Слайд 1Особенности обучения
немецкому языку детей с ОВЗ
Подготовлено учителем немецкого языка Конюховой С.С.
Слайд 2
Основная цель изучения иностранных языков для детей с ОВЗ – развивающая.
На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:
память
речь
восприятие
мышление
кругозор
На всех этапах обучения необходимо продумать и подобрать материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, можно предложить интересные видеопособия (например, мультфильмы, немецкие учебные фильмы о Германии, Австрии, Швейцарии). На урок может быть приглашен старшеклассник, уже овладевший первоначальными навыками разговорной речи и способный их продемонстрировать.
В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению.
Слайд 3Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка.
- чтение, а также умение
пользоваться словарем;
- игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
развитие моторики через интегрированные уроки:
- иностранный язык + музыка
- иностранный язык + рисование
- иностранный язык + труд
Слайд 4
Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена,
что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов - представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов памяти, мышления, речи.
При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение и лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике,; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.
Слайд 5
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением
( устной речью), аудированием.
Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.
Zwanzig Zwerge zeigen Handstand, zehn im Wandschrank,
zehn am Sandstrand.
Слайд 6Постоянно в течение урока учитель должен следить за объёмом и степенью
сложности материала. Придерживаясь базового уровня (минимума!), некоторые грамматические явления в классах ЗПР можно предъявлять только для ознакомления, сокращая количество лексических единиц для активного применения.
Одно из основных требований – индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребенку. На уроке ученику должно быть обеспечено право на бесконфликтное обучение.
Слайд 7Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ необходимо придерживаться следующих методических принципов:
1.
Обеспечение подвижной деятельности детей.
2. Частая смена деятельности.
3. Погружение в языковую среду.
4. Многокраатное аудирование вводимых структур.
5. Преемственность и постоянное повторение материала.
6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Слайд 8
Работа с текстом – это наиболее классах для детей с ОВЗ.
Во главу угла данного вида деятельности простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке немецкого языка в выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания немецкого языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтения с пониманием общего содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Слайд 9Запоминание новых лексических единиц
производится
при помощи различных заданий:
повторить за диктором
слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово ,
нахождение новых слов в змейке,
вставить пропущенные слова из новой лексики в предложение,
игра «снежный ком».
Слайд 10 Опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование
иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.
Слайд 11Рекомендации для проведения уроков немецкого языка.
Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на
уроке.
Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
Частая повторяемость учебного материала:
Учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).
Обязательное использование наглядности на уроке
Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.
Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
Введение материала небольшими порциями в контексте.
Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
Слайд 12 Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке немецкого
языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса.
Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу и радоваться успехам каждого.