Слайд 1«Современные образовательные технологии как инструмент управления качеством иноязычного образования в условиях
внедрения ФГОС»
Афанасьева Т.Г., учитель немецкого языка
МБОУ «Советская СОШ
Доклад на заседании РМО уч. ИЯ.
2016 г
Слайд 2 Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов
образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.
Из чего оно складывается?
Из высокого уровня профессионализма педагогов
Из создания комфортности в обучении школьников
Прочности знаний учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Из материально-технического обеспечения школы
Слайд 3Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений
школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Слайд 4Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение).
Направленность - развитие мотивации к учению,
обучение на индивидуальном максимально посильном уровне
Особенность методики преподавания:
блочная подача материала;
работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках.
Слайд 5Развивающее обучение.
Направленность - развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально
посильном уровне.
Основные положения развивающего обучения:
- развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением;
- активное участие обучаемых в процессе обучения;
- обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом;
- осознание обучаемым значимости изучаемого материала;
- ведущая роль отводится теоретическим знаниям;
- стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.
Слайд 6Технология проблемного обучения
Направленность - развитие познавательной активности, творческого мышления, способности
решать проблемные ситуации
При проблемном обучении преподаватель
- ставит перед учеником задачу, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения;
организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы;
-организует рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию.
Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся
Слайд 7Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Направленность - развитие способов работы информацией разных видов и
на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.
Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната.
Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий.
Наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат, чат-форумы, аудио и видео чаты, форумы, блоги, википедия.
наиболее
Слайд 8Технологии тьюторства
Направленность - изменение функций и роли педагога в учебном
процессе (консультант, преподаватель, координатор учебного процесса); высокий уровень освоения учебного материала учащимися; развитие самостоятельности учащихся, их ключевых компетенций
2 вида:
. Учитель-тьютор. Его функция – организовать групповое взаимодействие по решению проблемы, проведению исследования, осуществлению проекта, указать источники информации, направлять поиск идей, помочь устранить тупиковые ситуации и осуществить контроль. Главная задача учителя – обеспечить постоянное внимание и поддержку учащимся
Тьютор (учитель или ученик) – держатель опыта, который знает, «как надо делать». Форма работы - трансляция опыта деятельности тому, кто не знает «как надо делать» в свободном нерегламентированном общении в рамках малой (референтной) группы. В результате члены микрогруппы накапливают опыт, аналогичный тьюторскому
Слайд 9Развития критического мышления» (РКМ).
Направленность - развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях
и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач.
Особенность структурной организации технологии РКМ – наличие 3 стадий учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
На этапе вызова актуализируются имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале, определяются цели деятельности.
Возможные приемы и методы: составление списка "известной информации", предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д.
Наиболее используемыми на стадии осмысления (или реализации смысла) приемами являются способы графической организации материала: денотатный граф, лестница сужения и расширения понятий , кластер (от англ. – гроздь), коллаж, ментальные карты, которые можно использовать при принятии решений, создании новых идей, проектов, анализа информации.
На стадии размышления (рефлексии) происходит осмысление учащимися приобретенных знаний и собственных мыслительных процессов, корректировка первичных представлений об изучаемом. Помогают в этом приемы : синквейн, фишбоун («рыбьи косточки) – метод «за и против».
Слайд 10Технологии формирования ключевых компетентностей.
Направленность - формирование и развитие ключевых компетентностей как
учебных достижений, востребованных в современном мире.
Компетентность подразумевает способность эффективно действовать в ситуации неопределенности, решать социальные, экономические, познавательные, бытовые и др. проблем.
Сюда относятся:
Технология языкового портфолио
- Кейс-технологии
Слайд 11Технология «Языкового портфолио»
Является одним из возможных путей осуществления систематизированного самоконтроля и
интеграции его в процесс обучения иностранному языку.
Является альтернативной формой контроля, позволяющей получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся.
Цели создания и ведения «портфеля ученика»:
-отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;
-исследовать собственное развитие в течение определённого времени;
-ставить реальные учебные цели на ближайшее будущее;
-развивать у учащихся навык рефлексии.
Слайд 12Кейс-технологии
Группа образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении
конкретных задач –ситуаций (кейсов).
Виды кейсов:
Практические кейсы , которые отражают реальные жизненные ситуации
Обучающие кейсы. Их основной задачей является обучение. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее распространены в жизни. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет элемент условности при отражении в нем жизни.
3 Научно-исследовательские кейсы. Они ориентированы на осуществление исследовательской деятельности.
Таким образом, кейс-технология позволяет более успешно, по сравнению с традиционной методикой, развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, самостоятельно разрабатывать алгоритм принятия решения.