Слайд 1Один день из работы воспитателя.
ГКСУСО АО «Детский дом-интернат для детей
с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии «Солнечный»
Малиновская Марина Викторовна
Слайд 2СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными
потребностями
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
мыть руки перед едой и после загрязнения;
умываться после ночного сна и после загрязнения;
принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном;
мыться с мылом и мочалкой;
пользоваться зубной щеткой ;
пользоваться расческой, стоя перед зеркалом;
мыть ноги перед сном.
Слайд 3СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными
потребностями
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРИЕМА ПИЩИ
Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, ( не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом.
Слайд 4СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными
потребностями
Групповое занятие по СБО на тему:
«Игры с дидактическими игрушками»
Педагог учит детей снимать и нанизывать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки. Развивает умение выполнять действия с предметами обеими руками.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Слайд 5Индивидуальная работа с детьми как средство повышения качества обучения.
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологами с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям.
Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое, целенаправленное и согласованное педагогическое воздействие педагога на сознание, чувства и поведение конкретной личности с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей.
Для того чтобы индивидуальная работа с умственно отсталыми дошкольниками давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых в ходе обучения на фронтальных занятиях, она должна обязательно строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития.
Слайд 6ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Пескотерапия (sand-play) - игра
с песком.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Слайд 7СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Сказкотерапия — термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах — педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.
В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры, суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.
Слайд 8ИГРА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Основной принцип проведения игротерапии с детьми с ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.
Слайд 10ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ЗАМЕНИТЕЛЯМИ
Важнейшим условием формирования
дидактической игры является введение в игру предметов-заместителей. Предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.
Слайд 11НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Настольные игры – это интересное
занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание
Слайд 12ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игры
на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Слайд 13СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основой
сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Слайд 14Музыкальные игры
Музыкальные игры развивают у
детей чувство ритма, музыкальный слух, а также навыки общения, воображение, внимание, память, двигательную координацию и другие качества.
Слайд 15ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Театрализованная игра – это
творческая игра. Театрализованные игры позволяют формировать выразительность речи, интеллектуальное, художественно —эстетическое воспитание, развитие музыкальных и творческих способностей.
Слайд 16СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Строительная игра - это
такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Слайд 17ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижная игра — незаменимое
средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д.
Слайд 18ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ЧЕРНОВОЙ Т.С.
Цель:
Расширять представления детей о живой природе, о
диких и домашних животных. Обогащать словарный запас по лексической теме: «Дикие и домашние животные», формировать лексико-грамматический строй речи.
Воспитывать познавательные интересы, самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий и умение доводить начатое дело до конца.
Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление в играх и упражнениях. Развивать связную речь и мелкую моторику рук, умение работать по словесной инструкции.
Слайд 19ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении маленького ребенка. Пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками. В условиях детского дома, где ребенок находится в закрытом пространстве, прогулка так же является средством социализации детей.
Слайд 20КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи.
Работа с семьей разрабатывается на результатах обследования и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка.
Формы работы с семьей:
- консультирование семьи по вопросам обучения, воспитания ребенка, формам взаимодействия ребенка с семьей и обществом;
- отслеживание развития ребенка с целью своевременного выявления проблем в развитии;
- индивидуальные и индивидуально-групповые занятия с ребенком и родителями;
- домашнее визитирование и т.п.