Презентация, доклад на тему Сказки Пушкина и Римского-Корсакова. Интегрированный урок

Цели урока Предметные: изучение особенностей произведений жанра сказки в литературе и музыке;Метапредметные: развитие художественного вкуса, воображения, речи учащихся, умения абстрактно мыслить, анализировать литературное и музыкальное произведение; Личностные: воспитание

Слайд 1Сказки в творчестве А.С.Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова
Конспект
интегрированного урока
для 5

класса
Колыжев Валерий Анатольевич, учитель музыки

МБОУСОШ №23

Сказки в творчестве А.С.Пушкина и  Н.А. Римского-КорсаковаКонспект интегрированного урока для 5 класса Колыжев Валерий Анатольевич, учитель

Слайд 2Цели урока
Предметные:
изучение особенностей произведений жанра

сказки в литературе и музыке;
Метапредметные:
развитие художественного вкуса, воображения, речи учащихся, умения абстрактно мыслить, анализировать литературное и музыкальное произведение;
Личностные:
воспитание любви, внимания, бережного отношения к родному языку, искусству - составным частям родной истории; расширение кругозора учащихся.

МБОУСОШ №23

Цели урока   Предметные:   изучение особенностей произведений жанра сказки в литературе и музыке;Метапредметные:

Слайд 3Оборудование урока
- мультимедийная презентация «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина известных художников-иллюстраторов;


- рисунки, выполненные детьми;
- DVD – плеер или компьютер с возможностью демонстрации видеофайлов;
газета " Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова», подготовленная учащимися

МБОУСОШ №23

Оборудование урока- мультимедийная презентация «Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина известных художников-иллюстраторов; - рисунки, выполненные детьми;- DVD –

Слайд 4Этап мотивации
Звучит музыкальный отрывок из пролога к сказке - опере

«О царе Салтане» 
Учитель литературы:
Вы слышите знакомые строки? Они приглашают нас к разговору о сказках. А кто слушает внимательно, тот слышит еще и музыку. Сегодня в сказку нас зовет музыка. Все вы знаете много сказок, очень любите их за то, что в сказках добро побеждает зло, что у них счастливый конец.
 
Учитель музыки:
Какие музыкальные сказки вы знаете?
(В ответах добиваться того, чтобы учащиеся называли фамилию композитора, определяли жанр музыкальной сказки: балет, опера. С музыкальными фрагментами этих сказок дети знакомятся в системе подготовительных уроков на уроках литературы и музыки)
Что такое опера?

МБОУСОШ №23

Этап мотивацииЗвучит музыкальный отрывок из пролога к сказке - опере      «О царе

Слайд 5Учитель литературы:
Медленно, постепенно гаснут люстры большого театрального зала. Теперь уже

только из оркестровой ямы льется мягкий, таинственный свет. Все ждут. Тяжелый расписной занавес не шелохнется, словно тоже чего-то ждет. Еще мгновение - и начнется сказка! Смотрите!
В оркестровой яме по проходу идет человек. Вы думаете, что это дирижер? Нет, сегодня это великий сказочник. Вот сейчас он поднимет дирижерскую палочку и вызовет доброго духа - музыку!

Звучит небольшой законченный отрывок
"Полет шмеля" Римского-Корсакова.

МБОУСОШ №23

Учитель литературы: Медленно, постепенно гаснут люстры большого театрального зала. Теперь уже только из оркестровой ямы льется мягкий,

Слайд 6II. Знакомство с композитором
Учитель музыки:
"Чудесным дедом-сказочником"

называли современники Римского-Корсакова. Родился он в семье, где традицией со времен Петра I была служба в морском флоте. Когда Римскому-Корсакову исполнилось 12 лет, его отдали учиться в военно-морской корпус. Он учился там 6 лет, а затем на парусном судне "Алмаз" отправился в кругосветное плавание, путешествовал 3 года.
Море навсегда осталось в жизни и творчестве Римского-Корсакова.

МБОУСОШ №23

II. Знакомство с композитором    Учитель музыки:

Слайд 7 Сказка-опера «О царе Салтане»
Учитель музыки:
1899 год. Россия

отмечает знаменательную дату - 100-летие со дня рождения А.С Пушкина. Римский-Корсаков - большой любитель сказок Л.С.Пушкина. И, словно в подарок ко дню рождения великого сказочника, он пишет знаменитую сказку-оперу "О царе Салтане»
Учитель литературы:
В каждой сказке есть чудеса. Сказок без чудес не бывает. О каких чудесах рассказывается в этой сказке?

Давайте покажем нарисованную иллюстрацию и выразительно прочтем отрывок из сказки, рассказывающий о первом чуде.
Какой музыкальный отрывок из
сказки нужно отобрать и послушать?
(Звучит музыкальный отрывок и песенка белочки
к сказке "О царе Салтане").


МБОУСОШ №23

Сказка-опера «О царе Салтане»  Учитель музыки: 1899 год. Россия отмечает знаменательную дату - 100-летие со

Слайд 8Учитель музыки:
Какую песенку Римский-Корсаков положил в основу музыкального отрывка и почему?


Учитель литературы:
Мы отметим, что Римский-Корсаков поддерживает Д.С.Пушкина, стремится сохранить и в музыке связь с народным творчеством и поэтому не случайно музыкальный отрывок связывает с народной песней.
Учитель музыки:
Какой музыкальный инструмент исполняет музыкальную партию? (флейта)
Почему флейта? (белочка "с присвисточкой поет", и флейта нежно свистит - играет).
Белочка не только поет, она успевает и орешки щелкать! Какой музыкальный инструмент передает щелканье орешков? (ксилофон).


МБОУСОШ №23

Учитель музыки:Какую песенку Римский-Корсаков положил в основу музыкального отрывка и почему? Учитель литературы: Мы отметим, что Римский-Корсаков

Слайд 9 Учитель музыки:
Внимательно послушайте

музыкальный отрывок. Какое чудо описывает Римский-Корсаков языком музыки?
(Звучит музыкальный отрывок "33 богатыря").
Вслед за этим дети читают наизусть отрывок.
Вы безошибочно узнали отрывок и прочли его.
А почему вы не спутали этот отрывок с другим?
( Музыка громкая, бурная, грозная.
Слышатся звуки волн...).
Используется прием устного
рисования, работа с иллюстрациями,
анализ музыкального языка.

МБОУСОШ №23

Учитель музыки:    Внимательно послушайте музыкальный отрывок. Какое чудо описывает Римский-Корсаков

Слайд 10 Учитель литературы:
Давайте вообразим, представим, как выглядят богатыри,

как они появляются из вод морских. (Дети рассказывают. Остановить их внимание на фразе: "в чешуе златой горя...".).
 Учитель музыки:
Каким инструментам Римский-Корсаков поручает изображать богатырей? Почему? (Медным инструментам. Богатыри одеты в кольчугу, которую Пушкин сравнивает с "золотой чешуей").

МБОУСОШ №23

Учитель литературы: 		Давайте вообразим, представим, как выглядят богатыри, как они появляются из вод морских.

Слайд 11 Учитель литературы:
Почему Пушкин

такое сравнение делает, сравнивает с чешуей?
(кольчуга похожа на чешуйки, она так куется, богатыри ведь в море живут. Они ведь даже говорят, что на земле им трудно дышать. Они, как рыбы, в чешуе...).
Да, это действительно очень необычно, волшебно. Но было такое чудо в сказке, которое поразило царя Салтана больше всего! Он твердо решает отправиться
в путь и обязательно полюбоваться им.
Что это за чудо? (Царевна-лебедь).
Чтение отрывка.

М.Врубель

МБОУСОШ №23

Учитель литературы:    Почему Пушкин такое сравнение  делает,

Слайд 12Какую же особенную черту старается подчеркнуть Пушкин?
Он говорит такие слова:

"выплывает", а не выходит, "реченька журчит". Что особенно ценит Пушкин в красоте царевны, в красоте женщины?
Обратитесь к картине М.Врубеля, чтобы ответить на этот вопрос.

МБОУСОШ №23

Какую же особенную черту старается подчеркнуть Пушкин? Он говорит такие слова:

Слайд 13 Учитель литературы: (на фоне музыки )
Словно из

морских волн, прозрачных, изумрудных, пронизанных солнцем, рождается эта музыка. Вот вскипает голубая волна, ветер сорвал с ее вершины белую пену, и она разлеталась легкой, нежной музыкой. И кажется, что прекрасная царевна-лебедь сама родилась из морской пены
(музыкальный отрывок звучит до конца)
Поэтический облик прекрасной царевны-лебеди так выразителен, что не только Римский-Корсаков, восхищенный этим образом, создал музыку. Известный русский художник Врубель был поражен красотой царевны и нарисовал художественное полотно "Царевна-лебедь". Насколько сильна сила слова! Она вдохновила и музыканта, и художника! Давайте, ребята, еще раз вслушаемся, вдумаемся в красоту пушкинских строк. Какой интересный художественный прием использует Пушкин, описывая царевну-лебедь?
(Отвечают: сравнение "...величава, всплывает, будто пава", "...A как речь-то говорит, словно реченька журчит").

МБОУСОШ №23

Учитель литературы: (на фоне музыки )	Словно из морских волн, прозрачных, изумрудных,

Слайд 14 Самостоятельная деятельность учащихся
Какой ты

представляешь себе Царевну Лебедь? Напиши мини – сочинение (4-5 предложений).

Работа осуществляется
на фоне музыки
Римского – Корсакова

МБОУСОШ №23

Самостоятельная деятельность учащихся    Какой ты представляешь себе Царевну Лебедь? Напиши мини

Слайд 15 Учитель музыки:
Римский - Корсаков хорошо

понимает и поддерживает Пушкина. Поэтому в своей музыке тоже старается особенно подчеркнуть нежность царевны. Как же он добивается создания очень нежного, светлого музыкального образа лебеди?
(Скрипка - очень нежный музыкальный инструмент. Образ царевны ведет скрипка. И музыка не быстрая, а плавная - царевна "выплывает", музыка гоже звучит "словно реченька...").
Звучит тихий музыкальный фон,
медленно нарастая по звучанию.

МБОУСОШ №23

Учитель музыки:   Римский - Корсаков хорошо понимает и поддерживает Пушкина. Поэтому в

Слайд 16 Подведение итогов
Цель этапа: выявить точки соприкосновения

видов искусства, их влияние друг на друга.
Нужна ли музыке литература?
А нужна ли музыка литературе? Может ли литература обойтись без музыки?



МБОУСОШ №23

Подведение итогов    Цель этапа: выявить точки соприкосновения видов искусства, их влияние друг на

Слайд 17Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал (что?)
Сегодня я

учился (что делать?)
После урока у меня настроение (какое?)

МБОУСОШ №23

Рефлексия Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал (что?) Сегодня я учился (что делать?) После урока у

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть