Слайд 1
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
«Кем бы ни
стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В нашем индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо ему помочь»
Тютюнникова. Т. Э.
МБДОУ детский сад №1 «Колобок»
Музыкальный руководитель
Харитонова С. Г
Слайд 2 Введение ФГОС ДО требует обновления содержания музыкального развития,
а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста.
Использование только традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные технологии.
Музицирование – процесс активного группового взаимодействия с музыкой.
Основным видом творческой деятельности детей в процессе элементарного музицирования является формирование обобщенного художественного образа мира. Образ может передаваться детьми через слово, движение, мимику, жест.
Слайд 3
Музицирование- это не восприятие (слушание) музыки, а деятельность, в
процессе которой ребенок при помощи музыки, движения и слова учиться находить способы гармонизации своего внутреннего мира.
Творческая деятельность нацелена на создание ситуации успеха, которая способствует гармоничному развитию ребенка, приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
В практике работы с детьми целесообразно использовать прием «заражения» процесс передачи эмоционального состояния от педагога к детям.
Жесты, мимику, интонацию голоса дети легко копируют, перенимают настроение педагога и осваивая необходимые навыки исполнения без дополнительных объяснений.
Слайд 4ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ
МУЗИЦИРОВАНИЯ
*Воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;
*Создание предпосылок к формированию творческого мышления;
*Развитие тактильных ощущений через звучащие жесты;
*Развитие речевой активности;
*Развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на
музыкальных инструментах;
*Развитие тембрового слуха через игру на музыкальном инструменте;
*Развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
*Формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с
музыкой;
Слайд 5
РАЗВИВАЕТСЯ:
* Активный слух;
* Тембровый слух;
* Звуковысотный слух;
* Чувство ритма;
*
Мелкая маторика рук и координация движений;
* Способность к построению аналогий между образами
действительности и звуковыми, пластическими, художественными
образами;
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Слайд 7«Первым инструментом» человека было его собственное тело. Для современного ребенка оно
им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела.
Инструменты, которые всегда с «собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии других инструментов.
(ЗЖ) – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки….
Слайд 8Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования
– сказки-шумелки. Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память.
Слайд 9Благодаря шумовому оформлению сказок у ребенка развивается и умение сосредоточенно слушать,
развивается реакция и память.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объему. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы.
Сказочки должны быть выучены так, чтобы можно было рассказать ее наизусть, а благодаря использованию музыкальных и шумовых инструментов история или сказочка должна стать более яркой и интересной.
Слайд 10С 4-5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку,
аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.
Слайд 11Речевые игры являются эффективным средством развития интонационного слуха, способности слышать и
понимать содержательный смысл музыки. Они важны и потому, что ребенок учится пользоваться выразительными средствами:
это темп, ритм, тембр, регистр.
Слайд 12Детский фольклор - (считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, присказки) служит хорошей базой
для развития творчества и импровизации. Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и факт того, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки.
Слайд 13Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания,
потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Достоинством данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:
- особый творческий подход к обучению
- оригинальность (простые бытовые предметы можно превратить в музыкальные)
- занимательность («игра в музыку»)
- познавательность (где можно делая и играя, познавать мир и самого себя)
Слайд 14ШУМОВОЙ ОРКЕСТР
Одна из самых доступных и в то же время развивающих
форм музицирования.
Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально-эстетическое удовлетворение.
Слайд 15Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает
преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
На музыкальных занятиях мы к каждому празднику готовим с детьми оркестровые номера. Дети с большим желанием и очень увлеченно играют на музыкальных инструментах.
Слайд 18ФОРМЫ РАБОТЫ С ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Слайд 19ЛИТЕРАТУРА
Т. Э. Тютюнникова
«Элементарное музицирование с
дошкольниками»
Т. А. Рокитянская «Игры со звуком»
Е. И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»
Т. Боровик «Пути педагогического творчества»
Е. Железнова, С. Железнов «Методика детского музыкального воспитания»
Журнал «Музыкальная палитра» №7-2007 г.
Журнал «Музыкальная палитра» №5-2002 г.