Слайд 1Познавательный интерес в общей структуре учебной деятельности младших школьников
Слайд 2Уровни познавательной активности учащихся
1 уровень: Нулевая активность
учащийся пассивен,
слабо реагирует
на требования учителя,
не проявляет желания к самостоятельной работе,
не имеет высоких оценок,
частично изначально лишён желания учиться и стимула к дальнейшему росту.
Слайд 3Задача учителя
Нейтрализовать негативные воспоминания от учёбы, которые снижают способность ребёнка конструктивно
подойти к новой учебной задаче;
не ждать немедленного включения в работу;
не требовать немедленных ответов;
не сбивать во время ответа каверзными вопросами;
не предлагать учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой.
Слайд 4Уровни познавательной активности учащихся
2 уровень: Ситуативная активность
активность учащегося проявляется лишь в
определённых учебных ситуациях;
определяется в основном эмоциональным восприятием;
легко подключаются к новым видам работы и так же легко теряют к ним интерес;
предпочтение отдают репродуктивным видам работы.
Слайд 5Задача учителя
Поддерживать эмоциональную активность учащихся с тем, чтобы она постепенно распространилась
на интеллектуальную и волевую сферы.
Учить использовать план ответа, создавать алгоритмы учебного действия, опираться на опорные сигналы.
Слайд 6Уровни познавательной активности учащихся
3 уровень: Исполнительская активность
позиция учащегося обусловлена не только
эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения;
учащиеся осознанно воспринимают учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути её решения;
работают преимущественно самостоятельно.
Слайд 7Задача учителя
Использовать таких учащихся не только как опору на уроке, но
и не забывать о целенаправленной работе по стимулированию и развитию их познавательной активности.
Слайд 8Уровни познавательной активности учащихся
4 уровень: Творческая активность
позиция учащегося характеризуется готовностью включиться
в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения;
сама задача может ставиться школьником, и пути её решения избираются новые, нестандартные;
поиск нового способа проникновения в сущность явлений.
Слайд 9Задача учителя
Обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой
(учебной, коммуникативной и т.д.) задачи.
Слайд 10Структура мотивации
(по Додонову Б. И.)
Удовольствие от самой деятельности.
Значимость для личности непосредственного
её результата.
Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность.
Мотивирующая сила принуждающего давления на личность.
Слайд 11 Познавательный интерес – это
избирательная направленность личности
на предметы и явления окружающей
действительности.
Слайд 12Направления формирования познавательных интересов
Само содержание учебных предметов .
2. Определённая организация познавательной
деятельности учащихся.
Слайд 13Разноуровневые задания
Математика:
На «3» - № 2
На «4» - № 3
На «5»
- № 4
Слайд 14Задачи на нахождение третьего слагаемого
Яблок – 5 кг
Груш - ?, на
Слайд 15
Чтение: Л. Толстой «Лебеди»
1ур.: Какие чувства возникли у тебя: удивление, радость
и т.д.
1 ур.: Прочитайте строчки, которые понравились.
2 ур.: Подберите строчки, которые подходят к иллюстрации.
2 ур.: Что главное в рассказе: действие, событие, природа, поступок.
3 ур.: Почему лебедь открыл глаза только тогда, когда его товарищи совсем исчезли из виду? Какие чувства он испытывал?
Слайд 16Каллиграфия
Праз.ник, ст.лица, сер.це, ов.щи,
звёз.ный, с.бака.
Доддоодддооо
Слайд 17
Исследовательская деятельность
это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Слайд 18Исследовательские
умения и навыки
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать
гипотезы;
умения и навыки наблюдать и делать умозаключения;
умения и навыки работы с текстом;
умения высказывать суждения, аргументировать (защищать) и доказывать свое мнение;
умения работать с информацией (выделение главного, формулирование вывода, логика изложения) и т.д.
Слайд 19Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность.
Мотивированность.
Психологический комфорт.
Учёт возрастных особенностей.
Слайд 20Уроки литературного чтения исследовательского характера
Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся - на
наблюдении над текстами,
- на поиске в них признаков – примет художественности и их анализе.
Слайд 21Особенности
уроков литературного чтения исследовательского характера
наличие единой, интересной для всех участников
проблемы;
возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;
наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.
Слайд 22Структура урока-исследования
зависит
-от особенностей художественного произведения,
- от той проблемы, которая
поставлена в центр учебной деятельности,
- от замысла учителя и отобранных методических приемов для его воплощения,
-а также от читательской зрелости детей,
-от их читательских впечатлений
- умения учителя реагировать на высказанные детские версии.
Слайд 23Структурные компоненты
Сообщение темы
Постановка учебной задачи
Совместный поиск решения учебной задачи
Получение совместного окончательного решения
Обобщение
Слайд 24Приём «Генераторы-критики»
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы:
генераторы и критики.
Задача генераторов: дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки.
Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.
Задача педагога: направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
Слайд 25Приём «ПОПС»
(ответы по алгоритму)
Форма работы , при которой нужно выработать аргументы,
позволяющие сформулировать и представить своё мнение в чёткой, сжатой форме.
П – позиция (Я считаю…)
О – обоснование (Потому что…)
П – пример (Например…)
С - следствие (Поэтому …)
Слайд 26Приём
«Толстые и тонкие вопросы»
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос
предполагает ответ развернутый.
Слайд 27Ключевые моменты грамотного анализа текста
Читателю важно:
- понять содержание (ответить на вопрос:
о чем это произведение?)
– увидеть внешнюю сторону образа;
- вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал автор?)
– понять внутреннюю сторону образа;
- найти языковые средства, приемы, способы создания образа