Слайд 2Во многих традициях народов мира есть обычаи изготовления обрядовых весенних кукол.
Украшения типа мартениц известны и другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам.
Слайд 3Изготавливать мартеницы – языческий обычай, по одной из версий имеющий древнефракийское
происхождение. Название «мартинички» уже указывает на то, что делалась эта кукла в марте. Ею "закликали" весну, приближали ее начало, праздновали, чествовали и радовались ее приходу. В старые времена обряд этот имел серьезное значение.
Слайд 4Мартенички – это две фигурки из белых и красных ниток, которые
люди дарят друг другу с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах как символ радости и здоровья, новых надежд. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда вплетали дополнительные предметы: серебряную или золотую монету, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и прочее. Считалось, например, что голубые бусинки или дольки чеснока предохраняют от злых сил или сглаза. А прикрепленная монета, символизирует пожелание благоденствия, достатка. Ракушка и ветка – плодородие.
Размеры классических мартениц из двух кисточек – от 2 см до длины кисти руки.
Слайд 5Изготавливать нужно мартиничку на рассвете 1 марта. Изготовленный оберег нужно привязать
к розовому кусту, чтобы он переночевал под открытым небом, и чтобы его увидело и освятило само солнце. Так он «зарядится», согласно древнему верованию, магическими силами. От шипов розы мартеница обретет силу изгонять беды и злые силы, а от звезд, неба и солнца – животворящие силы природы.
Мартеницы-обереги носят на теле в течение трех, девяти или 25 дней, а то и весь март, а в апреле повязывают на цветущее фруктовое дерево и загадывают заветное желание. По обычаю, в зависимости от вида оберега, их носят на запястье или левой стороне груди. Невесты носят мартинички справа, а старые девы – слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин). Надевая мартиничку, обязательно загадывали желание.
Слайд 6Где-то их снимали уже на весеннее равноденствие, а где-то только, когда
зацветут деревья. Отслуживших свой срок мартиничек повязывали на «добрые» деревья, желательно на фруктовые, плодоносящие. Просто так снимать мартиничку нельзя: по преданию, ее снимают только, когда увидят первого аиста или при виде первого цветущего дерева. Чтобы загаданное желание обязательно cбылось, встретив первого аиста, марцишоры бросали в небо, «чтоб счастье было крылатым». А, сняв, при виде первого доброго цветущего фруктового дерева, повязывали на его ветви. А то пускали по воде, бросив в реку. Течение реки обязательно принесет мартиничку Светлой богине Весны и та, узнав о вашем желании, исполнит его.
Слайд 7Весна идёт - всем по мартиничке.
Слайд 8Мартиничка на Руси
Мартиничка — маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в
обряде «закликания весны» (в марте).
Обрядом «закликания весны» начинается цикл весенне-летних праздников на Руси. Традиционно кличут весну 21 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут Жаворонков. Поэтому праздник получил еще название «ЖАВОРОНКИ».
Время для праздника выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия.
И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. А рядом ребятишки поют веснянки и играют с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.
Есть и такое мнение: Мартинички — это соединенные пояском две куколки скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную.
Слайд 10На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету -
красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Кликание весны— славянский обряд, сопровождавшийся пением или выкрикиванием особых весенних песен — веснянок, закличек, смысл которого приглашение весны прийти и прилететь птицам.
В зависимости от местных условий совершается 1/14 марта (Авдотья Весновка), 4/17 марта (Герасим Грачевник), 9/22 марта (Сороки), 25 марта/7 апреля (Благовещенье), 23 апреля/6 мая (Егорий Вешний), 9/22 мая (Никола Вешний), а также в отдельные дни Великого поста.
Слайд 11Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К
нам весну скорей ведите!
Приходи к нам, весна-красна, с радостью!
С милостью!
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом богатым,
С ячменем усатым,
С сочной калиной
, Со сладкой малиной,
Со всякой садовинкой-огородинкой,
С травушкой-муравушкой!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Слайд 12Мартенички на западе
Западные народы (болгары, молдоване, македонцы) издревле празднуя приход весны,
1 марта поздравляют друг друга с ее приходом, с пробуждением земли и солнца от зимнего сна и желают здоровья и счастья. А еще дарят друг другу красно-белые обереги, называемые мартиничками, мартеницами или марцишорами. Они же являются традиционным символом первого вешнего месяца - марта. В отличие от болгар, румыны и молдаване представляют бабу Марту не зрелой женщиной, а молодой девушкой. Это расколотая память о двойственной природе Великой богини. Зимой – она старуха, ранней весной – она юная и девственная, поздней весной и летом она, оплодотворенная небесным богом, молодая женщина, а осенью – это рожающая зрелая женщина-мать. И белый цвет – это символ ее зимней чистоты и девственности, тогда как красный – символ ее плодовитости, порождающего жизненного начала.
Слайд 13Используя мартенички в обрядах закликания весны, их вывешивали на ветвях деревьев,
чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона.
Слайд 16Честита Баба Марта в БолгарииВ Болгарии 1 марта – день Бабы
Марты, и все болгары носят мартинички, начиная с этого дня. Это древний языческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало плодородия. Баба Марта – это Великая богиня Мать. Двойственный образ бабы Марты представляет двойственное женское начало. Как фольклорный персонаж Баба Марта то веселая и добрая, то сердитая и строгая. По древнему балканскому поверью, когда баба Марта смеётся, начинает печь солнце, а когда сердиться, то холодает, идет дождь или снег. Так же как Великая богиня Жизни и Смерти одновременно порождает жизнь и утверждает, и в то же время отнимает и разрушает. Белый и красный – это изначально ее цвета: цвета смерти и жизни, зимы и лета, солнца и луны, снега и вешнего тепла. Мартиничка – ее символ. Переплетение белых и красных нитей символизирует единство этих противоположностей и вечный процесс жизни-смерти-жизни во вселенной.
Слайд 17Как мы уже упоминали, кукол Мартиничек делали западные славяне на территориях,
где сейчас живут болгары, венгры, румыны, молдаване, а также частично украинцы и белорусы. Там и до сих пор сохранилась традиция изготовления первого марта каждого года Кукол Мартиничек из ниток в качестве обрядового элемента или украшения.
Слайд 18Счастливой Бабы Марты или С Бабой Мартой!
Баба Марта спешила,
Мартенички вязала
на девочку,
на подснежник,
на мальчика, на деревце.
А я подарю тебе,
чтобы ты носил
много здоровья, счастья и удачи.
Слайд 19Martenitschka
Es scheint die Sonne,o welche Wonne
Die Amsel singt, schon Wetter bringt,
Uber
unseren Kopfen
Die Schwalben ziehen.
Lauft ,Kinder ,lauft.
Steckt euch die Martenitschki an
Mit weiss und roten Bummmelchen dran
Damit ihr werdet wie die Sonne,
Die mittags weiss am Himmel steht
Glutrot am Abend untergeht.
Ihr sollt selbst wie Sonnchen werden,
Wenn Fruhling ist auf Erden.
Слайд 20Martenitschka soll Gluck bringen
Der Monat Marz ist in Bulgarien « Die
baba Marta»,das Grossmutterchen Marz. In diesem Monat beginnt der Fruhling , und aus Freude daruber tragen alle Leute en Rotweisses «Martenitschka» an ihren Kleidern , es soll ihnen Gluck bringen.Man schenkt es auch lieben Freunden und Bekannten. Die zwei rotweissen Bommelchen sind ein Sinnbild fur die Sonne , die am Tage im weissen Licht strahlt und abends als roter Ball untergeht.
Слайд 21Марцишор
Марцишор – это также название праздника, отмечаемого 1 марта в Румынии
и Молдове в честь наступившей весны. Переводится слово «марцишор» с молдавского как "маленький март". Первое марта переломный момент весны. Великой богине люди помогают вновь преобразиться из старухи в молодую девушку. И в честь этого совершающегося вечного круговорота превращений изготовляли праздничный символ – мартиничек.
Слайд 22с 1 по 10 марта в Молдове проводится Международный фестиваль культуры,
который так и называется - «Мэрцишор».
Легенда о Мэрцишоре
Согласно одной легенде в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и осатанелая. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник -ла под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета Мэрцишора символизируют ее красную кровь на белом снегу.
Слайд 23По другой легенде Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки.
Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашел, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы - подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.
Слайд 24Готовый Мэрцишор пришивают на одежду или пристегивают значком на левой стороне
груди возле сердца. Носят подарок с первого дня марта до конца месяца.
В последний день марта Мэрцишор снимают и обязательно привязывают на веточку какого-нибудь растения (дерева или цветка многолетнего). Это говорит о том, что человек берет шефство на весь год, до следующей весны присматривать и ухаживать за этим растением.
А привязан к растения Мэрцишор говорит о том, что это растение занято. Яркая красно-белая окраска Мэрцишор напоминает людям об обязательстве ухаживать за своими растениями.
Конечно, это тоже из легенды, но многие эту традицию соблюдают, обеспечивая дальнейший уход за растением . Особенно чтят эту традицию в селах.
Хотя все привязывают к веточке растения свои Мэрцишор , не все могут регулярно ухаживать за своим деревом; особенно это непросто в городской суете.
Тем не менее, до сих пор живы эти легенды, и весело отмечается традиционный Праздник прихода весны!
Мерцишори разнообразны в дизайне, форм их существует большое количество . Но все они делаются строго двух цветов: белый – цвет Подснежник, и красный - цвет крови .