Слайд 1ТЕМА МОЕГО ПРОЕКТА
«ТВОРЕНИЯ РУК МАСТЕРА И МУЗЫКАНТА»
Разработала проект : Папуева
Ольга , воспитанница «Центра дополнительного образования и эвенкийских народных ремёсел», село Багдарин, Баунтовский район, Бурятия.
Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Миронова Антонина Ивановна
Слайд 2Цель
показать, что эвенкийские музыкальные инструменты – явление, передающее звучание живой
природы, они должны звучать.
Слайд 3Задачи
Изучение имеющейся информации в литературных источниках, периодических изданиях, работах этнографов,
интернет-источниках.
Сбор видеоматериалов
Проведение опроса, интервью с жителями- эвенками района, участниками детского образцового эвенкийского ансамбля «Хосинкан» и ансамбля «Конгковур».
Совместно с детским образцовым эвенкийским ансамблем «Хосинкан» воспроизвести звучание некоторых эвенкийских народных инструментов
Слайд 4Актуальность
музыкальные инструменты, созданные народным мастером Ермилом Николаевичем Барановым уникальны и
не имеют аналогов.
Слайд 5Проблема
созданные инструменты не должны молчать, иначе они потеряют свою
ценность.
Слайд 6Гипотеза:
Эвенкийские музыкальные инструменты – уникальное явление, передающее звуки живой природы.
Слайд 7Методы исследования
получение и сбор информации, изучение литературы, беседа, анкетирование.
Объект исследования:
коренные жители- эвенки, учащиеся Багдаринской эвенкийской школы – интернат, воспитанники Центра дополнительного образования и эвенкийских народных ремёсел
Предмет исследования: эвенкийские музыкальные народные инструменты.
Слайд 8
Сроки сбора и анализа информации : октябрь 2017 года.
Место исследования: село
Багдарин, Баунтовский район, Республика Бурятия.
Слайд 9Этапы работы над проектом
Поиск и анализ литературы , соответствующей теме проекта.
Работа
с видеоматериалом.
Анкетирования и беседа по теме проекта.
Анализ проведенной работы над проектом.
Слайд 10Из истории
У народа, живущего бесхитростной жизнью, музыкальные инструменты так же просты,
безыскусны и оригинальны. В фундаментальном исследовании замечательного этнографа и лингвиста Г.В. Василевич, посвященном эвенкам, (Василевич Г.М. "Эвенки", 1969 год, стр.200-208) есть описание некоторых эвенкийских музыкальных инструментов- деревянного (дэпгипкэвун) и металлического (кэпгипкэвун) варгана, билгау (высушенное птичье горлышко) и лука с туго натянутой тетивой.
Слайд 11Сама благодатная Баргузинская земля вскормила, вспоила его своими соками и одарила
талантами
Ермил Николаевич, потомок мастеровых и сказителей эвенков-коневодов Барановых. Имя сказителя Тураки, сына Туксавула, известно многим исследователям-фольклористам. Ермил Николаевич с детства познал не только чарующую красоту, но вечное единство человека и природы, научился понимать великую само ценность бытия, жизни человека и всего зависимого друг от друга природного мира, единства трёх миров: неба, земли и воды.
Слайд 12I Этап . Описание особенностей музыкальных эвенкийских инструментов.
Дынчики—деревянная лопатка с
деревянными шариками на прочных нитках. При
встряхивании шарики ударяются о лопатку. Роль в ансамбле эвенкийских народных инструментов солирующая, может меняться в зависимости от задачи, поставленной перед исполнителями.
Слайд 13
Чипича ("птичка") - деревянный инструмент. Это две птички, установленные на
пластинах. У инструмента есть рукоятка. При движении направо или налево птички издают звуки, ударяясь клювами о деревянную стойку. Творческая задача — импровизируя, передать разговор птиц-подружек, согласную беседу или ссору
Слайд 14Струнные инструменты
В зависимости от тембра инструмента, его формы: "инемур" — улыбка,
"сэвдэпчу" — веселый.Они сделаны из лиственницы, а корпус обтянут кожей кабарги. Их голос напоминает шум леса, звучание ручьев и горных рек.
Слайд 15Кокчан ("оленьи копытца")
— круглая деревянная полая палка с просверленными поперек
отверстиями, с рукояткой размером 25см. Вокруг палки в верхней части на прочных нитках свободно закреплены восемь оленьих копытцев. Сверху внутри палки вмонтирован металлический шарик. Роль инструмента в ансамбле эвенкийских народных инструментов солирующая. При мелком встряхивании можно получить звуки, передающие шум тайги, ветер, взлет птичьей стаи с воды, бег оленьей упряжки.
Слайд 16Конактэ ("колокольчик").
Больший—из стали, меньший — из бронзы. Они имеют разную
музыкальную высоту. Роль в ансамбле солирующая, имитационная, аккомпанирующая.
Слайд 17Конковур
Конгковур состоит из нескольких ударных инструментов. Это установленные по одну сторону
разной высоты бочонки (мурук), а также висящие на треугольной подвеске (черептун) музыкальные палочки (мокан) и ложки (уукан).
На палочках для резонанса есть по две, три или четыре прорези, поперек просверлены сквозные отверстия. На черептун подвешивают также хороки ("тетерев") — красивый инструмент с множеством просверленных отверстий, имеющий колоритное звучание.
Слайд 18Кордавун
Во время охоты, рыбалки Ермил Николаевич прислушивался к звукам природы и
стремился их озвучить вначале привычными для эвенка музыкальными инструментами — кордавуном (свистульками).
Слайд 19Деревянные палки, трещётка, дынчики, Орёвун.
Слайд 20
Из беседы с Барановым Ермилом Николаевичем
Секреты мастера по заготовке и
подготовке сырья для создания инструментов.
«Этот процесс похож на изготовление санных полозьев. Березовое бревно заготавливается весной, с началом сока-движения в деревьях. Снимается кора, затем оно распиливается. И эти самые дощечки почти полтора месяца днем и ночью держатся над паром. Затем, когда они дойдут до кондиции, их мастер сгибает в обод и закрепляет без единого гвоздя на концах. Летом круг сушится на солнце, в другое время - в мастерской. На бубен пойдет любая кожа. Но самая лучшая - кабарожья. Она тонкая и в тоже время крепкая. Можно использовать кожу оленя, косули. Но чем они старше, тем кожа толще, и растягивать ее труднее».
Слайд 22Анкета
1.Слышали вы о звучании эвенкийских инструментов?
-да
-нет
Есть ли Да, то каких
2.Знаете ли
вы, кто был создателем эвенкийских инструментов?
-да
-нет
- Есть ли Да, то КТО
3. Какие эвенкийские инструменты вам известны? Напиши
4.Как вы думаете , что нужно предпринять, для сохранения музыкальных эвенкийских инструментов?
Слайд 23Анализ анкетирования
Из данных анкетного опроса я сделала следующие выводы, что
многие слышали звучание эвенкийских музыкальных инструментов, знают о его создателе 51 %, многие не знают названий инструментов.
Слайд 24Выводы
Проанализировав свою работу, я могу сделать следующие выводы:
1.У эвенкийского народа
есть свои уникальные музыкальные инструменты, передающие звуки живой природы.
Слайд 25Выводы
2. Музыкальные инструменты учат любить и понимать природу, уважать традиции
и культуру народа той земли, на которой мы живем.
3.Эвенкийские музыкальные инструменты являются достоянием, которое необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение.