Слайд 1“Цветочный экспресс”
Проект “Мост дружбы”
Презентация
Автор: воспитатель ГПД
Школы экономики и права Герасимова В.А.
2019г.
Санкт-Петербург
Слайд 2“Цветочный экспресс”
Еще до начала Крымской войны 1853-1856 гг. небольшой приморский городок
Ницца, принадлежавший тогда Королевству Сардиния, стал приобретать популярность у русской аристократии. Согласно статистике в течение зимы 1850-1851 года из 560 иностранных семей здесь были зарегистрированы 52 русские фамилии, в зимний сезон 1856-1857 года - 141, а в 1860-м - уже 214. Такому стремительному росту популярности Ницца обязана, в первую очередь, русской императрице Александре Федоровне, которая в октябре 1856 года впервые прибыла в соседний городок Вильфранш с намерением провести там зиму и пройти лечение. Разумеется, ее сопровождала многочисленная свита.
Слайд 3“Цветочный экспресс”
Вскоре в Ниццу потянулась российская знать, и очень быстро маленький
приморский городок превратился в настоящий «зимний салон» Европы. Теперь Ницца и ее окрестности, присоединенные к Франции в 1860 году, были переполнены русскими, которые не только скупили все продававшиеся на тот момент виллы, но и занимали целые этажи в самых шикарных отелях. В путеводителях конца прошлого века отмечалось: «На Лазурном Берегу много русских владений». Отели Ниццы, рекламируя себя, объявляли: «У нас останавливается русская аристократия» , и количество останавливавшихся у них всевозможных князей и графов стало своеобразным знаком качества. Русская речь, зазвучавшая в Ницце, сделала ее похожей на Ялту.
Слайд 4“Цветочный экспресс”
К середине 1860-х годов число русских семей, проводивших зиму на
Лазурном Берегу, уже достигало двух тысяч. Наиболее обеспеченные из них - князья Апраксины, Лобановы-Ростовские, Кочубеи и прочие - начали строить собственные виллы на мысе Антиб и в Ницце. В апреле 1865 года в Ницце в возрасте 21 года умирает наследник престола великий князь Николай Александрович «в окружении семьи - безутешной матери-императрицы Марии Александровны, отца, братьев, невесты». К тому времени императрица Мария Александровна уже бывала в Ницце, приезжала сюда лечиться. Осенью 1864 года был в Ницце и государь-император, принимал здесь же, на нынешней авеню Царевича, в нынешней клинике, а тогдашней вилле «Пейон», французского императора Наполеона III.
Слайд 5Массовому русскому присутствию на Лазурном берегу способствовало открытие железнодорожного сообщения Париж-Лион-Средиземноморье,
принадлежавшего частной компании с таким же названием. Во французском варианте аббревиатура компании писалась P.L.M. В 1863 году первый поезд прибыл в Канны, а в следующем году, с постройкой моста, - в Ниццу.
“Цветочный экспресс”
Слайд 6“Цветочный экспресс”
В это же время в России тоже активно развивалась железнодорожная
сеть. В 1853 году в Петербурге был построен Варшавский вокзал, позднее перестроенный.
Слайд 7“Цветочный экспресс”
В 1862 году железная дорога дошла до Варшавы, а отдельная
ветка - до Пруссии. От Варшавского вокзала уходили чистые, богато оборудованные вагоны. В самой Варшаве на Петербургском вокзале в связи с изменением ширины рельсового полотна пассажиры пересаживались в поезд до Берлина и далее до Парижа и Ниццы. (В настоящее время Петербургский вокзал не существует - при оставлении русскими Варшавы в августе 1915 года он взорван и выгорел при последовавшем пожаре). Таким образом, уже в 1860-х годах возникло сообщение Петербург - Ницца, что придало новый импульс русской колонизации Французской Ривьеры.
За первое десятилетие массового русского присутствия население Ниццы выросло на 83 % (средний показатель по Франции - 6 %), причем до 60 % жителей города составляли русские. Западноевропейский «филиал» царского двора, как стали называть Ниццу, вскоре начал обрастать всеми атрибутами двора петербургского: балами, дуэлями и интригами. Один журнал того времени писал: «На улицах города - сплошные русские костюмы, и всюду слышна русская речь». В городе имелись русские рестораны, отели, театры, банки, страховые компании, акционерные общества. Одновременно с Ниццей развивались и близлежащие курорты - Ментон, Антиб, Канны, Жуан-ле-Пен и другие. Компания железных дорог P.L.M. усиленно рекламировала туристические поездки на юг Франции.
Слайд 9“Цветочный экспресс”
Особую роль в развитии «русской Ниццы» сыграли многочисленные члены императорской
фамилии Романовых, проводившие на Лазурном берегу чуть ли не каждый зимний сезон, чтобы «лицезреть пальмы юга». Даже сам поезд Петербург - Ницца в народе стали называть «великокняжеским экспрессом». Надо отдать должное Романовым, они очень многое сделали для всей Французской Ривьеры. Благодаря их деятельности здесь появились русские православные храмы, на их средства построены ипподромы, теннисные корты, поля для гольфа.
Слайд 10“Цветочный экспресс”
Жители небольшого приморского поселка Мандельё-ла-Напуль и сегодня с особым почитанием
вспоминают внука Николая I, великого князя Михаила Михайловича. Именно он привез из Шотландии идею устроить поле для гольфа в этой безвестной рыбацкой деревушке. Так появился первый на Средиземном море гольф-клуб. Очень скоро гольф приобрел известность, а многочисленные лорды, герцоги, графы, князья и короли стали завсегдатаями клуба. Существует легенда, что великий князь Михаил Михайлович обычно завершал день на поле для гольфа, попивая чай с молоком. При этом использовалось парное молоко от коровы, приведенной специально для дойки на зеленую площадку вокруг лунки . Поле для гольфа существует по сей день.
Слайд 11“Цветочный экспресс”
Бурный рост туристических поездок наблюдается с 1880-х годов. Компания P.L.M.
расширяет маршруты и вводит новые, теперь уже скорые поезда, называемые «экспрессами». К первым из них можно отнести «Средиземноморье - экспресс», «Лондон - Ривьера», «Кале - Ницца», «Вена - Канны». Все вагоны были оборудованы как спальные, в поезде был обязательно вагон-ресторан, а то и два. Поскольку из Санкт-Петербурга ранее можно было добраться прямым сообщением до Вены, то с введением экспресса «Вена-Ницца-Канны» появилась возможность прямого сообщения из российской столицы в Ниццу с пересадкой в Варшаве.
Слайд 12“Цветочный экспресс”
Значительно увеличилась скорость поездов. Если в 1864 году составы преодолевали
расстояние между Парижем и Ниццей за 24 часа, то к 1904 году - уже за 13 часов. Длительность поездки из Петербурга в Ниццу сократилась с пяти суток до трех. Последнее обстоятельство оказалось решающим в появлении так называемого «цветочного экспресса».
Торговля цветами на юге Франции существовала с незапамятных времен. . По мере развития транспорта появилась возможность не только отправлять дары природы в другие регионы Европы, но и создавать на Лазурном берегу специализированные садовые предприятия для выращивания овощей, фруктов и цветов на срезку.
Слайд 13“Цветочный экспресс”
В начале XX века Общества цветоводов южных округов Франции обратились
к депутатам с просьбой сформировать специальные цветочные поезда, которые могли бы курсировать вдоль побережья и собирать сельскохозяйственную продукцию для переправки ее в отдаленные районы. Депутат от округа Канны-Антиб Франсуа Араго за десять лет, с 1903 по 1913 добился от Компании железных дорог P.L.M, введения специального поезда под литерным номером 3832 для сбора цветов. Пассажирским поездам под номерами 58 и 8 также разрешено принимать цветы, а с вводом восьмивагонного поезда (литерный номер 10 бис), останавливающегося везде, где существовали какие-либо рынки цветов и фруктов, любой сельский житель мог продать свою продукцию. Этот поезд по окончании загрузки следовал прямо в Париж.
Слайд 14Какие же цветы выращивали в Ницце и ее окрестностях? В первую
очередь, это гвоздики. Пресса того времени признавала, что никакая другая страна не может соперничать с гвоздиками из Ниццы, они превосходят по качеству и долгостойкости любые виды гвоздики, где бы они ни выращивались, даже на итальянской Ривьере. Туристы из окон поезда могли наблюдать необозримые поля цветущей гвоздики, которые поздней осенью и зимой приводили в восторг гостей курорта.
“Цветочный экспресс”
Слайд 15“Цветочный экспресс”
Вторая по значимости и прибыльности цветочная культура - розы. Миллионы
срезанных роз отправлялись с Лазурного берега в Париж, Вену, Гамбург, Берлин, Лондон, Петербург. В начале XX столетия в окрестностях Ниццы насчитывалось свыше 500 питомников и оранжерей по выращиванию роз на срезку. Усиленный сбор роз и стабильная продажа по всей Европе происходили с ноября по май, когда существовал повышенный спрос; весной же и летом розы, выращенные в теплицах, как правило, реализовывались на месте для туристов и приезжих гостей.
Параллельно с выращиванием роз на срез на юге Франции стали появляться мощные селекционные хозяйства. Примером тому может служить питомник Жильбера Набоннанда в маленьком городке Гольф-Жуан. Именно ему принадлежит значительная часть роз, названных им самим в честь тех или иных русских соседей, либо заказанных русскими господами «посвящений». Вместе с другим французским селекционером, Луи Левеком, они вдвоем произвели на свет едва ли не треть всех «русских» роз, а имена этих сортов прекрасно говорят о тех, кому они посвящены: ‘Мадам Олимпиада Терещенко’, ‘Княгиня Лиза Трубецкая’, ‘Лили Мещерская’, ‘Мадам Анна Безобразова’, ‘Мариэтта Безобразова’, ‘Княгиня Мария Долгорукая’, ‘Генерал Шаблыкин’, ‘Элиза Щеголева’, ‘Графиня Браницкая’, ‘Князь Четвертинский’, ‘Генерал Д. Мерчанский’, ‘Мадам генеральша Гурко’, ‘Генеральша Мария Раевская’ и масса других
Слайд 16“Цветочный экспресс”
Третьими по доходности, но первыми по популярности у жителей Петербурга
являлись фиалки. Фиалка боится прямых лучей солнца, поэтому фиалку цветоводы Французской Ривьеры выращивали либо в подлеске, либо в междурядьях апельсиновых и оливковых садов. Огромные плантации фиалок, роз, жасмина и гвоздики находились в районе приморского города Грасс, где сконцентрировалась парфюмерная промышленность. У жителей Москвы и Петербурга большим успехом пользовались духи «Пармская фиалка», «Фиалка Ниццы», «Фиалка Сан-Ремо», «Белая роза», «Роза Жакмино», «Чайная роза», одеколоны «Жасмин», «Королевская гвоздика».
Слайд 17Жители каждой маленькой деревни буквально атаковали местные власти, чтобы «цветочные поезда»
делали остановку и на их станции. Местные депутаты активно помогали продвигать эти прошения в Компании железных дорог, хотя руководство P.L.M. шло навстречу с большой неохотой. Тем не менее, «цветочные поезда» стали вскоре привычным явлением. По примеру Ниццы в Париже был введен так называемый ежедневный «розовый поезд», который собирал срезанные розы по всей Нормандии и долине Луары для завоза на рынки Парижа с последующей пересылкой в Гамбург, Вену, Лондон и Петербург
“Цветочный экспресс”
«Цветочный экспресс» уходил с вокзала Ниццы раз в неделю в 2 часа дня по вторникам и прибывал в Петербург поздно ночью в пятницу. По правде сказать, это был обычный пассажирский поезд, к которому цеплялись в разное время от 1 до 3 вагонов с цветами, в зависимости от сезона. То есть это был тот самый поезд «С.-Петербург-Вена-Ницца-Канны Экспресс», только с прицепными вагонами.
Слайд 18“Цветочный экспресс”
Торговля цветами, как любая сверхдоходная отрасль коммерции, стала монопольным бизнесом,
она обрастала своим кругом деловых партнеров и жесткими правилами. При этом львиная доля доходов оставалась у посредников, а труд самих цветоводов был поистине каторжным. Нужно было не только вырастить цветы, но вечером срезать, ночью доставить на рынок, успеть продать, поскольку рынки работали с 4 утра до 2 часов дня. К тому же никак нельзя продешевить, а посредники и оптовики постоянно сбивают цены. Затем наступала очередь коммивояжеров: грузчиков нет, паковщиков нет, все приходится делать самим. А работа немалая - закупить корзины, которые плетут из тростника жители окрестных деревень, обернуть букеты в вату и бумагу, а для особо прихотливых цветов, которые должны ехать далеко, еще установить и хорошо закрепить небольшие емкости с водой для смачивания корней. Проще всего было с фиалками: купленные букеты ссыпали навалом в большие ванны, уже установленные в вагонах.
Слайд 19Вообще, словосочетание «цветочный экспресс», которым сегодня пользуются некоторые историки, скорее является
легендой, мифом, поскольку цветы в столицу Российской империи доставлялись не только экспрессом из Ниццы, но и поездом «Северный Экспресс» по маршруту Париж – Берлин (ежедневно) и Берлин – Петербург (2 раза в неделю) со сменой вагонов в Кенигсберге. Однако легенда оказалась живучей, и народное название «цветочный экспресс» закрепилось в массовом сознании.
“Цветочный экспресс”
Вот маленький отрывок из книги Валентина Пикуля «Нечистая сила»: «Насвистывая, князь резво выбежал на улицы пробуждающегося Петербурга,перехватил извозчика:“На Варшавский вокзал!”.
Андронников поспел к прибытию ночного экспресса из Ниццы; в конце состава размещался оцинкованный вагон-лохань, в коем привозили свежие фиалки. Расчет был прост: на вокзале цветы и свежее и дешевле, нежели их покупать на Невском в магазине. Сэкономив трешку, он велел извозчику: “Теперь на Моховую.”»
Слайд 20“Цветочный экспресс”
В данном случае автор приукрасил действительность.
Очень часто прибывающие
вагоны с цветами отцепляли на станции «Цветочная площадка», рядом с Варшавским вокзалом. Там же и производились необходимые таможенные процедуры. Позднее маленькая станция прославилась тем, что в марте 1918 года именно отсюда в строжайшей тайне отправилось советское правительство из Петрограда в Москву. Затем ее переименовали в «Цветочную» Октябрьской железной дороги, а в настоящее время и станции нет, остался лишь небольшой кирпичный станционный павильон.
Слайд 21“Цветочный экспресс”
На этом путь цветов из Ниццы заканчивался. Розы, гвоздики и
фиалки развозились по магазинам Петербурга. На Невском (Невский пр., 16) существовал даже магазин под названием «Цветы из Ниццы». Конечно, часть цветов отправлялась дальше - в Москву. Вот любопытная заметка в московской газете, опубликованная 1 января 1914 года:
«К новому году из Ниццы к Москве мчатся экспрессы, наполненные душистыми цветами. Московские садоводы издавна славятся своим искусством - в оранжереях московской знати когда-то вызревали ананасы и земляника, когда кругом плясали снежные метели. Но раньше цветы были предметом роскоши, ими любовались лишь богатые люди. Теперь же срезанные цветы из Ниццы запрудили, заполнили Москву... И новый год встречают с дождем душистых цветов - дождем нарциссов, анемонов, гвоздик и роз. Кругом сугробы, а на столах, за которыми празднуют пришествие юного незнакомца, цветут пышные цветы...»
Слайд 22Подводя итог, можно смело утверждать, что взаимопроникновение культур России и Франции
происходило не только в области искусства. Сегодня же на память о «цветочном экспрессе» остался лишь известный романс «Букет цветов из Ниццы» венгерского композитора Денеша Будея к одноименному австрийскому фильму 1936 года.
“Цветочный экспресс”
Романс “Букет из Ниццы”
Русский текст Л. Глазковой Музыка Д. Будей
Букет цветов из Ниццы прислал ты мне,
И вновь горят зарницы минувших дней.
Фиалки шепчут мне, что вновь цветут луга
И что кому -то я немного дорога.
Букет цветов из Ниццы навеял сны,
Напомнил мне страницы былой весны...
И хоть письма в букете нет, нет желанных слов,
Но спрятана в фиалках твоя любовь!
Слайд 23“Цветочный экспресс”
Презентация выполнена по материалам доклада Ю.Арбатской и К. Вихляева: «Цветочный
экспресс» Ницца – Петербург, прочитанного на Царскосельской научной конференции 28 ноября 2016 г.