Слайд 1Конференция педагогов
дополнительного образования
Раменского муниципального района
«Дополнительное образование – важнейший
фактор социальной стабильности и
справедливости в обществе»
РЦРТДиЮ
Слайд 2Концепция развития дополнительного образования детей
Слайд 3Структура концепции
1 . Общие положения
2 . Состояние и проблемы дополнительного образования
детей
3 . Цели и задачи развития дополнительного образования детей
4 . Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей
5 . Основные механизмы развития дополнительного образования детей
6 . Основные направления реализации Концепции
7 . Этапы реализации Концепции
8 . Ожидаемые результаты реализации Концепции
Слайд 41. Общие положения
1.1 Сегодня встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования
как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Слайд 5
1.2 Конкурентные преимущества дополнительного образования :
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное
развитие человека;
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
доступность глобального знания и информации для каждого;
адаптивность к возникающим изменениям.
Слайд 61.3 Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь
миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Слайд 7 1.4 В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки
собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Слайд 81.5 Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и
справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 92. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
2.1 В настоящее время возможность
получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями
2.2 В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).
2.3 Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).
Слайд 10Проблемы дополнительного образования
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации.
Инфраструктура
современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований.
Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
Слайд 113. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями Концепции являются:
обеспечение
прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Слайд 12Задачи:
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству,
труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
Слайд 134. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей
принцип социальной гарантии государства
на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;
принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;
принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Слайд 14 Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
свобода
выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Слайд 155. Основные механизмы развития дополнительного образования детей
формирование в средствах массовой информации
нового имиджа дополнительного образования;
организация сетевого взаимодействия организаций различного типа;
открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей;
создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;
сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах;
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства.
Слайд 166. Основные направления реализации Концепции
Обеспечение доступности
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ
Развитие
системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей
Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей
Развитие неформального и информального образования
Слайд 177. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I
этап - 2014-2017 годы и II этап - 2018-2020 годы.
На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации.
На II этапе Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.
Слайд 188. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие
результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;