Слайд 1Методист
учреждения дополнительного образования детей
Автор: Смирнова О.А.
Слайд 21. Методист. Должность или профессия?
2. Квалификационные требования к должности «методист»
3. Методическая
деятельность.
4. Планирование методиста.
Вопросы, рассматриваемые на семинаре:
Слайд 3«И швец, и жнец»: информатор, аналитик, разработчик, организатор… (по результатам анкетирования,
наши педагоги на сегодняшний день испытывают трудности в написании программ, КТП, выборе форм, методов и технологий обучения).
Не администратор, не представитель власти. Методист прежде всего СПЕЦИАЛИСТ, ПОМОГАЮЩИЙ ПЕДАГОГУ
Методист.
Должность или профессия?
Слайд 4Методическая деятельность- это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (а не воздействие) методиста с субъектами педагогической
деятельности.
Методическая деятельность должна быть востребована !
Слайд 5Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов;
Формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут
востребованы практикой в ближайшем будущем;
Обеспечение условий для включения педагогов в творческий поиск;
Создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Задачи методиста:
Слайд 6Способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
Умение создавать, созидать
новое;
Способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;
Профессионально значимые качества методиста.
1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу- «открытый интеллект»
Слайд 7Способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания,
и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;
Умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
Способность диалектически ( с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;
Способность к обобщению материала
Слайд 8Принятие других, какие они есть;
Терпимое отношение к ошибкам;
Пунктуальность;
Стремление к сотрудничеству.
2. Социальная
компетентность:
Слайд 9Конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
Умение поддерживать беседу;
Высокая грамотность;
Достаточный словарный запас;
Широкий круг
чтения;
Высокая работоспособность
3. Вербальные способности:
Слайд 10Диагностирование;
Целеполагание;
Проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;
Сбор
и хранение информации;
Разработка методических рекомендаций;
Владение техникой экспертизы.
4. Методические умения
Слайд 11«Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей.
Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.»
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В.
Организация методической
службы учреждений дополнительного
образования детей.- Москва,2001.
Слайд 12Должностные обязанности. Осуществляет методическую работу в образовательных учреждениях всех типов и
видов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах) (далее - учреждениях). Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений.
Квалификационные требование к должности «методист»
Слайд 13Оказывает помощь педагогическим работникам учреждений в определении содержания учебных программ, форм,
методов и средств обучения, в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности учреждений, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и пособий по учебным дисциплинам, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.
Слайд 14Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений. Обобщает и принимает меры
по распространению наиболее результативного опыта педагогических работников. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников, оказывает им консультативную и практическую помощь по соответствующим направлениям деятельности. Участвует в работе организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, по научно-методическому обеспечению содержания образования, в разработке перспективных планов заказа учебников, учебных пособий, методических материалов.
Слайд 15Обобщает и распространяет информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в
том числе и информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Слайд 16Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего методиста наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности методиста, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Участвует в разработке перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов.
Слайд 17Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и
иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания; принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении; принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;
Слайд 18методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы;
принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда учебных пособий; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
Слайд 19методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 20
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности
не менее 2 лет.
Слайд 21Методическая деятельность –важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива.
Этот вид
деятельности предполагает реализацию задач в совершенствовании образовательной, социокультурной и кадровой деятельности (см. квалификационные требования «должностные обязанности»)
Методическая деятельность
Слайд 22Планирование – это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором
средств его достижения (И.И.Буева)
Целью планирования является модель деятельности на заданный срок 9год, месяц, неделю, день).
План представляет собой модель содержания деятельности методиста.
Разработать план- значит определить основные направления, виды и формы своей деятельности.
Планирование методиста
Слайд 23Краткосрочные (оперативные).
Долгосрочные (перспективные).
При написании плана необходимо соблюдать:
Единство целей установки и условий
реализации;
Единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
Стабильность и гибкость планирования.
Планы, которые применяются в учреждениях дополнительного образования
Слайд 24Содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков, исполнителей;
Отражать фактическое
состояние учебно-воспитательного процесса;
Быть полным, конкретным и реальным.
В каждом плане устанавливаются реальные сроки, указыаются исполнители и четкая программа их действий.
Каждый план должен:
Слайд 25Согласно приказа о номенклатуре дел МОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г.Сочи разработаны и
утверждены приложения:
1. номенклатура дел отделов
2. Номенклатура дел заместителей директора
3. Единая форма «Перспективного планирования». «циклограммы работы»
Планирование методиста в МОУ ДОД ЦДиЮТиЭ г.Сочи
Слайд 261. Назовите значимое для Вас событие в вашей педагогической жизни.
2. О
чьем опыте из педагогов города Вы бы хотели узнать?
3. Что помогло Вам в профессиональном росте?
4. Что бы Вы сделали в перспективе будучи методистом?
5. На решение каких проблем, по Вашему мнению, в работе с педагогическими кадрами необходимо обратить внимание?
Анкета