Слайд 1Алгоритм решения проблемы
Районный семинар старших вожатых- руководителей ДОО.
8 апреля 2009г.
Слайд 2КАК ПРИНЯТЬ ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ?
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ВЫБРАННЫХ ВАРИАНТОВ
Слайд 3Алгоритм принятия решения
Представим себе, что цель у нас есть. Она
конкретна, позитивно
сформулирована, эмоционально желательна. И к достижению этой
поставленной нами цели возможно прийти разными путями. Какую дорогу
выбрать?
Слайд 4Человек часто оказывается в ситуации выбора
Таким образом, человек оказывается в ситуации
принятия решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой.
Причина такого отношения к необходимости принимать решения:
С одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки,
с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Слайд 5простое знание
некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения.
Каковы же эти
правила?
Давайте попробуем разобраться вместе, на основе того опыта,
который у вас уже есть.
Слайд 6УПРА ЖНЕНИ Е 1
«АЛГОРИ ТМ РЕШЕНИЯ ПРОБ ЛЕМЫ»
Цель:
практически выработать
алгоритм решения проблемы, исходя из своего жизненного опыта
Слайд 7Методы:
индивидуальная письменная работа,
обсуждение полученных данных в группе,
принятие группового решения.
дискуссия,
подведение
итогов.
Время проведения: 30 мин
Слайд 8Инструкция.
Предлагаем вам алгоритм решения ЛЮБОЙ проблемы.
Каждыйиз вас получил бланк участника
игры.
Ваша задача – проранжировать предложенные пути решения проблемы (т.е расставить, что должно быть
на первом месте,
что на втором и т.д.)
сначала индивидуально, затем в малых группах.
После этого вам будет предложен правильный вариант, и вы сможете сравнить с ним свои записи и оценить, насколько вы близки к эталону.
Слайд 11После индивидуальной работы и групповой презентации
предлагается сравнить свой результат с
эталоном и подсчитать индивидуальную и групповую ошибку.
Тем самым возможно сделать
вывод о том,
эффективно или нет командное решение проблемы,
можно ли использовать помощь окружающих, их знания, умения и навыки,
или лучше ориентироваться на свое мнение?
Слайд 121. Определение существования проблемы. На этом этапе основная задача - понять,
существует ли проблема реально, или она плод воображения.
2. Формулирование проблемы в том виде, в котором она может быть реально решена.
3. Оценка новизны проблемы - быть может, проблема не нова и имеет решение, которое реально устраивает все стороны.
Слайд 134. Определение причин возникновения проблемы - на этом этапе наша задача
- понять, по какой причине проблема возникла.
5. Установление взаимосвязи с другими проблемами – при установлении наличия взаимосвязи с другими проблемами можно
сделать вывод о том, какая проблема является ключевой.
Таким образом, решение главной проблемы повлечет за собой решение нескольких вытекающих из нее проблем автоматически.
Слайд 146. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме.
В некоторых случаях для решения проблемы требуется дополнительный сбор информации о ней.
7. Определение разрешимости проблемы.
К сожалению, не все проблемы могут быть эффективно разрешены «здесь и теперь»,
и на этом этапе важно понять, насколько разрешимость данной проблемы зависит от нас. Здесь уместно вспомнить молитву тибетских монахов
«Господи! Дай мне
СИЛЫ изменить то, что можно и должно изменить,
СМИРЕНИЯ - выдержать то, что изменить нельзя, и
МУДРОСТИ, дабы
отличить одно от другого!».
Слайд 158. Сбор возможных вариантов решения.
На этом этапе задачей человека становится
сбор как можно большего их числа – глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.
9. Сбор информации по каждому варианту решения.
Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям.
Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.
Слайд 1610.Выбор решения.
Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе
человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?». 11.Оформление решения.
Свое решение непременно нужно зафиксировать на бумаге для того, чтобы потом можно было уточнить,тем ли путем я иду, и, в случае необходимости, скорректировать этот путь.
Слайд 1712.Разработка конкретного плана действий и определение факторов,способствующих и препятствующих данному варианту
решения проблемы.
Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие неостановится.
Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития, и их решение не должно препятствовать развитию.
Слайд 1813.Организация выполнения решения. Реальные шаги для его достижения.
14.Контроль за выполнением решения.
Текущий контроль и итоговый.
Слайд 19УПРА ЖНЕНИ Е 2
«ПЛЮС, МИНУС, ИНТЕРЕСНО »
Цель:
практически закрепить полученные
знания; использовать знание
алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.
Слайд 20Методы:
индивидуальная письменная работа,
обсуждение полученных данных в группе.
Время проведения: 20 мин
Слайд 21Инструкция.
Это еще один путь самостоятельного решения проблемы, когда есть выбор между
несколькими вариантами.
Если вам сложно сориентироваться, какая из профессий вас интересует больше, возможно сделать следующий анализ, поработав с таблицей.
Выберите профессию (именно профессию), которая наиболее вам интересна. Если не можете выбрать профессию, то выберите интерес или увлечение.
Запишите эту профессию или интерес.
Начертите таблицу.
Слайд 22Оценка профессии
Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов.
Слайд 23На работу отводится 15 мин.
По окончании каждый член группы (при
недостатке времени - желающие) зачитывает свою профессию и ответы в таблице.
Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать.
Все дополнения участники заносят в таблицу.
Слайд 24Пocле обсуждения каждый член группы отвечает на вопросы:
! Что нового о
выбранной профессии я понял или узнал?
! Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?
! Помог ли мне предложенный алгоритм принятия решения?
Слайд 25
Пocле выполнения данного упражнения участникам задается вопрос:
возможно ли воспользоваться вышепредложенной схемой
для решения иных возникающих в жизни проблем?
Расширяется ли мировоззрение человека, если он видит предмет с разных сторон, может учесть и проанализировать все «плюсы» и «минусы»?