Слайд 1
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Слайд 2Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она
может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Слайд 3К.Д.Ушинский
“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или
вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Слайд 4Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём
краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слайд 5Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами,
без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Слайд 6Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии,
и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.
1) различные виды работы с орфографическим словарем;
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова.
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово.
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
Слайд 7Упражнения, связанные с использованием словаря.
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике
слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Слайд 8Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
- Адрес, адресат, адресант,
адресный, адресок, переадресовка.
- Берёза, берёзка, березонька, Березник, березняк, березовый, подберёзовик.
- Болото, болотце,болотный,болотистый.
- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Слайд 9Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
Синонимы : Антонимы:
алмаз – бриллиант, богатство – бедность,
алфавит - азбука, быстро – медленно,
вдруг – внезапно, весело – грустно,
весело – радостно, город – деревня,
ветер – ураган – вихрь , дорога – аллея, шоссе,
воин – боец – солдат – витязь, дорогой – дешёвый (товар),
спасибо - благодарю. родина – чужбина,
желать – хотеть, спасибо – пожалуйста,
извините – простите, устный – письменный,
иногда – изредка – подчас – порой, хорошо – плохо,
комната – светлица – горница – каморка,
путешественник – путник – турист,
ребёнок – малыш – дитя - крошка – детёныш - малютка,
Слайд 10Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.
Предлагается списывание и
толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Слайд 11С пословицами ведется подобная работа.
Кроме того, с ними уместно предлагать
и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Слайд 12Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
Слайд 13Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)
Слайд 14Презентацию подготовила Сухорукова С.Г., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №67 г.Воронеж
Литература
Волина
В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.