Презентация, доклад на тему Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания. (7-14 лет)

Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний,

Слайд 1«Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания».
Педагог:

Кривоногова
Галина Николаевна


Санкт-Петербург
2020
«Педагогическое общение как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания». Педагог: Кривоногова Галина НиколаевнаСанкт-Петербург2020

Слайд 2Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и

задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т. е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как обучающихся, так и педагогов. Педагогическое общение ориентируется на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Но вместе с тем большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, откровенность, верность слову.
Педагогическое общение ‒ это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих

Слайд 3 Специфика педагогического общения проявляется в его направленности на само взаимодействие, на

обучающихся в целях их личностного развития, а также на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. Следовательно, педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат на всех присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого ребёнка. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Специфика педагогического общения проявляется в его направленности на само взаимодействие, на обучающихся в целях их

Слайд 4Классификация моделей общения:
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то

следует выделить две основные модели общения:

учебно-дисциплинарную;

2) личностно ориентированную.

Классификация моделей общения: Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то следует выделить две основные модели общения:учебно-дисциплинарную;2) личностно

Слайд 51) Учебно-дисциплинарная модель общения несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого

столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Девиз такого взаимодействия: «Делай, как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где
- способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик;
- тактика общения: диктат или опека;
- личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное
воздействие на личность ребенка.
Альтернативу этой модели составляет личностно
ориентированная модель общения.

1) Учебно-дисциплинарная модель общения несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение

Слайд 62) Личностно ориентированная модель общения.

Ее цель ‒ обеспечить ребенку чувство психологической

защищенности, доверие
его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие
индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический
тип общения.
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с
ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает
возникновение возможных отклонений в их личностном развитии. Формирование
знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития
личности.
- Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
- Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
- Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

2) Личностно ориентированная модель общения.Ее цель ‒ обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, довериеего к миру, радость существования,

Слайд 7В современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса

как диалога, которая предусматривает взаимно направленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания. Для эффективного взаимодействия с аудиторией педагогу необходимо владеть всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют следующие модели: 1) информационную; 2) убеждающую; 3) экспрессивную; 4)внушающую (суггестивную); 5)ритуальную модели общения.
В современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, которая предусматривает взаимно направленное взаимодействие

Слайд 8Информационная модель общения чаще всего применяется участниками образовательного процесса для передачи

и получения информации, расширения лексикона и тезауруса обучаемых. Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.
Информационная модель общения обычно предполагает такие формы работы, как доклад, сообщение, лекцию, беседу, консультацию, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, а также письменные работы (рефераты, контрольные, проектные работы), позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, собеседования в виде вопросов и ответов для активного обмена информацией.
Для достижения эффективности коммуникации в информационной модели общения необходимо учитывать познавательные возможности конкретных собеседников, их индивидуальные установки на получение новой информации и интеллектуальные возможности для ее переработки, понимания и восприятия.

Информационная модель общения чаще всего применяется участниками образовательного процесса для передачи и получения информации, расширения лексикона и

Слайд 9В основе убеждающей модели взаимодействия лежит убеждение – деятельность или процесс, в котором

педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении другого человека через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора. Наиболее трудная задача убеждения – превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Результат убеждения считается успешным тогда, когда участник взаимодействия в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные стороны этого решения, а также возможности и последствия других вариантов и решений.
Вместе с тем педагогу следует помнить, что убеждающую модель целесообразно использовать при взаимодействии с продвинутыми обучаемыми: компетентными, имеющими свое мнение и владеющими умением вести свою линию, аргументировать свою позицию.

В основе убеждающей модели взаимодействия лежит убеждение – деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах,

Слайд 10Цель экспрессивной модели взаимодействия – передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции, сформировать

у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, побудить к деятельности. Для использования такого вида коммуникации педагогу необходимо в публичном выступлении использовать вербальные и невербальные коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.
Внушающая, или суггестивная, модель взаимодействия (от лат. suggestio – внушение, искусство внушать, а не рассказывать) приемлема в работе с социально незрелыми подростками, нуждающимися в мотивационной коррекции. Цель такой модели – сформировать определенные установки, осуществить внушение, привлечь к какой-либо деятельности. Внушение, или суггестия, – это такое психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого человека (или группу), при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не контролирует направленное на него воздействие. Следует учитывать также, что наилучшим образом внушению подвержены те участники взаимодействия в образовательном процессе, которые слабо информированы, находятся в тревожном эмоциональном состоянии, слабы духом и волей, верят авторитетам, имеют низкую самооценку, тревожны, беспокойны, испытывают чувство страха, впечатлительны, неуверенные в себе и т.п.
Для достижения контакта педагогу следует говорить спокойно, используя технику КиЯ (коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований половина взрослых не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается, а та, что насчитывает свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Цель экспрессивной модели взаимодействия – передать чувства и ощущения, вызвать соответствующие эмоции, сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, побудить

Слайд 11Ритуальная модель педагогического общения. В профессиональной педагогической деятельности к ней обращаются тогда,

когда необходимо закрепить и поддержать конвенциональные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах детей; сохранить ритуальные традиции организации, а также создавать новые праздники и обряды. Условия организации такой коммуникации предполагают ритуальный (церемониальный) характер акций взаимодействия, художественно оформленную среду, праздничное или адекватное ситуации настроение, опору на национальные, территориальные традиции и нормы общения.
В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента обучаемых, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.

Ритуальная модель педагогического общения. В профессиональной педагогической деятельности к ней обращаются тогда, когда необходимо закрепить и поддержать конвенциональные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть