Слайд 2Попробуйте ответить:
Что такое симфония?
Есть ли в симфониях названия?
Слушаете ли вы симфонии?
Где
можно услышать симфонию?
Кто исполняет симфонию?
Кто писал симфонии?
Слайд 3Симфоническая музыка
Симфония-сложное музыкальное произведение для симфонического оркестра, богато развитое и многочастное
.
Слайд 4Симфония (греч.) - созвучие
Ведущий жанр оркестровой музыки.
Если соната как повесть в
литературе, то симфония – это роман или драма.
Слайд 5Симфония – это?..
Музыкальный жанр
Основное действующее лицо и исполнитель в ней –
симфонический оркестр
Управляет симфонией дирижер
В симфонии четыре части
Время звучания – от 30 минут до часа.
Это крупный музыкальный жанр.
Слайд 6Совершенства симфония достигла в XVIII веке в творчестве венских классиков.
Слайд 7Построение симфонии
Симфония содержит 4 части, которые как бы воплощают разные стороны
жизни человека.
Слайд 8I часть – наиболее драматичная, иногда с медленным вступлением, написана в
форме Сонатного Allegro.
Слайд 9II часть – медленная, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям,
иногда скорбная или трагическая по настроению.
Слайд 10III часть – менуэт или скерцо (шутка), игра, веселье, картины народной
жизни.
Слайд 11IV часть – быстрый финал, итог всех частей, часто жизнеутверждающий, победный,
праздничный характер музыки.
Слайд 12Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.
Родился, вероятно, 31 марта 1732 г.
(крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).
Слайд 13Симфония № 103
(«С тремоло литавр») Йозеф Гайдна
Йозеф Гайдна (1732-1809) –
великий австрийский композитор, один из пред-ставителей венской классической школы.
Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства (мирная счастливая жизнь, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда…)
Симфония № 103 ,вступление
Слайд 14Путешествия в Лондон
Результат: двенадцать знаменитых лон-донских симфоний, которые являются вершиной симфонизма.
Одна
из лондонских симфоний – Симфония № 103 («С тремоло литавр») получила своё название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло ( от итал. Tremolo - дрожащий) литавр, напоми-нающее отдалённые раскаты грома.
Слайд 15Для закрепления
Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?
Гайдн-композитор
какой страны? Является ли он представителем венской классической школы?
Чем навеяны музыкальные образы произведений Гайдна?
Слайд 16Вольфганг Амадей Моцарт-
Австрийский композитор,
капельмейстер,
скрипач-виртуоз,
клавесинист,
органист
Слайд 17Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иоган Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт
Слайд 18Симфония № 40
Моцартовские симфонии – настоящие инструментальные драмы.
Симфония № 40
занимает особое место в творчестве композитора. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души.
Слайд 19Моцарт и
Леонардо да Винчи…
Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим
величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи.
« Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете. »
Каждое слово как будто о музыке Моцарта!
Слайд 20Три части Симфонии-1,2 и 4-я написаны в сонатной форме
1-я часть начинается
с изложения главной партии, трепетной, нежной, беспокойный.
2-я часть – светлая, ясная и спокойная лирика.
3-я часть – менуэт (таковы построения сонатно-симфонического цикла).Музыка строгая, энергичная и целеустремлённая.
4-я часть – финал. Как 1-я часть.
Слайд 21Для закрепления
Какая особенность построения симфонии?
В каком ладу написана главная партия, а
в каком – побочная? Можно ли назвать симфонию инструментальной драмой?
С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?
Слайд 22Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX
века.
Народный артист РСФСР (1947)
Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и
шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952)
Слайд 23Сергей Прокофьев
Музыка С.Прокофьева – крупнейшего композитора ХХ в. – разнообразна по
содержанию.
Стороны прокофьевской музыки – светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры.
Творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем являются новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии.
Музыкальный почерк – использование особенностей танцевальных жанров, игра тембрами и регистрами
Монументальная кантата – «Александр Невский»
Балеты –
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
Симфоническая сказка- «Петя и Волк»
Семь симфонии
Симфония №1 «Классическая»
В ней сохранена сторогость и логика классический формы XVIII в., и в то же время ёе отличает современный музыкальный язык.
(Музыка – «Золушка»)
Слайд 24Для закрепления
Как вы думаете, герой Симфонии живёт в эпоху венских классиков
или он наш современник?
Какие из частей Симфонии построены в сонатной форме?
Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
Слайд 25Симфония №5 Л.Бетховена
«Так стучится к нам в дверь судьба» так Бетховен
сказал о начальных тактах своей Симфонии №5
Сочиняя её, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку»
… и вышел победителем из этой схватки.
Слайд 26Борьба человека с ударами судьбы
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен
не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная Симфонии дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыри части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Слайд 27Каждое поколение по-своему трактует смысл симфонии 5
XIX в., - видели в
герое Симфонии №5 человека в самом себе черпаю-щего силы и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью.
Позже образ Симфонии №5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
В начале ХХ в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского пере-ворота в России, Симфония №5 воспринималось как симфония навис-шего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему. ..
В годы Второй мировой войны (1939-1945) «два такта из Бетховена» - мотив судьбы олицетворяя собой стойкость и мужество, поддержи-вали дух заключённых, попавших в фашистские застенки.
«Через борьбу- к победе», «от мрака- к свету» , «через тернии – к звёздам» - самые значимые идеи Симфонии.
Слайд 28Для закрепления материала
1 я часть Симфонии. Тема судьбы – это вызов?
Призыв? Предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы 1-й части Симфонии?
Назовите самые значимые идеи симфонии
Можно эту симфонию назвать этапами борьбы с тяжелым недугом, который терзал Бетховена?
Слайд 29Франц Шуберт
(1797-1828)
Ф.Шуберт – австрийский композитор.
Творчество композитора называют романтичес-кого направления в
музыке.
С Шуберта началась новая эпоха в истории немецской вокальной миниатюры.
Он создал более 600 песен.
Благодаря Шуберту появился новый тип -
лирико- драматической симфонии
Симфония №8 2 часть главная
Слайд 30Симфония № 8 («Неоконченная»)
Симфонию №8 современники назвали «Неоконченной» потому, что она
имела не четыре части, как симфонии композиторов- классиков , а всего две.
1-я часть написана сонатной форме.
-вступление – это эпиграф сочинения;
-главная и побочная;
-появление темы-эпиграфа.
Симфония №8 2 часть побочная
Слайд 31Для закрепления
Почему симфония называется «Неоконченной» ?
Как называется новый тип симфонии, который
создал композитор?
Какие инструменты озвучивают основные темы Симфонии №8?
Слайд 32 Верно ли, что…
1.Симфония-это созвучие в переводе с греческого?
2. Наивысший расцвет
симфонического творчества приходиться на 18 век венских классиков?
3. Автор неоконченной симфонии-Гайдн?
4. Сороковую симфонию написал Моцарт?
5.Прокофьев –это композитор 20 века?
6. Симфония №103-это симфония Гайдна с тремоло литавр?
7.Симфония состоит из 4 частей воплощающих разные стороны жизни человека?