Слайд 1Семинар
для педагогов дополнительного образования на тему:
«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся
на занятиях»
Слайд 2Понятие и сущность развивающей среды
В отечественной педагогике и психологии термин «среда»
появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия —среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия —эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Слайд 3Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке
ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:
создание психологического климата на занятиях: доброжелательного
отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;
создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах ;
соблюдение принципа «права на ошибку»;
Слайд 4• диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения
между педагогом и обучающимся;
•
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети ведут дневник собственных творческих достижений;
• сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не
сравнение друг с другом;
• оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм
работы на занятиях;
• формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и
роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;
• создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.
Слайд 5Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная среда,, которая способна обеспечить комплекс
возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Слайд 6Психологическая поддержка ребенка
Психологическая поддержка - один из важнейших факторов успешности функционирования
развивающей образовательной среды.
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Слайд 7Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, нужно изменить стиль общения и
взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Слайд 8ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!
Итак, для того, чтобы поддержать
ребенка необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребенка;
• Избегать подчеркивание промахов ребенка;
• Показывать, что вы удовлетворены ребенком;
• Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
• Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
• Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;
• Уметь взаимодействовать с ребенком;
• Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
• Избегать наказаний;
• Демонстрировать оптимизм;
• Проявлять веру в ребенка, уметь
сопереживать ему.
Слайд 9ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:
• ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово», «продолжай»,
«мне нравится как ты работаешь...»).
• ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять, приблизить свое лицо к его лицу).
• СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).
• ВЫРАЖЕНИЯ
ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Слайд 10Как же создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации?
Надо помнить
:
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.
Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать
чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
Слайд 11Рефлексия участников семинара – ответить на три вопроса и написать свое
мнение
на листах А4.
1. вопрос –Что было самым интересным и полезным для вас в течение сегодняшнего занятия?
2. вопрос–Как Вы планируете использовать полученные материалы семинара для дальнейшей работы?
3. вопрос–Ваши пожелания и рекомендации о проведенном семинаре?