Слайд 2Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844-1908
Слайд 3Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр
Слайд 4Почему у русского композитора
Н. А. Римского-Корсакова двойная фамилия ?
Римские-Корсаковы принадлежали
к древнему роду, ведущему свое начало с 1390 года от литовца Венцеслава Корсака. Позже фамилия обрусела, к ней добавилось русское окончания – «ов» .
Но в ХVII веке прямые потомки Корсака обратились к царю Федору Алексеевичу с просьбой добавить к их фамилии приставку «Римский» . Тем самым они сохранили память о своих предках – выходцах из Римской Империи. Мотивировали просители тем, что они хотят отмежеваться от однофамильцев, назвавшихся произвольно Корсаками или Корсаковыми и как бы претендующих на родство с их древней и знатной фамилией.
Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил:
«Мой род – это сказка, былина и непременно русские».
Николай Андреевич - представитель четырнадцатого поколения рода от Венцеслава Корсака и шестого поколения от первого Римского-Корсакова.
Слайд 5Николай Андреевич Римский-Корсаков
родился в городе Тихвин Новгородской губернии
в дворянской
семье.
Слайд 6По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус
в Петербурге. Так Николай стал кадетом.
Слайд 7
Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз».
Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия.
Слайд 8Морское плавание с Н.А.Римским-Корсаковым
Слайд 9«Летом этого года исполнилась наконец моя давняя мечта: в Феодосийской картинной
галерее я осмотрел наиболее полную коллекцию картин Ивана Константиновича Айвазовского. Конечно же, среди живописных работ выдающегося художника-мариниста наиболее сильное впечатление оставляют картины морских бурь, ураганов, кораблекрушений, борьбы человека с разъяренной стихией. Я долго ходил по залам. Останавливался у каждого живописного полотна, пытаясь определить лучшее произведение художника. Все в работах живописца было прекрасно, и, прежде всего, море — ласковое и грозное, несущее несчастье и помогающее человеку
Слайд 10Айвазовский, (Гайвазовский) Иван Константинович
Феодосия, — русский живописец,
мастер морского
пейзажа.
Слайд 12йвазовский "9 вал"
« ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»
Бросает, точно щепку,
Наш плотик на волне.
Держись, приятель,
крепко,
Не то уснешь на дне.
А белая рубаха –
Обычай моряков.
Вперед же! И без страха!
Характер их таков.
Над темною пучиной
Пройдут по гребням волн.
Судьбе своей счастливой
Пошлют земной поклон.
Слайд 13КАРТИНА О МОРЕ (МАРИНА)
Картина о море висит на стене,
В ней воды
бушуют в закатном огне,
На берег далекий стремится волна
И тайною манит к себе глубина.
Там где-то в пучине, на сумрачном дне,
В чарующе-нежной морской тишине,
В коралловых гротах русалки живут
И странные рыбины важно плывут.
Погибшие бриги на иле лежат,
Сокровища в трюмах уныло блестят…
Всё это художник сумел рассказать,
Палитрою красок сюжет передать.
В салонах искусств и на полках витрин,
Найдется ли много таких вот картин?
Чтоб чайка над волнами и глубина,
И жизнь под водою незримо видна..
Сомнений в таланте художника нет -
На кончике кисти — души яркий свет!
И вера приходит, что стала отныне
Живою реальностью эта картина…
Слайд 14Писать музыку в каютных
условиях было не так легко,
ведь не было рояля.
Писать музыку в каютных
условиях было не так легко,
ведь не было рояля
Слайд 15В содружество «Могучая кучка» входили:
,
,
,
,
М.А.Балакирев
А.П. Бородин
М.П. Мусоргский
Ц.А. Кюи
Н.А. Римский-Корсаков
Слайд 16Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические
традиции. Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто.
Римский-Корсаков во многих своих произведениях оркестровыми красками изображал море, что явилось новаторством в мире музыки.
Слайд 18Вступление к опере «Садко»
«Окиан-море синее»
Слайд 19Опера «Садко»
Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он
свои волны... Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.
Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное - это «Окиан-море синее».