Составила: Калашникова Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования
ВАМ ПЕДАГОГИ!!!
УРОК ПО ШАХМАТАМ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ТЕМА: «ШАХМАТНАЯ ФИГУРА – КОНЬ»
ВАМ ПЕДАГОГИ!!!
УРОК ПО ШАХМАТАМ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ТЕМА: «ШАХМАТНАЯ ФИГУРА – КОНЬ»
Обучение шахматной игре должно быть воспитанием
способности самостоятельно мыслить.Эммануил Ласкер.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка урока по шахматам ориентирована, прежде всего, на педагогов дошкольного и начального школьного образования. На основе данной разработки любой педагог, даже не имеющий опыта преподавания шахмат, сможет организовать проведение урока по теме «Шахматная фигура - конь». Яркое, доступное изложение материала, иллюстрации дают возможность использовать эту разработку не только в школе, но и в старших группах детского сада. Настоящая разработка поможет не только научить шахматной игре младших школьников, но главным образом, в процессе обучения использовать игру для развития познавательных способностей. Увлекательный игровой формат обучения и его непременная соревновательная практика будет способствовать устойчивому интересу учащихся к шахматам как спорту, творчеству, источнику новых знаний как во время теоретических занятий, так и в момент практической игры между собой.
.
Для более подготовленных учащихся предусмотрены задания(мозговой штурм) в виде самостоятельной игровой практики по уровню сложности от кроссворда до знакомства с головоломкой, поставить мат в з хода,в остальных случаях разбор заданий, происходит при помощи учителя (наводящих вопросов и подсказок для создания ситуаций успеха и радости от самостоятельного преодоления трудностей).
Данная презентация помогает провести урок в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмасфере.Тем самым сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. Предложенный материал позволит повторить ранее изученный материал и познакомить учащихся, в полном объеме с шахматной фигурой «Конь», и формирование базовых знаний для игры в шахматы.
.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Участники: учащиеся 1 класса СОШ-30 г.Хабаровска
Возраст обучающихся: 6-7 лет
ЦЕЛЬ:
Научить детей выполнять ход шахматной фигурой - конем.
Совершенствование навыков игры в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Предметные
Освоение хода шахматного коня, применение этого хода во время шахматной партии. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения,
игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций.
Метапредметные
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, умение осмысливать свои действия.
Личностные
Воспитывать у учащихся усидчивость, самостоятельность, уверенность в своих силах.
ТРЕНИРОВКА СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
ЗАДАНИЕ
РАСПОЛОЖИТЕ БОЛЬШИЕ ПОЛОСКИ ТАК, ЧТОБЫ МАЛЕНЬКАЯ ПОЛОСКА
БЫЛА МЕЖДУ ЖЕЛТОЙ И СИНЕЙ, А СИНЯЯ БЫЛА РЯДОМ С КРАСНОЙ.
ЗАГАДКИ ОТ ФИЛИ
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
На уроках шахмат я включаю пальчиковую гимнастику. Инновационное направление - пальчиковая гимнастика –делает процесс обучения интересным и современным. Пальчиковая гимнастика включает в себя упражнения, превращающие учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает речь, координацию и фантазию малыша, побуждает творческую активность. Прелесть пальчиковых игр еще и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Чёрные кони
Стоят на поле
b8 и g 8
Белые кони стоят на поле
b1 и g 1
Каждый из игроков в своём войске имеет 2 коня.
ХОД КОНЯ
1.Сколько полей контролирует конь, стоящий на поле H8 ?
2.Сколько полей контролирует конь,
стоящий на поле F1 ?
3.Сколько полей контролирует конь,
стоящий на поле B4 ?
КАК ХОДИТ КОНЬ?
Конь ходит в одну из четырех сторон: вперед, назад, влево, вправо. Перепрыгивая через одно поле и переходя в сторону на одно с двух соседних полей.
Раз, два и в бок.
Ладью F3
Коня B5
.
-Цок, цок, цок!
Через клеточку и в бок.
Под копытами - огонь!
Ох, и хитер – красавец – конь!
.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если согласны, поднимайте руки вверх
ЕСЛИ Не согласны ставьте руки на пояс
1. СЛОН И КОНЬ ЛЁГКИЕ ФИГУРЫ
2.ФОРМА У ШАХМАТНОГО ПОЛЯ КРУГЛАЯ
3. НА ШАХМАТНЫХ ПОЛЯХ НИЧЕГО НЕ РАСТЁТ
4. ШАХМАТЫ В РОССИЮ ПРИБЫЛИ В РОССИЮ НА КОВРЕ – САМОЛЁТЕ
Если согласны, наклоны влево и вправо
ЕСЛИ Не согласны наклоны вперёд
1.Ферзь ходит по диагонали, вертикали, горизонтали
2.Шах– это нападение НА КОРОЛЯ
3.Конь ходит на три клетки вперёд и две в сторону
4.МАТ – это послеобеденный сон
.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ВЫИГРЫШ ФИГУРЫ
I II
1.Сс1– b2 1.Сс1 – b2
2.К f6 – g4 2.Кh8 – f7
3.Cb2 X h8 3. Cb2 X f6
Закрепление знаний.
Игра «Да – нет»
- Может ли конь перепрыгнуть ладью?
- Может ли черный конь побить черного ферзя?
- Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля?
- Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля?
- Может ли конь попасть на белое поле?
- Ходит ли конь по диагоналям?
- Может ли конь пойти с белого поля на черное?
- Может ли конь пойти с черного поля на черное?
РАБОТА В ПАРЕ.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её я успешно использую уже с первых дней обучения детей шахматной игре , приучая их к сотрудничеству.
.
ИГРА В ПАРАХ -«ПУТЕШЕСТВИЕ»
.
ИГРА В ПАРАХ -«ПО САДАМ И ОГОРОДАМ»
.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ ФИЛИ
7
1
2
3
5
6
4
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть