Презентация, доклад к образовательному проекту Обучение школьников языку архитектуры и дизайна

Содержание

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Приобщение школьников к творческой деятельности - одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, естественный интерес у архитекторов, дизайнеров – практиков вызывает профориентационная работа с одаренной

Слайд 1Современные образовательные технологии
Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Комплексный образовательный

проект
Красивых школ
МОУ гимназии №42 г. Пензы

Разработан:
учителем ИЗО высшей категории, архитектором, культурологом Мереняшевой М. А.

Современные образовательные технологии Обучение школьников языку архитектуры и дизайна Комплексный образовательный проектКрасивых школ МОУ гимназии №42 г.

Слайд 2Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Приобщение школьников к

творческой деятельности - одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, естественный интерес у архитекторов, дизайнеров – практиков вызывает профориентационная работа с одаренной молодежью. В этом смысле, работы, не только ориентирующие школьников на творчество, но и демонстрирующие неисчерпаемый духовный потенциал, заложенный в языке архитектуры и дизайна, вызывают особенно пристальное внимание.
Проект «Обучение языку архитектуры и дизайна» и практика его реализации в гимназии № 42 г. Пензы относится к числу подобного рода разработок.
Автор проекта совершенно прав, когда в центр профессиональной ориентации школьников не только ставит конкретные творческие операции с формой, но и необходимость пропедевтического изучения основ языковой культуры архитектуры и дизайна с помощью метода дизайн-проекта как модели научного познания и композиционного практикума.
Четко прослеживается целенаправленность учебного процесса на возбуждение творческих потенций учащихся, приятно поражает четкая позиция относительно видения конечного результата обучения.
Работа абсолютно оригинальна и при этом находится в русле тех концепций профессионального образования, которые исповедуются и востребованы архитектурной и дизайнерской практикой.
Работа очень актуальна, представляет ценность в области популяризации данных профессий, в профессиональной ориентации школьников.
Рецензент уверен, что данная работа будет способствовать дальнейшему совершенствованию методики обучения.

Рецензент: Богомолов И. И., к. т. н. , профессор кафедры архитектуры ПГУАС

Рецензия на проект
«Обучение языку архитектуры и дизайна»

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Приобщение школьников к творческой деятельности - одна из важнейших

Слайд 3комплексный проект «Обучение школьников
языку архитектуры и дизайна»
решает проблемы использования современных

образовательных технологий,
духовно – нравственного воспитания личности,
дополнительного образования в Красивой школе.

Современные образовательные технологии



«Мы обращаемся к мудрости
всех времен и всех народов
и обнаруживаем, что все по-настоящему ценное
уже давно было высказано
на самом прекрасном языке» (знаков и символов).
(К.- Г. Юнг)

... «Память духовна". ( Н. Бердяев).

комплексный проект «Обучение школьников языку архитектуры и дизайна»решает проблемы использования современных образовательных технологий,духовно – нравственного воспитания личности,дополнительного

Слайд 4пропедевтический курс
для учащихся 9, 10, 11 профильных классов с углубленным

изучением предметов эстетического цикла, обучающихся в студии архитектуры и дизайна.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайна

Современные образовательные технологии

пропедевтический курс для учащихся 9, 10, 11 профильных классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла, обучающихся в

Слайд 5Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Цели проекта:

Обучение

школьников языку архитектуры и дизайна.
Формирование у детей визуальной культуры, как компонента общей интеллигентности и фундамента мастерства.
Воспитание творчески инициативной личности, способной изучать себя, мир, осознавать свое место в мире, ориентироваться в пространстве культуры, продуктивно неординарно мыслить.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Цели проекта: Обучение школьников языку архитектуры и дизайна. Формирование

Слайд 6Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Задачи проекта:

Популяризация и

развернутый комментарий к основам языковой культуры архитектуры и дизайна. Создание у детей ориентационной и мотивационной основы для изучения нового предмета:
Демонстрация возможностей семиотического подхода к пропедевтике языка в обеспечении целостного подхода к его изучению, раскрытии его многомерности, обогащении образности архитектурных и дизайнерских форм.
Освоение метода проекта, как модели научного познания и композиционного практикума.
Разработка учебно-методического комплекса для изучения школьниками языка архитектуры и дизайна как базы профессионального мастерства в непрерывном процессе подготовки специалистов — «школа—вуз».
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Задачи проекта:Популяризация и развернутый комментарий к основам языковой культуры

Слайд 7Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Актуальность проекта и

его соответствие заявленным проблемам

Главная функция культуры:
сохранять духовный опыт человечества;
передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Культура - коллективная память,
осуществляет различные формы познавательной деятельности,
познание - духовная сторона практики.

Необходимость и возможность духовного возрождения России
мы связываем с изменением общественного отношения к культуре,
признанием ее ведущим фактором общественного развития.

Насущная потребность проекта вызвана
ответственностью пропедевтики
языка архитектуры и дизайна
за фундамент профессионального мастерства и
растущей интеллектуализацией общества.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Актуальность проекта и его соответствие заявленным проблемамГлавная функция культуры:

Слайд 8Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Однако, его популяризации,

развернутому комментарию не уделяется должное внимание.

«Архитектуроцентризм» - вера в возможность, право и обязанность именно архитектуры указывать обществу путь к лучшему будущему, здесь вполне уместен.
Язык архитектуры и дизайна, обладающий неисчерпаемым духовным потенциалом, даст детям уже в школе
возможность получения «цельного знания»,
концепцию которого выдвинули еще символисты «серебряного века».

Язык архитектуры и дизайна
несет огромную информацию,
является компонентом социокультуры, особым видом коммуникативной системы, обладает огромным организующим воздействием, ввиду крупномасштабности форм архитектуры, непосредственного и постоянного вовлечения людей в создаваемую архитектурой и дизайном объемно-пространственную среду.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Однако, его популяризации, развернутому комментарию не уделяется должное внимание.

Слайд 9Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Символы, общие для

всех культур,
- важный инструмент
профессионального мышления.

А знаки несут смысловое
историко-культурное содержание и
эстетическую значимость.
С их помощью визуальный язык архитектуры получает дополнительное смысловое звучание, в котором отражаются сформированные ценностные ориентиры и определенное видение мира, соответствующее данной культуре.

До сих пор нет ясного и единого мнения, как должен развиваться процесс обучения. Ведь от новичка скрыт смысл этого сложного языка, особая природа его ассоциативной выразительности.
Мы предлагаем
использовать в обучении семиотический подход.

Семиотика - наука о знаках и символах.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Символы, общие для всех культур,- важный инструмент профессионального мышления.А

Слайд 10Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии

обогащает содержание архитектурно-композиционных

понятий;
расширяет взгляд на художественную палитру архитектуры, дизайна;
позволяет обобщать опыт, выходя на сущностные основания;
делает язык архитектуры и дизайна доступным для детского понимания.

Появление семиотики архитектуры и дизайна обусловлено все усиливающимся процессом взаимодействия их теории со смежными сферами знания - философией, теорией информации, кибернетикой, лингвистикой.

Это позволяет рассматривать язык архитектуры и дизайна как средство коммуникации в общей системе культуры.

Семиотический подход

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии обогащает содержание архитектурно-композиционных понятий;расширяет взгляд на художественную палитру архитектуры,

Слайд 11Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
коммуникативной (непрерывный диалог

культур);
информационной (количество информации давно превзошло биологические возможности ее усвоения, поэтому она начинает архивироваться в виде знаков и символов);
революции научного знания (теория относительности привела к многозначности истины).

Человеческая цивилизация
переживает
время трех революций:

Современная педагогическая наука
Говорит
о бесполезности системного, обширного знания;
необходимости знания гибкого, навигационного.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии коммуникативной (непрерывный диалог культур); информационной (количество информации давно превзошло

Слайд 12Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии

Архитектурно-дизайнерская пропедевтика
должна

учить:

поиску информации;
умению самостоятельно архивировать знание
(объем информации – не показатель научности);
креативному (проектному) знанию.

Общая схема возникновения креатива :




Новые функции учителя:
менеджер;
режиссер информации, ассоциативного поля.

А под архивацией знания можно понимать смыслополагающую информацию.
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Архитектурно-дизайнерская пропедевтика должна учить:поиску информации;умению самостоятельно архивировать знание (объем

Слайд 13Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Мы предлагаем
использовать в

обучении
метод дизайн-проекта.

«Проект» - от лат. project us -
«брошенный вперед».

Цель обучения – познание –
творческий поиск знания.
Движущая сила познания - практика.

Проект - модель научного познания и практика, «школа мышления».

Метод дизайн-проекта
позволит самостоятельно воспроизводить всю систему частных явлений;
даст возможность резко сократить объем изучаемого материала;
существенно повысит качество обучения.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Мы предлагаемиспользовать в обучении метод дизайн-проекта.«Проект» - от лат.

Слайд 14Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Путь к поиску


креативного, гибкого,
навигационного знания
- через преодоление предметности.

Художественное познание – это мышление образами.

Философское познание – универсально, стремится к обобщению; синтезу всех форм познания, приведению всех сведений о мире в стройную систему; понятию всего сущего как единого и многообразного целого.

Дизайн–проект
позволяет объединить научный и художественный методы познания;
приближается к философскому методу, т. к. способ обучения дизайнерскому проектированию по форме тяготеет к опоре на интеллектуально-мыслительную деятельность, а обучение художественной композиции по форме остается ремесленным, ведется на живом примере, опирается на интуицию.
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Путь к поиску креативного, гибкого, навигационного знания- через преодоление

Слайд 15Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Содержание проекта
Проект

представляет собой пропедевтический курс
для учащихся 9, 10, 11 профильных классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла, обучающихся в студии архитектуры и дизайна.
Его суть состоит в популяризации и развернутом комментарии к основам языковой культуры архитектуры и дизайна.
Состав проекта:
Интегрированная программа «Форма…», дающая основы изобразительной и композиционной грамотности;
Элективный курс «Язык архитектуры и дизайна», рассматривающий хорошо знакомые изобразительно – выразительные средства архитектуры и дизайна в необычном для многих ракурсе - знаково-символическом. Учебный курс упрощает понимание сложного для детей языка архитектуры и дизайна.
Практико – методические знания (поэтика формообразования), опыт социальной деятельности приобретаются благодаря участию в школьных дизайн-проектах. Метод проекта обеспечит целостность подхода, раскроет многомерность языка, научит способам его использования. В выборе тем для учебных проектов мы исходим из критериев доступности материала для сознания школьников и возможности перевода его в интересную творческую задачу.
Анализ и обобщение результатов учебной проектной деятельности позволит усовершенствовать методику обучения, разработать рекомендации.
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Содержание проекта Проект представляет собой пропедевтический курс для учащихся

Слайд 16Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Раскрытие направлений реализации

проекта

Погружение в проект; систематизация материалов.
Теоретическое обоснование выявленных в школьной проектной практике возможностей семиотического подхода к пропедевтике.
Защита дипломного проекта по культурологии «Язык архитектурных и дизайнерских форм», разработка элективного курса.
Использование семиотического подхода в практике школьных дизайн-проектов.
Обобщение результатов проекта. Разработка электронного учебно-методического комплекса для изучения школьниками языка архитектуры и дизайна.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Раскрытие направлений реализации проектаПогружение в проект; систематизация материалов. Теоретическое

Слайд 17Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Представление результатов проекта
Об

эффективности проекта говорят цифры, отражающие неуклонный рост ребят, желающих заниматься в студии, участвовать в проектной деятельности и разнообразие тематики их индивидуальных творческих работ.
Удачными можно считать
учебные проекты, в подготовке которых
использован семиотический подход:
«Врата или дверь в профессию»(2005 г.),
«Лестница – путь познания»(2006 г.),
«Мифы о мироздании у истоков языка архитектуры и дизайна»(2007 г.).

Все они стали участниками конкурсов и конференций разного уровня и достойно были признаны лучшими.

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Представление результатов проектаОб эффективности проекта говорят цифры, отражающие неуклонный

Слайд 18Проект: «Врата или дверь в профессию»(2005 г.).
Ворота на Восток.
Тайна за

семью замками. Дверь. Магия защиты.
Ворота. Русская крестьянская версия.
Китайский портал.

Ворота говорящего сада.
Дверь в искусство гобелена.
Дверь в бионику.
Ворота в будущее.

Современные образовательные технологии

Проект: «Врата или дверь в профессию»(2005 г.). Ворота на Восток.Тайна за семью замками. Дверь. Магия защиты.Ворота. Русская

Слайд 19Проект: «Лестница –путь познания» (2006г.) г.)
Лестница как соединение противоположностей.
Лотос -

лестница духовного восхождения.
"Мировое древо"- лестница от земли до неба.
Пегас – летящая лестница.

Лестница и башня, прошлое и настоящее.
Механическая лестница.
Лестница – антигравитация.
Лестница современной моды.
Музыкальная лестница.

Современные образовательные технологии

Проект: «Лестница –путь познания» (2006г.) г.) Лестница как соединение противоположностей.Лотос - лестница духовного восхождения.

Слайд 20Проект: «Мифы о мироздании у истоков языка архитектуры и дизайна»(2007 г.).


Африканская зооморфная модель.
Месоамериканская модель.
Кристалл мироздания.
Дерево-башня - модель органической архитектуры.
Исламская модель мироздания.
Град Небесный.

Славянская модель мироздания.
Модель мироздания Древнего Египта.
Шаманская модель мироздания.
Модель мироздания Древней Индии.
Японская модель.
Символы мироздания.

Современные образовательные технологии

Проект: «Мифы о мироздании у истоков языка архитектуры и дизайна»(2007 г.). Африканская зооморфная модель.Месоамериканская модель.Кристалл мироздания.Дерево-башня -

Слайд 21Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Проект «Врата» 2004

– 2005 год
«Ворота будущего» - премия мэра
«Дверь в искусство гобелена» - 1 место

Проект «Лестница – путь познания» 2005 – 2006 год
«Лестница современной моды» - 1 место
«Мировое древо- лестница от земли до неба» - диплом Управления Образования.
«Город – вечное движение» - диплом Управления Образования.

Проект «Модели мироздания -
у истоков языка архитектуры и дизайна» 2006 – 2007 год - 2 место
«Град Небесный» - диплом Управления Образования.
«Славянская модель мироздания» - диплом Управления Образования.

Участие в научно-практических
конференциях школьников городского уровня:

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Проект «Врата» 2004 – 2005 год«Ворота будущего» - премия

Слайд 22Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Всероссийский конкурс –

олимпиада детского архитектурно – художественного творчества им. В. Е. Татлина, г. Пенза 2005, 2006, 2007 гг.
«Дверь. Магия защиты» - диплом 1 степени
«Ворота говорящего сада» - диплом 1 степени
«Дверь в искусство гобелена» - диплом 2 степени
«Ворота – русская крестьянская версия» - диплом 3 степени
«Лестница как соединение противоположностей» - диплом 1 степени
«Лестница – антигравитация» - диплом 2 степени
«Город – лестница цивилизаций» - диплом 3 степени
«Японская модель мироздания» - диплом 1 степени
«Дерево-башня –модель органической архитектуры» - диплом 2 степени
«Кристалл мироздания» - диплом 3 степени
Международный детский конкурс архитектурно – дизайнерских проектов
«Город САД» г. Тольятти 2006 г.
Проект «Лестница – путь познания» - 1 место
Участие в международных научных конференциях школьников:
«Политика вокруг нас» (Секция «Культурология», г. Саратов) 2005 г.
Проект «Врата» - 2 место
Участие в международных научных конференциях студентов:
«Реабилитация жилого пространства горожанина» (г. Пенза), 2006г.
Проект «Лестница – путь познания» - диплом 1 степени
(Публикация в материалах конференции)
Проект «Модели мироздания - у истоков языка архитектуры и дизайна» - диплом участника
(Публикация в материалах конференции) .
Участие в международных фестивалях: «Зодчество» с 2002 по 2006г. – дипломант
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Всероссийский конкурс – олимпиада детского архитектурно – художественного творчества

Слайд 23Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
Социальная оценка проекта
Социальная

значимость обучения школьников языку архитектуры и дизайна – в подготовке их к встрече с будущим.
Итог обучения социальному творчеству – сформированные у ребят потребности и теоретико-практические основы построения личностных пространств социального бытия, сотворения самого себя, своего метода социального бытия, которые помогают им стать личностью.
Реализацию проекта «Обучение языку архитектуры и дизайна» уже сейчас можно считать успешной.
Двадцать пять выпускников студии за три года осуществления проекта стали студентами кафедры архитектуры и дизайна ПГАСУ, подтвердив качество полученных в школе знаний.
Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии Социальная оценка проектаСоциальная значимость обучения школьников языку архитектуры и

Слайд 24Обучение школьников языку архитектуры и дизайна
Современные образовательные технологии
обеспечил целостный подход

к его изучению,
теория языка архитектуры и дизайна получила возможность соединиться с методикой архитектурного, дизайнерского проектирования, образовав связку между объектным знанием и действенными механизмами творчества.

Проект
«Обучение школьников языку
архитектуры и дизайна»

Обучение школьников языку архитектуры и дизайнаСовременные образовательные технологии обеспечил целостный подход к его изучению,теория языка архитектуры и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть