Слайд 1
Понятие
внеурочной деятельности
младшего школьника, ее место и роль в реализации требований ФГОС НОО второго поколения.
Слайд 2Из Конвенции о правах ребёнка
«Дети должны всегда иметь право на счастливое
детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.
Их будущее должно основываться
на гармонии сотрудничества.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
Слайд 3ФГОС НОО
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования.
Слайд 4ООП НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Слайд 5ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 6Внеурочная деятельность учащихся
Деятельность организации на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного)
плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(http://www.standart.edy.ru)
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Слайд 7Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти
отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования
Слайд 8Что понимается под внеурочной деятельностью?
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 9Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
Неотъемлемая часть образовательного процесса в
школе
Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся.
Слайд 10
В структуре учебного плана начального общего образования
Направления внеурочной
деятельности,
формы ее
организации,
а также привлекаемые
для неё реализации
ресурсы определяет ОУ
Время, отводимое на
внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов
Слайд 11Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
Слайд 12От урока к внеучебной деятельности
От урока к внеучебной деятельности
От урока к
Слайд 13Каковы функции внеурочной деятельности?
- системообразующая;
- компенсаторная;
- функция дополнительного образования;
досугово-организационная;
социально-воспитательная;
функция самореализации;
Слайд 14Каковы основные принципы (основные положения) организации внеурочной деятельности?
- учёт возрастных особенностей;
-
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
свободы выбора, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
единства обучения, воспитания, развития;
преемственность с технологиями учебной деятельности.
Слайд 15Какова основная цель внеурочной деятельности?
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в
рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Слайд 16Каковы основные задачи внеурочной деятельности?
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Слайд 17Результаты
(для первоклассника)
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции
деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Слайд 18
Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Слайд 19Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать
6) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Слайд 20Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?
Часы, отводимые на
внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Слайд 21Какова наполняемость групп?
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп.
В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.)
Слайд 22Какие существуют формы организации внеурочной деятельности ?
Внеурочная деятельность организуется в таких
формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Слайд 23Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?
Формы организации внеурочной деятельности, как
и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Слайд 24
Основные направления
внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Слайд 25
Основные направления
внеурочной деятельности БУП ОУ РФ
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно-полезная и проектная деятельность
Слайд 26Методический конструктор внеурочной деятельности
Комплексные образовательные программы
Тематические образовательные программы
Образовательные программы, ориентированные
на достижение результатов определенного уровня
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Слайд 27Виды деятельности, используемые во внеурочной деятельности
Слайд 28Результаты и эффекты
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия
школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Слайд 29
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 30Воспитательные результаты
распределяются по 3 уровням
3-й уровень результатов
1-й уровень результатов
2-й уровень
результатов
Слайд 31Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действия для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Слайд 32УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об
общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 33УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Слайд 34УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 35Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень –
школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Слайд 36 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
3-й уровень результатов
1-й
уровень результатов
2-й уровень результатов
Форсирование результатов недопустимо.
Слайд 37Портрет выпускника
начальной школы
Любящий свой народ, свой край и свою Родину
Уважающий
и принимающий ценности семьи и общества
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Слайд 38Эффективность внеурочной деятельности
Изменение поведения школьника, формирование определенных навыков и умений.
Изменение возможностей
учащихся в решении различных жизненных проблем, формирование и развитие готовности и способности к выявлению, осмыслению и эффективному решению проблем, мешающих достижению жизненных целей.
Изменение индивидуально-личностных качеств ребенка, создание условий для его индивидуально-личностного развития, формирования социально значимых качеств.
Изменение ценностно-смысловой позиции младшего школьника, формирование системы значимых ценностей, создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и духовно-нравственного становления личности.
Слайд 39
Создайте каждому ребенку ситуации успешности. А для этого -
включите ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других.
Слайд 40Образовательная среда
Образовательная среда – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических
условий, обеспечивающих современное качество образования.
Перспективные ориентиры построения развивающей образовательной среды
Принцип дистанции, позиция для взаимодействия участников образовательного процесса. Партнерская позиция – «рядом», «вместе».
Принцип динамичности среды.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности.
Принцип эстетической организации среды.
Принцип информационной насыщенности.
Слайд 41НЕОБХОДИМО:
Разработать программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах.
Подбирать такие формы
внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение определенного уровня.
Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
Диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Слайд 42Методический конструктор внеурочной деятельности
Комплексные образовательные программы
Тематические образовательные программы
Образовательные программы, ориентированные
на достижение результатов определенного уровня
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Слайд 43Фрагмент
Методический конструктор внеурочной деятельности .
Слайд 44
Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 45Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 46Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 47Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 48Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 49Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 50Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 51Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 52Методический конструктор внеурочной деятельности