82Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.
http://zhelvetro.blogspot.ru
Слайд 83http://zhelvetro.blogspot.ru
Рельеф “Нисхождение Ганги на землю”.
Слайд 84Северные храмовые комплексы
Индии.
Слайд 87Храм Лингараджа.
https://ru.wikipedia.org
Слайд 88Храм Сурьи в Конараке.
SnovaDoma.ru
Слайд 89Храм Сурьи в Конараке.
SnovaDoma.ru
Слайд 90Храм Сурьи в Конараке.
SnovaDoma.ru
Слайд 91Особенности культуры
ислама в Индии.
Проблема
“индо-мусульманского синтеза”.
Слайд 92Год 1192 стал решающей датой в индийской истории. Войска под предводительством
Мухаммада – тюркского военачальника из племени сельджуков – разбили коалицию индийских правителей на равнине Тараин севернее Дели. В результате мусульманская культура, включая культуру художественную, вместе с многочисленными арабскими завоевателями потоком хлынула в Индию.
Архитектура ислама встретилась с диаметрально противоположным зодчеством.
Во-первых, если мечеть ясна обликом, то индуистский храм полон тайн и загадок.
Во-вторых, мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистский храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, зачастую ревностно охраняемые.
Слайд 93В-третьих, мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящимся достаточно повернуться
в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная гарбхагриха со скульптурным изображением бога внутри, зачастую глубоко скрытая в лабиринте коридоров.
В-четвертых, если мечеть легко обозрима, то индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь.
В-пятых, индуистские архитекторы предпочитают для покрытия культовых зданий использование плоских крыш и «ложного» свода камнями напуском. Мусульманские зодчие широко используют арку и создают «настоящий» сводчатый потолок.
В- шестых, индуистский храм строится без использования связующих материалов, тогда как исламская мечеть возводится с применением известкового раствора.
Слайд 94В-седьмых, ислам – строго монотеистическая религия, исключающая любое проявление антропоморфизма; поэтому
художественное оформление мечетей, минаретов, мавзолеев основано исключительно на геометрических или цветочных орнаментах и каллиграфии. Индуистский же храм заполнен множеством скульптурных фигур богов, людей, демонов и животных, которые почти стирают линии архитектурной конструкции святилища.
В-восьмых, если символизм индуистской архитектуры во всей его полноте понятен лишь немногим посвященным, то исламский символизм намного более явный: мечеть есть прямолинейное и открытое строение, всегда ориентированное на Мекку, с определенным акцентом на фасаде, очевидным для всех мусульман.
Слайд 95Старейшим исламским культовым сооружением в Индии является мечеть Кувват-ул-ислам («Мощь ислама»)
в Дели,которую нередко называют мечетью Кутб уд-дина по имени султана, построившего эту мечеть.
http://arx.novosibdom.ru
Слайд 96Мавзолей Сикандар-шаха в Садах Лоди.
Конт
Слайд 97Мавзолей Шер-шаха Сур (1540- 1545) в Сасараме (штат Бихар).
https://ru.wikipedia.org
Слайд 98Мавзолей Мухаммеда Адиль-шаха, находящийся в Биджапуре, который широко известен как Гол
Гумбаз («Круглый Купол»).
https://infmir.ru
Слайд 99Индо-мусульманское зодчество
(в период правления Великих Моголов).
Слайд 100Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).
https://ru.wikipedia.org
Слайд 101https://ru.wikipedia.org
Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).
Слайд 102https://ru.wikipedia.org
Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).
Слайд 103https://ru.wikipedia.org
Форт Пурана-Кила (Старая Крепость).
Слайд 104Градостроительство эпохи
Великого Акбара.
Слайд 105Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
Вход в город Фатехпур Сикри
http://allnews7day.ru
Слайд 106Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
Внутренняя площадь города
http://allnews7day.ru
Слайд 107Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
http://allnews7day.ru
Слайд 108Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
http://allnews7day.ru
Слайд 109Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
http://allnews7day.ru
Слайд 110Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
http://allnews7day.ru
Слайд 111Город Фатехпур-Сикри («Город Победы»).
http://allnews7day.ru
Слайд 113“Врата великолепия” Буланд Дарваза.
http://cognitours.ru
Слайд 114Мавзолей шейха Салима Чишти .
http://allnews7day.ru
Слайд 115Панч-Махал, т.е. ”пятиэтажный дворец”.
http://allnews7day.ru
Слайд 116Гробница Хумаюна (1565-72 гг.) в Дели.
TUT1.RU
Слайд 117Ансамбль Красного Форта в Дели.
Colors.life
Слайд 118Гробница Акбара в Сикандре.
visittnt.com
Слайд 119Мавзолей Тадж-Махал.
https://tonkosti.ru
Слайд 120Мавзолей Тадж-Махал.
https://1chudo.ru
Слайд 122Используемые источники:
Всеобщая история искусства. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс
лекций / И. А. Пантелеева, М. М. Миркес, М. В. Тарасова и др. – Электрон. дан. (8 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008.