Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского
края
Проект
«ИНКВИЦИЗИЯ»
Цикловая комиссия гуманитарно-экономических дисциплин
Выполнили: студенты 1 курса группы Г-11 специальности «Сестринское дело» Голикова А.О., Приндя Н.В., Куликова В. А.
Руководитель: Астапеева Е.В., преподаватель первой квалификационной категории
Краснодар 2017
Слайд 2Актуальность. Инквизиция оставила большой след в истории человечества. За время ее
существования тысячи ни в чем неповинных людей подвергались всевозможным изощренным пыткам и чудовищным смертям. С самого появления инквизиция обвиняла тех, кто был не согласен с ее доктриной. Таким образом, появились всевозможные мифы и легенды о дьяволе,о том, как ведьмы посещают шабаш и занимаются там различными непристойностями, о воровстве детей, оборотничестве и т д.
Слайд 3 Цель: написание реферата и подготовка
мультимедийной презентации по теме «Инквизиция»
Задачи:
1. Выполнить анализ литературных источников
Интернет-ресурсов по теме проекта.
2. Систематизировать, углубить и расширить знания
Святой и Испанской инквизиции.
3. Расширить представления современников о жизни в Европе в годы распространения духовных судов над еретиками, определить предпосылки и последствия «инквизиторских гонений»
4. Разработать структуру реферата по теме «Инквизиция».
5. Подготовить мультимедийную презентацию для защиты проекта
Слайд 5Введение
От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле — «расследование», «исследование».
Слайд 6История создания
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был
создан в 1215 году папой Иннокентием III.
Барельеф Иннокентия III
Герб дома Конти
Слайд 8Учреждение Испанской инквизиции
Король Фердинанд и королева Изабелла
Папа Сикст IV
Слайд 10Основные исторические этапы.
Доминиканский период
Доминик Гусман
Святой Доминик, руководящий аутодафе
Слайд 11Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень
недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в Испании, Португалии и Италии, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и характер населения.
Слайд 12Испанская инквизиция
Печать
«Священного трибунала»
в Испании
Изгнание евреев из Испании
Слайд 13Инквизиция как организация в Российской империи
Петр I И Святейший Синод
Слайд 14Духовная инквизиция существовала недолго и была уничтожена при Екатерине I.
Казнь
Слайд 15Цели, задачи и средства инквизиции
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли
обвиняемый виновным в ереси.
Слайд 16Официально сформулированные направления деятельности Конгрегации доктрины веры, сменившей Священную Палату инквизиции
на её месте в римской курии, таковы:
слежение за чистотой католической доктрины
наблюдение за моралью духовенства
дела брака и семьи
изучение сверхъестественных явлений и разоблачение суеверий
Здание Конгрегации
Слайд 17Методы и судебная процедура
Следствие инквизиции начиналось по доносу в ереси или
аморальности, совершаемому гражданскими «доброжелателями».
Слайд 18Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция
не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу.
Слайд 19Жертвы инквизиции.
Ян Гус — сожжён по распоряжению трибунала Констанцского собора
6 июля 1415 года, известие о нём вышло из протестантского круга Мартина Лютера в начале XVI века
Слайд 20Жанна д'Арк
Жанна д'Арк — сожжена по обвинению в колдовстве 30
мая 1431 года, якобы реабилитирована в 1456 году, беатифицирована папой Пием Х в 1909 году, канонизирована папой Бенедиктом XV в 1920 году.
Слайд 21Джордано Бруно
Сожжён как еретик 17 февраля 1600 года, приговор не пересмотрен
по настоящее время. Инквизиционное дело Бруно было обнаружено в 1886 году папским библиотекарем Грегорио Пальмиери, но скрыто по приказанию папы Льва XIII. В 1925 году в Италии было опубликовано 26 ранее неизвестных документов инквизиции о Бруно, и только в 1942 году его дело было опубликовано в полном виде, русский перевод его вышел в 1958 году. Настоящее имя Джордано было скрыто инквизиторами, сам он называл себя Ноланцем, а прозвище Бруно означает «сожженный»
Слайд 22Галилео Галилей
Был дважды под судом инквизиции: в 1616 году и в
1633 году, на последнем приговорён к пожизненному заключению, из инквизиционного застенка вышел ослепшим инвалидом. Был оболган церковниками публикацией фальшивого протокола допроса и вопреки расхожему мнению, распространяемому клерикалами, его дело не пересмотрено по настоящее время. Инквизиционное дело Галилея было захвачено войсками Наполеона в 1810 году, но 30 лет спустя было возвращено в Рим и в препарированном виде опубликовано в 1850 году, после возмущения общественности более полный вариант дела был опубликован Ватиканом в 1867 году, а в 1870 году республиканец Сильвестро Герарди опубликовал ещё 14 документов из дела, тайно скопированных в папском архиве.
Слайд 23Попытки апологии инквизиции
В современных клерикальных кругах активизируются попытки оправдания инквизиции. Масштабы
многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены
Слайд 24Орудия пыток инквизиции
Кресло допроса
«Кресло допроса» применялось в Центральной
Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, разводя костер под сиденьем.
Слайд 25Дыба-ложе
Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях.
Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались.
Слайд 26Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» был детально описан Густавом
Фрейтагом в его книге. Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.
Слайд 27Пресс для черепа
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на
территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы.
Слайд 28Позорный столб
Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена
и при всяком социальном строе.
Слайд 29Железный кляп
Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие
инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье.
Слайд 30«Молот ведьм»
«Молот ведьм» — трактат по демонологии и о надлежащих методах
преследования ведьм.
Основными задачами «Молота» было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение магистратов способам обнаружения ведьм и процедурам доказательства их виновности.
«Молот ведьм» был написан на латыни в 1486 году католическим приором, доминиканским инквизитором Генрихом Крамером.
Слайд 31Выводы
Если в период Раннего Средневековья ереси отражали во многом процесс становления
института церкви. Ее иерархического строя, а во главе еретических движений часто стояли представители епископата, то во времена расцвета Средневековья ереси были направлены уже против института церкви, значительной части клира, погрязшего в алчности и разврате, против всепроникающей церковной регламентации жизни.
Римско-католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с распространением ересей. Среди различных методов борьбы с ними в период Классического Средневековья наибольшее распространение получила инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд. Террор инквизиции был направлен не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т. п. Итогом тайного дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали не менее устрашающие публичные казни, сожжения еретиков. Наибольшая активизация деятельности инквизиции пришлась на период Реформации.
Слайд 32Заключение.
Общей характерной чертой общественного сознания эпохи было преобладание религиозного мировосприятия и
мировоззрения. Мрачный институт Святейшей Инквизиции перестал существовать, но сами методы борьбы с инакомыслящими мало, чем изменились с тех времен. Может быть все это выглядит сейчас не так мрачно, как в те времена; может быть меньше крови, нет публичных сожжений людей, но сама суть борьбы за “чистоту” какого-либо учения остается той же. Сейчас в мире преобладает дух гуманизма и общечеловеческих ценностей, выраженных в Декларации прав человека. По сути – это еще одна “религия”. Религия, где богом стал человек. И у этой религии есть своя инквизиция, которая наказывает “провинившиеся” народы и страны. Так, что все возвращается на круги свои. Поэтому учреждение инквизиции не есть новшество христианской Церкви. Это институт подавления инакомыслия всех веков и народов, только в разные времена он назывался по-разному.
Слайд 33Список использованных источников
Литературные источники:
1. Пискорский В. К. Инквизиция, в римско-католической церкви.
2.
Брунелли Лучио. Чёрная легенда в свете фактов //След, сентябрь 2004.
3. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм, 2001.
4. Иезуит Жозеф де Местр. Письма одному русскому дворянину об инквизиции. - Москва, 1998.
5. Мэдден Томас. Правда об испанской Инквизиции.
6. Хичкок Джеймс. Инквизиция, изд. «Catholic Dossier», № 5/6, перевод «Una fides», 1998.
7. Печёрский Андрей. Счисление раскольников. Полное собрание сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печёрского). Издание товарищества М. О. Вольф, 2001.
8. Райт Томас. Рассказы о колдовстве и магии. - Москва, 2006.
Интернет – ресурсы:
9. https://4stor.ru/histori-for-life/6419-pytki-inkvizicii.html
10. http://scisne.net/a-83
11. http://chronology.org.ru/newwiki/Инквизиция