Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества
III муниципальный
конкурс медиаработ
«Культурное наследие Прикамья»
Номинация:
Культурное наследие.
Народные промыслы.
«Создание мужского и женского костюма Рождественского городища»
Автор: Русинова Екатерина
Слайд 2Цель: Создание мужского и женского костюма жителей Рождественского городища
по археологическим источникам
и этнографическим данным.
Задачи:
Найти и изучить археологические данные
о средневековом костюме
Выяснить какие материалы и детали костюма использовали древние жители в своей одежде
Создать модели женского и мужского костюма
создать толковый словарик
установить связь веков
Слайд 3Мужской и женский костюм Рождественского археологического комплекса
Слайд 4До наших дней с тех давних пор сохранились лишь редкие фрагменты
одежды в погребениях. По этим находкам можно определить, из какого материала шили одежду древние жители Рождественского городища. Это кусочки холщевой и шерстяной ткани, кожи и меха. Этнографические исследования показали, что наиболее древней формой одежды были рубахи туникообразного покроя. Женщины носили длинные рубахи до пят, а мужчины – до колен. Одежда была из холщевой ткани (из волокон льна, конопли, реже крапивы). Верхней одеждой были шубы из превосходных шкур бобров, сшитые мехом внутрь и украшены крупными костяными пуговицами, которые служили застежками. На Рождественском городище собрано 33 экземпляра костяных пуговиц
Слайд 5Туникообразные рубахи из грубой материи
Слайд 6Мужской костюм
В составе мужского костюма наиболее часто присутствуют пояса, височные подвески,
иногда мужской костюм дополнялся украшениями рук и шейными украшениями.
Слайд 8Заплетались косы, соединялись нитями пронизок
Слайд 9У женщин значительной частью костюма были украшения волос и головные уборы.
Считалось, что женщины могут вредить окружающим магией своих волос. Поэтому они закрывали волосы плотным головным убором. Они носили круглые шапочки, расшитые бусами, бисером и медными спиральками, а так же головной убор типа полотенца, ниспадающего на спину, закрывающего собой длинные волосы. Кроме этого для защиты женских волос использовались накосники в виде ленты с монетами или в виде кожаного футляра, куда волосы укладывались. Накосниками так же служили шумящие подвески, вплетенные в косу с помощью узкого кожаного ремешка с нанизанными на него бронзовыми бусами, который закреплялся на затылке бронзовым «костыльком».
Слайд 10Коньковая шумящая подвеска, крепящаяся к очельнику
Слайд 11Игольник из кожи, накосники, пронизки
Слайд 12Матерчатый нагрудник из холста, украшенный монетовидными подвесками и бусами, нагрудными украшениями
Слайд 13Как было сказано выше, жители носили холщевые рубахи, шейный вырез скреплялся
завязками. У женщин нагрудный разрез рубахи требовал ношение нагрудника. Шейный вырез прикрывали особым матерчатым ожерельем – отдельным отрезным воротником из овального куска холста, шелковой ткани или кожи выкроенного так, чтобы он плотно прилегал к шее. Нагрудник представлял собой богато вышитый прямоугольный кусок ткани, расшитый монетовидными и колесовидными подвесками, бусинами, бисером, шумящими подвесками. Нагрудник защищал женскую грудь от сглаза, порчи и болезней.
Слайд 16Плоский пластинчатый браслет – магический круг с растительным орнаментом
Браслеты выполняли роль
магического круга. Их надевали поверх рукавов, и они, таким образом, защищали отверстия в рукаве от проникновений нечистой силы. На раскопках Рождественского городища обнаружено 30 браслетов из серебра и бронзы
Слайд 17Женская поясная сумка с двумя отделениями
Слайд 18Женские сумочки для рукоделия и других мелких предметов, которые необходимо было
иметь под рукой, кошельки из кожи или ткани, обрамленные по краям металлическими обоймами, металлическими украшениями – шумящими подвесками, «бахрома» с бубенчиками и декоративными застежкам.
Слайд 20Нагрудные мужские украшения: подвески – монеты, бубенчики, амулеты, клыки, перья (
от сглаза)
В мужских погребениях нагрудник был найден только в одном погребении. На груди мужчины носили иногда подвески-монеты.
Слайд 21Характерной особенностью Пермского Предуралья является использование жителями большого количества разнообразных подвесок,
которые преобладали в женском костюме, на Рождественском городище их найдено 247 (см.прил.8). Еще более широко представлены привески, которые возможно были элементами шумящих подвесок, но могли быть использованы как самостоятельные украшения в составе ожерелий, поясных привесок, для оформления сумочек, в качестве височных украшений (см.прил.9). Их найдено 391. Большинство подвесок и привесок выступали в качестве амулетов. Так же найдены и сами амулеты из просверленных костей животных -59 экземпляров.
Слайд 22 кожаный ремень с поясными накладками медным наконечником, копоушкой (предмет гигиены)
подвеска ложка и подвеска шумящая - бубенчик
Слайд 23Мужская сумка - кошелек с привеской - лапкой и подвеской амулетом
в виде конуса
Найдены поясные сумочки, среди которые выделено два отдела: кошельки для хранения элементов огнива, которые присутствуют в мужских погребениях
Слайд 24Височное кольцо, крепится к головному очельнику
- серебряные позолоченные подвески с круглым
проволочным кольцом и полой грушевидной привеской. Такие подвески считаются изделиями булгарских ювелиров, но их массовость говорит о том, что они производились и местными ремесленниками
Слайд 25 На ногах носили низкую кожаную обувь, которая шили из одного
куска сыромятной кожи, пропитанной смоляной водой. Обувь стягивалась ремешками с медными пряжками. Однако в это же время существовала и лыковая обувь – лапти. Это стало известно по множественным находкам костяных и металлических кочедыков – инструментов для плетения обуви. Сама же плетеная обувь в погребениях до наших дней не сохранилась.
Слайд 26Имели кожаную обувь – сапоги и лапти из лыка
Слайд 27Толковый словарик
Археологический источник – научная работа ученого - археолога, изучающего быт
и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
Бронза - сплав меди с оловом, иногда с примесью других металлов.
Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, крепившееся обычно возле висков на очельнике. Его носили по одному или по нескольку пар сразу. Наиболее характерное украшение славянских женщин.
Височная подвеска - украшение, подвешиваемое к чему-либо, находящаяся между ухом и лбом.
Городище - место, где в древности был город или укреплённое поселение.
Кочедык – инструмент для плетения.
Накладка - накладной небольшой, обычно остроконечный или в виде колпачка предмет, приделанный к концу другого предмета или надеваемый на него.
Наконечник - небольшой, обычно остроконечный или в виде колпачка предмет, приделанный к концу другого предмета или надеваемый на него.
Привеска – предмет, привешенный в качестве украшения к подвеске.
Низка - нитка, на которую что-нибудь нанизано. Низка бисера.
Чело — древнерусское название лобной части головы.
Пронизка - бусина, бисерина с дырочкой для нанизывания.
Реконструкция - восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам, описаниям.
Очельник – повязка из кожи, бересты или другого материала на лобную часть головы.
Фибула - металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным.
Шпенек - небольшой шип, стержень.
Этнография - наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
Язычники – люди, которые верили в то, что всегда и во всем их контролируют духи, поэтому им была подчинена не только духовная, но и материальная часть жизни.
Слайд 28Список литературы
Список литературы.
Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у
с. Рождественск: Монография. – Пермь, 2008.
Н.Н.Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б.Крыласова. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века. - Пермь, 1995.
А.М. Белавин, Н.Б.Крыласова. Страницы истории земли Пермской. Рабочая тетрадь по истории Прикамья. - Пермь, 1997.
Н. Б. Крыласова. Материальная культура и быт средневекового населения пермского Предуралья.
Н.Б. Крыласова. «История прикамского костюма».
Н.Б. Крыласова. Реконструкция костюма по материалам Рождественского и Огурдинского могильников.- Березники, 2001.
В.А.Оборин. Рождественское городище и могильник.-УЗ ПГУ.-вып.3, Хапрьк.ГУ, 1953.