Слайд 1Навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере медсестры общей практики
Слайд 2 Компоненты, способствующие развитию коммуникации.
1. Чувство присутствия – приятие и интерес
к собеседнику.
2. Умение слушать – открытость к миру, чувствам пациентов.
3. Уважение к восприятию других людей
4. Проявления беспокойства о судьбе пациента.
5. Сопереживание – умение поставить себя на место другого.
6. Искренность.
Слайд 3Принципы умения слушать.
1. Прекратить разговаривать – нужно дать возможность высказаться пациенту.
2.
Устраните отвлекающие факторы ( телефон, шум и т.д.)
3. Смотрите на говорящего – покажите интерес и чувство присутствия.
4. Уловите основную идею –сконцентрируйтесь на теме, а не на деталях.
5. Вслушайтесь в суть разговора – нужно уловить эмоциональные реакции и чувства пациента.
6. Отделите свои эмоции от реакций собеседника..
7. Правильно интерпретируйте информацию.
Слайд 4Практические навыки эффективного взаимодействия.
Улыбайтесь, приветствуйте пациента позой, взглядом, жестами.
Обращайтесь к
пациенту по имени, дружеским тоном.
Глаза должны быть на одном уровне с пациентом.
Не смотрите пристально.
Кивайте головой в знак согласия.
Слайд 5Практические навыки эффективного взаимодействия
Станьте зеркалом – отражайте мимикой, позой, интонацией,
что, по-вашему мнению, испытывает пациент.
Говорите «нет», когда хотите сказать»нет»
Высказывайте свое мнение, как бы оно ни было.
Идите на конфронтацию, если это необходимо.
Создавайте обстановку уверенности ( лицо расслабленное, приятное, хороший зрительный контакт, тон голоса уверенный, уважительный)
Слайд 6Практические навыки эффективного взаимодействия
Создавайте обстановку конфиденциальности, уединения.
Расстояние не должно быть угрожающим.
Языковые
знаки должны быть понятны пациенту.
Повторяйте слова пациента для подтверждения услышанного.
Подводите итоги беседы.
Слайд 7Практические навыки эффективного взаимодействия
Будьте внимательны.
Проявляйте заинтересованность в потребностях пациента.
Не задавайте слишком
много вопросов.
Не преуменьшайте чувства говорящего фразами: «Ну, не все так плохо», «Завтра вам будет лучше», «Не надо делать из мухи слова».
не перебивайте, не переводите разговор на другую тему.
Реагируйте на невербальные знаки.
Слайд 8Что могут означать невербальные знаки
Если глаза моргают более 20 раз в
минуту, то это может означать некомфортное состояние пациента.
Расширение ноздрей – возбуждение, раздражение.
Улыбка – счастье, удовлетворение.
Гримаса – опасение, боязнь.
Сжатые губы – гнев, неприязнь.
Оскал- отвращение.
Надутые губы говорят об унынии.
Хмурые брови выражают гнев, печаль, поднятые – напряженность.
Красный нос – эмоциональное возбуждение.
Покусывание губ – раздражение.
Зевота – сигнал тоскливости, скуки, беспокойства.
Слайд 9 Психологические защитные механизмы пациента
- слушает «вполуха»;
-ерзает;
-беспокойные жесты руками и
ногами;
-неожиданно выпрямляется или разваливается на стуле
-складывает руки на груди;
-руки прячет в карман
-меняется манера речи (говорит быстрее или медленнее);
-жалуется на усталость, зевает.
Слайд 10 Место общения медсестры и пациента
1. Территория пациента.
2. Территория медсестры /
врача.
3. Нейтральная территория.
4. Взаимное расположение в пространстве.
Слайд 11Время контакта
Существует три фазы:
1. вхождение в контакт;
2. продолжение;
3. до свидания.
Слайд 12Важность первой фазы:
Она определяет границы, роли, специфику взаимодействия ( 4
минуты)
Слайд 13 Продолжительность контакта зависит от:
- состояния пациента;
- цели беседы;
- т. к.
концентрация внимания составляет 15 минут, необходимо делать перерывы в беседе.