Слайд 1Терещенко Ж.Г.
Преподаватель музыки
Школа № 8
Галина Павловна
Вишневская
Слайд 2Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но почти всё
детство провела в Кронштадте.
Мать Галины наполовину цыганка, наполовину полька. Мать играла на гитаре , пела цыганские романсы . Галя в 3-х летнем возрасте пела для гостей из под стола, так ей было удобнее, голос как у врослой, мощный , грудной от природы.
Слайд 3Именно в это время она впервые увидела горе и несчастье- раскулачивание
зажиточных семей, крик и плачь ребятишек, с кем она еще вчера играла на улице, вой женщин и мужчин выволакивающих из домов тюки с вещами.
Слайд 4Родители в 5 лет отдали Галину на воспитание бабке- матери отца,
которая и воспитывала ее, жили они в Кронштадте – городе- крепости, который находится на маленьком острове Котлине - рядом с Ленинградом. Кронштадт населен моряками, армейских мало, жили в коммунальной квартире. Новая еда- суп, хлеб, да чай, а то и на чай денег не хватало.
Слайд 5 В 1933 году Галю отдали в школу. Игрушек в детстве
было очень мало, играть с ними не любила, но научилась читать очень рано и сама, нравилось участвовать в самодеятельности школы, и даже приклеилась кличка «Галька- артистка».
Здесь в школе и встретился ей удивительный учитель пения Иван Игнатьевич, совершенно одержимый любовью к своему предмету .
Слайд 6На 10 лет мать, которая жила в Ленинграде , подарила патефон
и пластинки с оперой «Евгений Онегин», от которой сходила с ума вся квартира, где жила Галина. Она выучила всю оперу наизусть и представляла себя героиней этой истории.
Слайд 7 Война для Галины началась когда ей исполнилось 14 лет. Отец
ее служил в Эстонии в 1941 году и позвал ее к себе в гости на каникулы, она поехала в город Тарту. Какая была поразительная разница между той жизнью, которую она знала, и той, которую увидела. Она попала на другую планету. Люди так красиво одеты, и так вкусно они едят и такая чистота на улицах. А живут все в отдельных квартирах, коммунальных здесь и не было. Ну конечно, это « происки капиталистов».
Слайд 8Однажды она шла от подруги вечером по городу, на пустынной улице
стоит грузовик, он битком набит молча, как призраки, стоящими в нем людьми… Вдруг из машины выскочила девушка и побежала. За ней погнались советские солдаты. Сначала стук каблучков по звонкой мостовой , потом – грохот кованных сапог и … тишина. Догнали, конечно. Она не кричала. Это «советские братья » вывозили «добровольно присоединившихся» в места , не столь отдаленные, на высылку или на расстрел.
Слайд 9В тот 1941 год школы открылись как обычно 1 сентября, но
учили перевязывать раненых, гасить зажигательный бомбы, обращаться с оружием. Вскоре в Ленинграде загорелись продовольственные склады, бомбили фашисты . Они горели несколько дней, и по мостовым текло расплавленное масло и сахар.
Слайд 10Началась блокада. Наступила лютая зима, таких морозов и старики не помнили-
замерз водопровод, лопнули трубы, вышла из строя канализация. От начала войны прошло несколько месяцев, а город уже голодал.20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 гр. Крупы давали 300гр. Масла 100гр в месяц, потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме, хлеба. Люди умирали прямо на улице и так лежали несколько дней. Часто можно было увидеть трупы с вырезанными ягодицами.
Слайд 11Умерла бабушка, отец эвакуировался с женщиной, оставив свою дочь в блокадном
Ленинграде на произвол судьбы. С ней осталась пожилая женщина 80 лет , мать любовницы отца, которая вскоре умерла и несколько дней лежала в комнате. Как правило, мужчины сдавали быстрее, чем женщины. Попала в МПВО(местная противовоздушная оборона), так и выжила во время блокады. Успевала заниматься с джаз- оркестрами на кораблях, выступала с концертами перед военными.
Слайд 12В 1943 возвращается в Ленинград учиться, работает осветителем в театре, пошла
учиться в музыкальную школу к знаменитому вокалисту Ивану Сергеевичу Дид- Зурабову, армянину, когда- то учившемуся в Италии. За пол- года он испортил все то, что было дано от рождения- полетность голоса, дыхание, легкость верхних нот.
Слайд 13В 1944 году в возрасте 17 лет выходит замуж за Георгия
Вишневского- молодого моряка, но уже через 2 месяца они расстались из-за ревности и непринятия ее желания петь и выступать на сцене.
Слайд 14Поступила в Ленинградский областной театр оперетты. Театр разъездной, выступают по воинским
частям Ленинградской области. Именно тогда она поняла, что искусство – не сказочные короли и королевы, а тяжелый, изнурительный труд. И если хочешь быть большой актрисой, надо быть готовой ко многим, многим жертвам. На сцену выходили каждый день .
Слайд 15. Вышла замуж за директора театра Марка Ильича Рубина, он старше
ее на 22 года- ей 18, ему 40.Родился сын, но через 2 месяца умер и снова работа, поездки.
Слайд 16В 1948 году Вишневская с мужем уходит из театра и дает
сольные концерты, ее муж работает с ней ее администратором. Умирает ее мать от рака в больнице Ленинграда, после смерти осталась 4-х летняя дочь.
Слайд 17Знакомство с преподавателем вокала Гариной Верой Николаевной. Параллельно гастролировала, а по
весне почувствовала сильное недомогание, гастроли не прерывали, а уже когда пошла кровь горлом в больнице сделали снимок легких, и оказалась открытая форма туберкулеза. 1951 год. После длительного лечения приходит, снова возобновляются занятия вокалом.
Слайд 18 Неожиданная возможность участия в конкурсе для Большого театра. Исполняла «Арию
Аиды »из Дж.Верди. « В одну эту арию я вложила столько эмоций, вдохновения, что хватило бы на целую оперу .Было во мне какое- то внутреннее торжество- мне казалось, что я иду, а передо мной раздвигаются, падают стены…Хочется петь еще и еще…Но вот отзвучала последняя нота… Тишина…и вдруг- аплодисменты! А я не могу опомниться, вернуться на землю из своих облачных далей… »
Слайд 19Великолепно спев Вишневская проходит в третий тур- петь с оркестром. На
последнем прослушивании пела, закрыв глаза .Оркестр устроил овацию, а вот дальше, когда начала заполнять анкету, полосонуло по сердцу. Отец сидит в тюрьме по 58- й статье- враг народа. Еще жив был Сталин, и не было такого человека в стране, который бы не знал, что такое 58-я статья. После 3- месячного молчания пришла телеграмма: «Приезжайте , вы зачислены в молодежную группу Большого театра» Ей исполнилось 25 лет.
Слайд 20Большой театр в 1952 году - это музей великих русских опер
и прекрасных голосов. В театре железная дисциплина . Вход по пропускам. Отказалась петь в опере Кабалевского «Никита Вершинин», не стала петь в опере Хренникова «Мать».
Слайд 21На премьере «Фиделио » в 1954 году Вишневская знакомится с Д.Шостаковичем.
Слайд 22В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз
за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.
Слайд 231953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).
1954 — Леонора («Фиделио», Большой
театр).
1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
1957 — Девятая симфония Бетховена.
1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).
1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
1958 — Аида («Аида», Большой театр).
1958 — «Реквием» Верди.
1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
1961 — «Сатиры» Шостаковича.
Оперы и концертные премьеры
Слайд 241962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).
1962 — Маргарита («Фауст»,Большой театр).
1962
— Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).
1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала)
1964 — Марина («Октябрь», Большой театр)
1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
Слайд 251965 — «Эхо поэта» Бриттена.
1965 — Четвёртая симфония Малера.
1966 — «Катерина
Измайлова» (фильм-опера).
1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).
1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).
1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).
Слайд 261966 — Катерина Измайлова
1993 — Провинциальный бенефис (роль Кручининой, по мотивам
пьес А.Н. Островского режиссёр А.Белинский)
2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.
Роли в кино