Слайд 1Презентацию подготовила учитель музыки Л. И. Хасянова
«Воплощение в музыке атмосферы времени
перемен России
в начале 20 века»
Слайд 2Кроссворд
Композиторы-великаны
Слайд 10
Рахманинов С.В.
Жизнь и творчество
Слайд 11Рахманинов С.В
Дата рождения
20 марта(1 апреля) 1873
Место рождения
Семёново, Новгородская губерния,
Дата смерти
28 марта 1943
Место смерти Беверли – Хиллз
Профессии
Композитор, дирижёр ,пианист
Похоронен Рахманинов С.В
в Валхалле, близ Нью- Йорка
Слайд 12Детство
Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в
имении Онег 20 марта 1873 г.
Слайд 14Юность
Со своими двоюродными сёстрами и братом Сатиными: С. А. Сатина, С. В. Рахманинов, Н. А. Рахманинова (урождённая Сатина) — жена
С. В. Рахманинова, В. А. Сатин (1902)
Слайд 15Годы учёбы
С 4-5 лет играл на фортепьяно.
С 1882 учился в
Петербургской консерватории, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция).
В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.
Слайд 16Начало творческого пути
В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе
романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917).
Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).
Слайд 17Дипломная работа
Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И.
Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).
Слайд 18 Ранний период
Начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через
стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние произведения)
Слайд 19Синтез традиций
Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти
Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки.
Слайд 20Период зрелости
Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов
и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К.Бальмонта(1913).
Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века
Слайд 21Рахманинов с дочерьми
С дочерьми Ириной, в замужестве Волконской (1903–1969) — стоит, и Татьяной, в замужестве Конюс
(1907–1961) на даче в окрестностях Дрездена на Эмзер Аллее (1924)
Слайд 22В кругу семьи
С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом
Наталия Александровна и Сергей
Васильевич Рахманиновы на даче в Беверли-Хиллс (1942)
Слайд 23Рахманинов - пианист
Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с
именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения
Слайд 24Особенности фортепианного стиля Рахманинова С.В
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов
разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:
глубокая содержательность исполнения;
внимание к интонационному богатству музыки;
«пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Слайд 25Поздний- зарубежный период
Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных стилистических
элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда.
Слайд 26Певец русской природы
Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала
русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева.
Слайд 27С.В.Иванов "1905 год. Митинг 18 октября (этюд)
Рабочие во многих промышленных предприятиях
возбуждают вопрос о необходимости съезда представителей рабочих всей России.
Слайд 29Борис Кустодиев. Вступление. 1905 год. Москва. Для журнала «Жупел», 1905, №
2. Бумага, тушь, акварель. Государственная Третьяковская галерея