Слайд 1Виолончельное творчество Н.Я. Мясковского
Слайд 3 Творчество Н. Я. Мясковского занимает важнейшее место в
истории русской музыки первой половины ХХ века. Композитор создавал художественные произведения, которые обогатили всю отечественную музыкальную культуру. Его творческое наследие весьма значительно - оно включает 27 симфоний, 2 кантаты, 13 квартетов, скрипичные и виолончельные концерты, более 100 фортепианных и также вокальных произведений.
Слайд 5 ХХ век по праву считается периодом расцвета виолончельного
исполнительства. Появление в ХХ веке крупнейших мастеров виолончельного искусства породило небывалый интерес к виолончели как к инструменту больших художественных возможностей и как к интересной и самобытной сфере композиторского творчества. В это время на концертные эстрады выходит множество первоклассных виолончелистов, таких как П. Казальс, М. Ростропович, Л. Евграфов, Ф. Лузанов, Д. Шафран. Для исполнителей высочайшего уровня нужен был соответствующий репертуар. Концерты для виолончели с оркестром создавались на протяжении всего ХХ века. В первые десятилетия в этом жанре писали приверженцы романтической традиции –Д. Поппер, К. Сен-Санс, Ю. Кленгель и многие другие авторы. В середине столетия виолончель интенсивно использовалась в концертных сочинениях неоклассического плана, впоследствии этот инструмент занял важное место в творчестве авангардных композиторов.
Слайд 6У Н.Я. Мясковского виолончель также занимает ведущее место, несмотря на то,
что виолончельных опусов у композитора не так много – две виолончельные сонаты и Виолончельный концерт. Все эти произведения относятся к числу лучших сочинений композитора и входят в основной репертуар исполнителей-виолончелистов. Мясковский был очень увлечен этим инструментом, поэтому изучал классические образцы произведений для виолончели, знакомился с новинками, и в 1912 году даже опубликовал в журнале «Музыка» заметки о новых виолончельных композициях.
Слайд 7В 1911 – 1913 годах Н.Я. Мясковский написал Сонату для виолончели
№1 D-dur, которая «выделяется особой просветленной лирической трепетностью и взволнованной эмоциональностью», что не свойственно для произведений этого времени. Ее можно назвать сонатой-поэмой. Как отметила в своих трудах Е. Долинская - «Первая соната четко спроецировала индивидуальные черты инструментального стиля Мясковского, и прежде
всего: особое внимание к лирике, продуманность, плавность, взаимообусловленность контрастов, многообразие темброво-выразительных оттенков звучания виолончели и ее превосходный баланс с партией фортепиано».
Вторая виолончельная соната, посвященная М. Ростроповичу – одно из самых классичных по стилю и гармоничных по своей образной драматургии произведений Мясковского. Структура сонаты трехчастная, в чем можно найти сходство с виолончельными сонатами Ф. Мендельсона, Э. Грига, С. Прокофьева, Д. Кабалевского. Очень точно охарактеризовала это сочинение З. Гулинская: «Поэтичнейшее произведение, необычайно свежее и красивое по музыке, ясное по форме, с уравновешенным соотношением партий обоих инструментов, кантиленой звучностью виолончели, соната покоряет широтой своих напевных мелодий, вполне оригинальных, очень характерных для Мясковского, но в то же время отмеченных чертами русской народной песенности, покоряет глубиной и искренностью чувств».
Слайд 8Вершинным произведением в сфере виолончельной музыки
Н.Я. Мясковского является Виолончельный концерт c-moll op.66. Замысел этого произведения возникал у композитора еще в 1914-1916 годах, но реализовать эту идею ему удалось гораздо позже. Концерт для виолончели Н.Я. Мясковского написан только в 1944 году.
По глубине содержания и мастерству его воплощения Концерт не уступает симфониям композитора. Изначально Мясковский задумывал это сочинение как «Концерт-поэму». Его цикл отличается необычным строением. В нем всего 2 части, идущие без перерыва: медленная – Lento ma non troppo и подвижная – Allegro Vivace, в конце которой возвращается начальный тематический материал из I части. Благодаря такому строению концерт Мясковского сравним с полноценным трехчастным циклом.
Первая часть - это лирико-эпическое повествование. Вторая часть наполнена драматическим напряжением: в ней музыка активная, светлая,
жизнеутверждающая сочетается с музыкой взволнованного и трагико-драматического характера. Во второй части есть драматическая каденция-кульминация, после которой развитие возвращается к медленному движению.
Слайд 9В своем Виолончельном концерте Мясковский стремился как можно ярче выявить кантиленную
сущность виолончели, показать её красивый и бархатистый тембр - ведь именно кантилена может полностью раскрыть насыщенность и выразительную глубину её тона. Поэтому композитор наделял мелодику концерта «широким дыханием» в любом регистре. Мясковский представил симфонизированную трактовку жанра инструментального концерта, поэтому партию виолончели он не противопоставляет оркестру. Напротив, линия солирующей виолончели вплетается в общее звучание оркестра, придавая музыкальной ткани насыщенность и богатство колористических оттенков.
Слайд 10Виолончельный концерт Мясковский посвятил Святославу Кнушевицкому. Премьера концерта состоялась 17 марта
1945 года.
Слайд 11Превосходно сыгранный С. Кнушевицким и оркестром Радиокомитета под управлением
А. И. Орлова, концерт вошел в репертуар многих исполнителей и принес композитору Государственную премию первой степени. Знаменитый виолончелист так отозвался об этом произведении: «Ясность формы, логическое развитие музыкального материала, прекрасное изложение сольной партии виолончели – все вызвало полное удовлетворение» .
Слайд 12
За год до премьеры концерта в исполнении Святослава Кнушевицкого, в 1944
году на студенческом конкурсе Виолончельный концерт Мясковского сыграл Мстислав Ростропович. Позже он назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, написанных для этого инструмента.
Справедливо отметил советский музыковед и музыкальный критик А. А. Соловцов: «Виолончелисты должны быть особо благодарны Мясковскому, ибо таких произведений, как его концерт, немного найдется в виолончельном репертуаре».