Презентация, доклад к мастер-классу Особенности фортепианного стиля композиторов различных эпох

Содержание

Стиль музыкальный (опр.) -это система средств музыкальной выразительности, характерная для определённой эпохи (времени) и места ( Европа, Азия и т.д)Слово stylus –от древнегреческого почерк.

Слайд 1 Тема: «Особенности фортепианного стиля композиторов различных эпох.»


Презентация к выступлению на мастер-классе

Выполнила:
Попова Александра Анатольевна
преподаватель фортепиано,
концертмейстер
МБОУДО «Детская школа искусств»
г. Оханск, Пермский край

Тема: «Особенности фортепианного  стиля композиторов различных эпох.»     Презентация к выступлению на

Слайд 2

Стиль музыкальный (опр.) -это система

средств музыкальной выразительности, характерная для определённой эпохи (времени) и места ( Европа, Азия и т.д)

Слово stylus –от древнегреческого почерк.

Стиль музыкальный (опр.) -это система средств  музыкальной выразительности, характерная для определённой

Слайд 3 Средства музыкальной выразительности


это благодаря чему звучит музыка?
(лепестки цветика - семицветика)
Средства музыкальной выразительности –

Слайд 4

Музыка эпохи барокко
(опр. странный, причудливый, склонный к излишествам)
-период развития европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. XVII век – расцвет.

Иоганн Себастьян Бах
(1865- 1750)




Создал множество
клавирной музыки
(то есть писал для
инструментов, которые
имели клавиши)

Музыка

Слайд 5 Орган клавишно-духовой
музыкальный инструмент

(звучал в католических церквях)

В ДШИ при работе с детьми используется инновационный метод,
имитация звучания на электронном рояле.

Орган клавишно-духовой   музыкальный инструмент     (звучал в католических церквях)

Слайд 6Клавирные инструменты XVI-XVII века
Клавесин
(Клавишно-щипковый
инструмент без возможности
исполнения динамики)
Клавикорд
(давал

возможность передавать динамику, но не штрихи), прямой предшественник фортепиано.

Клавирные инструменты XVI-XVII векаКлавесин (Клавишно-щипковыйинструмент без возможности исполнения динамики)Клавикорд  (давал возможность передавать динамику, но не штрихи),

Слайд 7Основные черты клавирного стиля эпохи барокко:
(связаны с возможностями инструментов того времени)

1)Полифония

– многоголосие, (греч. поли -много, фон-звук или голос) голоса равноценны (каждый ведёт свою линию).
Для чёткого, ясного понимания и представления как это звучит, с ребёнком целесообразно использовать тембровые возможности синтезатора.
2) Форма: Чёткая, логичная
старинная двухчастная или трёхчастная.
3)Мотивное строение голосов:
!) (Ямбический – с слабой доли с твёрдым окончанием, хореический- с сильной мягким окончанием, амфибрахический- с сильной доли и слабого окончания). вопросно-ответное структура на протяжение всего произведения.

4) Объёмный звук , орнаментика (изобилие мелизмов и украшений) наполняло особым колоритом и динамикой развития, связано с невозможностью проводить фразы и пассажи.

5) Символизм, зашифрованность. Характеризуется как музыка ума, логики, а не чувств, которую нужно играть с горячим
сердцем и холодным разумом. !)Во времена Баха музыка приравнивалась к математическим наукам.
(музыка –наднациональная, т.е. не имела национальности)
Основные черты клавирного стиля эпохи барокко:(связаны с возможностями инструментов того времени)1)Полифония – многоголосие, (греч. поли -много, фон-звук

Слайд 8 Картины – орнаменты, созвучные полифонической музыке

Морис Эшер – художник (Голландия)

«День и ночь»

«Ангелы и демоны»

Картины – орнаменты, созвучные полифонической музыке

Слайд 9Изображение ангела за органом
в католической церкви
Музицирование


в светских кругах.
Изображение ангела за органом   в католической церкви  Музицирование  в светских кругах.

Слайд 10Пост барочный период в музыке
Чимароза Даминико
итальянский композитор

(1749- 1801)

Основные черты клавирного стиля:
-Звукоизвлечение,
как в эпохе барокко, так как
исполняются на инструментах
клавесин, клавикорд, орган.

-При этом при анализе форм
появляются признаки сонат:
Главная и побочная темы,
(зачатки) фраз.
Например соната a-moll без разработки.

Пост барочный период в музыке Чимароза Даминико итальянский композитор    (1749- 1801)Основные черты клавирного стиля:-Звукоизвлечение,

Слайд 11

Музыка эпохи классицизма

(Опр. От латинского слова classicus — образцовый, в основе лежат идеи рационализма, строгих канонов, гармоничность и разумность бытия.(как бы в противовес предыдущей эпохе)
-период развития академической музыки XVII – начало XVIII в.

В.А. Моцарт
(1756-1791)

Ф.Й. Гайдн
(1732-1809)

Людвиг Ван Бетховен
(1770-1827)

Музыка эпохи

Слайд 12
Подлинный Хаммер-клавир
(фортепиано времён Моцарта)
педаль

представляла собой
рычаги, которые управлялись
коленями.
Подлинный Хаммер-клавир(фортепиано времён Моцарта)педаль представляла собойрычаги, которые управлялиськоленями.

Слайд 13Отличительные черты фортепианной музыки эпохи классицизма:

1)Появляются чёткие фразы:
главная побочные темы,

проводятся на контрастах динамики,
пассажи (но на такие развитые как у романтиков)

2)Гомофонно-гармонический склад в фактуре
(когда на фоне аккомпанемента звучит мелодия)

3)Музыкальные формы: - Соната (сонаре - звучать)
(например: внутри сонаты часть- сонатное аллегро)
-Рондо (круг) ABACA
-Концерт
4) Лад: натуральный мажор и гармонический минор (становится нормой)
(мажорная доминанта сглаживает тяготение).

5) В музыке эпохи классицизма был сильный звуковой культ:
! не допускались сильные, вычурные, резкие и грубые звуки.
(Например даже выражение трагических моментов должны звучать красиво, так как эта музыка считалась привилегией аристократических, воспитанных сдержанных во всём кругов)
Композиторы эпохи классицизма могли взять любую мелодию (фольклорную, историческую) и как бы оборачивали (приукрашивали её), в стиле классицизма.
Отличительные черты фортепианной музыки эпохи классицизма:1)Появляются чёткие фразы: главная побочные темы, проводятся на контрастах динамики,пассажи (но на

Слайд 14Архитектура и портреты эпохи классицизма.
(напоминают античные образы)

Всё удобно, рационально,
в

меру и по правилам.
Архитектура и портреты эпохи классицизма. (напоминают античные образы) Всё удобно, рационально,в меру и по правилам.

Слайд 15

Музыка периода Романтизма
период развития Конец XVIII и весь XIX век
(явление возникло в противовес классицизму)
  Это отображение мира душевных переживаний,
стремления к идеалам посредством сказочных, фантастических,
национальных и исторических образов.

Франц Шуберт
(1797- 1828)

Фредерик Шопен
(1810-1849)

Эдвард Григ
(1843-1907)
Романтик с ярким
национальным колоритом


Слайд 16Отличительные черты фортепианной музыки эпохи романтизма:


-Форма сохраняется, но становится размытой

за счёт виртуозных пассажей ,выразительности фраз.
(возможности ф-но: 7 октав , ножная педаль позволяют проводить пассажи например в технике
ляджьеро -касательной, мелкой )

-Агогика (замедление, ускорение), для исполнителя появляется свобода выражения собственных чувств, душевного состояния.

Характер музыки асоциациируется с мечтами, фантастическими образами как бы выход за пределы пространства и возврат в него.
( с ощущением послезвучия)


Фортепиано времён
романтизма

Отличительные черты фортепианной музыки эпохи романтизма: -Форма сохраняется, но становится размытой за счёт виртуозных пассажей ,выразительности фраз.(возможности

Слайд 17«Внутренний мир романтика»
«Воздушный образ
мечтательной девушки»
Картины, характеризующие внутреннее состояние романтиков

«Внутренний мир романтика»«Воздушный образ мечтательной девушки»Картины, характеризующие внутреннее состояние романтиков

Слайд 18 Музыка эпохи реализма (опр. Вещественный, действительный )

Явление возникло в противовес романтизму. Период XIX-XX вв.
Это время яркой, предметной образности. Правдивое без приукрашиваний
отображение реальных, узнаваемых образов или событий.

Георгий Свиридов
(1915-1998)

Арам Хачатурян
(1903-1978)


Музыка эпохи реализма (опр. Вещественный, действительный )

Слайд 19Дмитрий Шостакович
(1906-1975)
Валерий Гаврилин
(1939-1999)
(музыка вышеперечисленных

композиторов распространена в фортепианном репертуаре ДШИ)
Дмитрий Шостакович    (1906-1975)Валерий Гаврилин   (1939-1999)(музыка вышеперечисленных композиторов распространена в фортепианном репертуаре ДШИ)

Слайд 20
Отличительные черты фортепианного стиля
эпохи советско-российского

( социалистического)реализма:

-Чётко узнаваемые образы достигаются благодаря следующему правдивому и верному выражению человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.
( прослеживается на примерах конкретных музыкальных сочинений):


а)Игра по звукам уменьшённого аккорда имитирует движение поезда «Время вперёд», на фоне повторяющихся аккордов звучат многократно повторяющиеся разложенные ритмические фигуры - имитирующие скачущих лошадей «Тройка» ( У Свиридова)

б) Изображение вальса с использованием в мелодии неаккордовых, проходящих и хроматических звуков.(интонация передающие детское восприятие с окраской удивления, волшебства) («Лирический вальс» У Шостаковича)

в) Остинатные фигуры (многократно повторяющиеся) в басу с яркими национальными восточными интонациями в мелодии («Подражание народному» у Хачатуряна)

г) Использование специфических приёмов: Игра кулаками, локтями, ладонью для передачи шуточных образов, диссонирующие сочетания («Шуточный марш» у Гаврилина),игра расческой -глиссандо, произвольное движение пальцами по струнам («Колокола» У Слонимского) и многое другое.

Отличительные черты фортепианного стиляэпохи советско-российского ( социалистического)реализма:-Чётко узнаваемые образы достигаются благодаря

Слайд 21
Сергей Михайлович Слонимский
(род. 12 августа 1932 г, Ленинград-83 года)
Советский и российский

композитор, пианист, музыковед. Народный артист РСФСР (1987).
Кандидат искусствоведения,
профессор С –Петербургской консерватории.
Его творчество охватывает почти все музыкальные жанры: оперы, симфонии,
автор Музыки к кинофильмам, написал много музыки для детей в частности фортепианный цикл «Детские пьесы».

Черты стиля , так же характеризуют музыку
Советско-Российского периода в целом.

Музыка композиторов современников XX-XXI в.в.

Сергей Михайлович Слонимский(род. 12 августа 1932 г, Ленинград-83 года)Советский и российский композитор, пианист, музыковед. Народный артист РСФСР

Слайд 22«Дюймовочка»
В основе пьесы положен сказочно -фантастический образ образ из
одноимённой сказки
Г.Х.

Андерсена.
(Через лирические мечтания пьесы, присутствует
намёк на реальные общественные проблемы,
отображается какое-то не спокойствие души)

В пьесе ярко слышно, что
перед нами дюймовочка,
отображённая в XX веке(а не в эпоху барокко или классицизма)

«Дюймовочка»В основе пьесы положен сказочно -фантастический образ образ изодноимённой сказки Г.Х. Андерсена. (Через лирические мечтания пьесы, присутствует

Слайд 23-Характер: В ритме вальса звучат тонкие невесомые мелодии.
( размер ¾, лёгкая

фактура в один звук с учётом пианистических возможностей ребёнка)
-Темп –Vivace ( живо, воодушевлённо)

-Короткие, но очень выразительные фразы ( имитирующие) впечатлительную натуру.
Триольные, и шестнадцатыми по четыре звука ритмические фигуры. (как будто движение балерины в пуантах)

-Грациозная хроматизированная мелодия, со множеством неаккордовых звуков, то восходящие, то нисходящие интонации.
-Синкопированный ритм ( в целом полиметрия), нерегулярная ритмика, обилие акцентов, полу-педаль ( не глубокая) при исполнении требуется хорошая координация.

-Используется различные регистры ( тембровые возможности инструмента)

-Гармонические особенности : внезапный переход без модуляции, добавляет новый окрас в произведение.

-Форма как бы немного ломается: напоминает трёхчастную, с развёрнутым окончанием, но в
частях нечётное количество тактов. (отход от традиций)

Анализ пьесы «Дюймовочка»

-Приём- звучащие паузы, которые нужно осознать и прожить в преддверие нового эпизода
( если не учесть это, то может прозвучать как ошибка)

-Используются остро - диссонирующие интервалы и терпкие звучания,
сложносоставные аккорды- кластеры (кляксы), мелодия хорошо прослушивается, но как бы облеплена чем-то чужеродным, немного уродливым, движение параллельными квинтами, квартами (в басу) придают ощущение таинственности, отдалённости.

-Используется особенный ладо -гармонический окрас (язык) например:
лады диатонического звукоряда дорийский и фригийский (без национальной принадлежности).

-Характер: В ритме вальса звучат тонкие невесомые мелодии.( размер ¾, лёгкая фактура в один звук с учётом

Слайд 24«Натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, присущи народной и традиционной современной музыке.

«Натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, присущи народной и традиционной современной музыке.

Слайд 25Вывод: Путь сравнительного анализа средств музыкальной выразительности ( цветика - семицветика),

помогают выявить особенности стиля, то есть отличить почерк того или иного композитора в соотношении с эпохой .Всё это способствует пониманию музыки при работе над конкретными сочинениями в классе фортепиано.
Вывод: Путь сравнительного анализа средств музыкальной выразительности ( цветика - семицветика), помогают выявить особенности стиля, то есть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть