Материал, подготовлен педагогом дополнительного образования
А. Рубан
«Основы юнармейской службы»
Академия Юнармии
Материал, подготовлен педагогом дополнительного образования
А. Рубан
«Основы юнармейской службы»
Академия Юнармии
Война убедительно показала, что завоевание господства в воздухе является необходимым условием, обеспечивающим успех развития любой наземной наступательной операции, так как невозможно надежно подготовить наступление, если железные и шоссейные дороги все время находятся под ударами авиации противника; нельзя предохранять от ударов с воздуха подвозимые к фронту новые части, особенно мотомеханизированные войска, если воздушные силы противника не подавлены: в тяжелом положении окажется и подвижная группа, если в момент ввода в прорыв она будет непрерывно подвергаться атакам авиации противника.
Немецко-фашистское командование в начале войны не предпринимало ни одной наступательной операции, не обеспечив себя достаточно мощной авиационной группировкой. Так, к началу наступления на Москву немецко-фашистское командование сосредоточило крупную авиационную группировку, входящую во 2-й воздушный флот. В составе этого флота было 950 самолетов, из них 495 бомбардировщиков.
Большие потери, понесенные авиацией приграничных военных округов, и некоторое превосходство вражеских самолетов над нашими позволили немецко-фашистским ВВС на решающих направлениях захватить господство в воздухе. Это в значительной степени усложнило действия войск в приграничной полосе при отражении развернувшегося наступления противника.
И все же советские ВВС не потеряли своей боеспособности. В воздухе разгорелись ожесточенные воздушные бои, фашистская авиация натолкнулась на сильное сопротивление, оказанное нашей истребительной авиацией, и понесла большие потери. В книге «Мировая война 1939-1945 годы», указывается: «…потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За период с 22 нюня по 5 июля 1941 года немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля – 477. Численному превосходству немецко-фашистской авиации наши летчики противопоставили беспримерный героизм и самоотверженность.
Нанеся тяжелый урон нашей авиации в самолетах, ВВС Германии захватили господство в воздухе на важнейших стратегических направлениях. Немецкая авиация серьезно препятствовала нашим войскам в проведении операций. Однако попытка гитлеровского командования полностью уничтожить и подавить советскую авиацию потерпела провал. Серьезные потери понесли лишь военно-воздушные силы действующей армии.
В воздухе завязалась ожесточенная борьба. Советская авиация не только отражала налеты вражеской авиации, но и сама наносила сильные удары по войскам и боевой технике противника.
Гитлеровцы стремились уничтожать нашу авиацию главным образом на аэродромах. Советское командование в начале войны противопоставляло массированным налетам немецких ВВС активные наступательные бои истребительной авиации, и удары бомбардировщиков по аэродромам противника.
Первым примером, когда нашей истребительной авиации удалось создать благоприятные условия для завоевания господства в воздухе, являются действия истребителей в период обороны Москвы.
В ноябре 1941 г. фашистская авиация произвела 41 налет на Москву. Из 1953 самолетов, участвующих в налетах, к городу прорвалось только 28
Летом 1942 г. борьба за стратегическое господство в воздухе разгорелась с новой силой. Она продолжалась на всем советско-германском фронте, но центр ее переместился на южное крыло, где войска противника развернули решительное наступление на кавказском и сталинградском направлениях и где гитлеровское командование сконцентрировало более 1640 самолетов. Особенно напряженный характер приняла борьба в воздухе под Сталинградом.
С 17 июля по 18 ноября 1942 г. немецко-фашистская авиация потеряла под Сталинградом более 2100 самолетов, из них 75% сбиты в воздушных боях и 25% — уничтожены на аэродромах.
К концу первого периода Великой Отечественной войны воздушная обстановка на советско-германском фронте стала меняться в нашу пользу. С одной стороны, это объяснялось огромными потерями авиации противника, а с другой — ростом сил советских ВВС и совершенствованием их оперативного искусства.
Борьба за стратегическое господство в воздухе, приобрела наибольший размах и особенно ожесточенный характер весной и летом 1943 г. Наивысшего накала она достигла в ходе летнего наступления немецко-фашистских войск на курском направлении.
Крупной вехой на пути завоевания стратегического господства в воздухе явилось воздушное сражение на Кубани. В небольшом районе, обе воюющие стороны сосредоточили крупные силы авиации. Наша авиационная группировка насчитывала в общей сложности 1147 самолетов. Примерно такое же количество самолетов имел и противник. За время воздушного сражения на Кубани немецко-фашистская авиация потеряла в воздушных боях и на аэродромах более 1100 самолетов. После Кубанского воздушного сражения перелом в борьбе за стратегическое господство в воздухе стал еще более ощутимым и убедительным.
Борьба в воздухе велась и в операциях 1944–1945 гг. Авиация противника продолжала оказывать сопротивление. Даже в Берлинской операции состоялось 1317 воздушных боев, в которых было сбито 1132 немецких самолета. Кроме того, около 100 самолетов было уничтожено на аэродромах. Всего в течение 1944–1945 гг. (до 9 мая) авиация противника потеряла более 21 тыс. самолетов. Говоря о победе советской авиации в Великой Отечественной войне, всегда необходимо помнить, что ковалась она не только на фронте в и сражениях, но и в цехах авиационных заводов, в лабораториях конструкторских бюро, в школах и училищах ВВС — во всей сфере производства авиационной техники и подготовки летно-технических кадров.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть