Презентация, доклад на тему Разновидности византийской нотации

Содержание

Виды нотаций в Византии: Античная нотация Система декламационных знаков (экфонетические знаки) Палеовизантийская нотация Средневизантийская нотация

Слайд 1Презентация на тему
«Разновидности византийской нотации»

по дисциплине «История зарубежного музыкального искусства»

Выполнила:

Евстигнеева Дарья Андреевна
студентка 1 курса
Презентация на тему «Разновидности византийской нотации»по дисциплине «История зарубежного музыкального искусства»Выполнила: Евстигнеева Дарья Андреевнастудентка 1 курса

Слайд 2Виды нотаций в Византии:
Античная нотация
Система декламационных знаков (экфонетические знаки)

Палеовизантийская нотация
Средневизантийская нотация

Виды нотаций в Византии: Античная нотация Система декламационных знаков (экфонетические знаки) Палеовизантийская нотация Средневизантийская нотация

Слайд 3Причины перехода от античной к византийской нотации:
Процесс художественного развития
Отказ от инструментальной

древнегреческой нотации в силу ненадобности в богослужениях
Разрыв между возможностями древнегреческой нотации и новыми формами музицирования
Причины перехода от античной к византийской нотации:Процесс художественного развитияОтказ от инструментальной древнегреческой нотации в силу ненадобности в

Слайд 4Система декламационных знаков. Экфонетические знаки.
Содержались в литургических текстах и указывали на

конкретные детали исполнения.
Точнее их можно назвать декламационные невмы.
Применялись с IVв., но особенно активно с IX по XIII вв. и к к.XV в. полностью исчезли из употребления.
Система декламационных знаков.  Экфонетические знаки.Содержались в литургических текстах и указывали на конкретные детали исполнения.Точнее их можно

Слайд 5Оксия – голос должен повыситься или оставаться на месте


Сирматика – «волнообразное»

звучание мелодии

Вариа – для понижения высоты голоса, указывала на подчеркивание слова

Кремасти – повышение голоса с небольшой акцентировкой


Апостроф – некое низкое звучание голоса


Синемва – своеобразное legato , предполагающее исполнение отрезка текста на одном дыхании

Параклитика – фрагмент текста исполняется с мольбой


Оксия – голос должен повыситься или оставаться на местеСирматика – «волнообразное» звучание мелодииВариа – для понижения высоты

Слайд 6Палеовизантийская нотация –
основной вид нотации Византии, применявшийся с X по

вторую половину XII вв.
Средневизантийская нотация – основной вид нотации, применявшийся со второй половины XIIв. до падения Византии.


Палеовизантийская нотация – основной вид нотации Византии, применявшийся с X по вторую половину XII вв. Средневизантийская нотация

Слайд 7Рукописи с видами палеовизантийской нотацией:
Нотация, использовавшая при ипостазах букву «тета»; «нотация

теты»
Рукопись Эсфигменского монастыря на Афоне; «эсфигменская нотация»
Рукопись из библиотеки г.Шартра «шартрская нотация»
Рукопись из скита святого Андрея на Афоне; «андреевская нотация»
Рукопись из коаленовского фонда Парижской национальной библиотеки; «коаленовская нотация»
Рукописи с видами палеовизантийской нотацией:Нотация, использовавшая при ипостазах букву «тета»; «нотация теты»Рукопись Эсфигменского монастыря на Афоне; «эсфигменская

Слайд 8Почти все невмы не указывали точный интервальный шаг, а лишь показывали

направление движения вверх или вниз.
Палеовизантийская нотация создавалась не для ознакомления с новым произведением, а чтобы просто восстановить в памяти раннее известное произведение.
Кроме невм использовались ипостазы – зашифрованные мелодические построения.
Почти все невмы не указывали точный интервальный шаг, а лишь показывали направление движения вверх или вниз.Палеовизантийская нотация

Слайд 9А. Гасто: ипостазы (цельная мелодическая формула) и «аналитические знаки» (невмы, указывающие

отдельные интервалы).
К. Флорос: 1) основные или простые невмы
2) указывающие исполнение «вполголоса»
3) буквенные невмы
4) составные невмы
5) невмы, обозначающие мелодические формулы
6) невмы, указывающие ихос
А. Гасто: ипостазы (цельная мелодическая формула) и «аналитические знаки» (невмы, указывающие отдельные интервалы).К. Флорос: 1) основные или

Слайд 10Афонская рукопись Xв. Lavra Г. 67, лист 159:
Зафиксировала перечень невм шартрской

нотации – можно рассматривать как миниатюрное сочинение в помощь певчим.
Упоминается система 8 ихосов (между каждым ихосом высотный уровень в одну фони) и 47 невм
Афонская рукопись Xв. Lavra Г. 67, лист 159:Зафиксировала перечень невм шартрской нотации – можно рассматривать как миниатюрное

Слайд 11Некоторые из невм Афонской рукописи:
Олигон – чаще всего – восходящая секунда.

Хамилон

– нисходящий интервал к самому низкому звуку.

Апотема – обозначает небольшую группу звуков, в основе которой лежит принцип опевания.

Кратима – соединение двойного апострофа, двойной оксии и знаковой группы: оксия и петасти.

Гронтизмата – внутри формулы присутствует терцовый шаг


Некоторые из невм Афонской рукописи:Олигон – чаще всего – восходящая секунда.Хамилон – нисходящий интервал к самому низкому

Слайд 12Характерная черта: каждый из типичных поворотов стал записываться отдельным знаком, а

нотация стала превращаться в «шифр»

Недостаток «формульной» нотации: могла использоваться очень короткий срок, т.к. со временем вводились новые методические обороты. Могла стать очень громоздкой, сложной и неудобной в использовании.
Характерная черта: каждый из типичных поворотов стал записываться отдельным знаком, а нотация стала превращаться в «шифр» Недостаток

Слайд 13
Средневизантийская нотация
Состоит из 15 тонов – нотографических символов, регистрирующих высотное изменение

музыкального материала.
Из них – 14 именовались «фони» («интервал») – символы, указывавшие интервальное расстояние между следующими друг за другом звуками.
15ый - «изон» - повторение высотного уровня предыдущего звука ; точка отсчета.
Средневизантийская нотацияСостоит из 15 тонов – нотографических символов, регистрирующих высотное изменение музыкального материала.Из них – 14 именовались

Слайд 14«Фони» делились на 2 группы:
«Сомы» – невмы, указывающие интервал восходящей или

нисходящей секунды (одной «фони»)
«Пневмы» – знаки, предполагающие движение на восх. или нисх. терции и квинты («две и четыре фони»)
«Фони» делились на 2 группы:«Сомы» – невмы, указывающие интервал восходящей или нисходящей секунды (одной «фони»)«Пневмы» – знаки,

Слайд 15Сомы

Пневмы

Сомы   Пневмы

Слайд 16Исключение:
Две невмы, обозначающие две следующие друг за другом нисходящие секунды.

Указывают на

две фони и поэтому не могут быть как секундовые сомы. Нопредполагают поступенное движение через две фони. Значит не могут быть и широкими невмами.
Исключение:Две невмы, обозначающие две следующие друг за другом нисходящие секунды.Указывают на две фони и поэтому не могут

Слайд 17Большинство знаков указывали как на интервальное движение, так и на продолжительность

звука – «хронос пронос» (восьмая).
Исключение: дв.апостроф, ипоррон, кратимогипорроон.
Самые важные: олигон(восх.) и апостроф(нисх.)
Тезис - соединение знаков, которое образует мелос (в них невмы не были взаимозаменяемые) – вопрос о большом количестве невм. (ряд правил)
Большинство знаков указывали как на интервальное движение, так и на продолжительность звука – «хронос пронос» (восьмая).Исключение: дв.апостроф,

Слайд 18«Невматический дуэт» - создан для того, чтобы выразить 2 важные стороны

муз.материала – интервальная и хирономическая:
Инт.значение - одна соматич.невмой или соединение неск.невм (или только сомат., или сомат. с пневм)
Сома имеет свою хирономию, а пневма воспринимает хирономию сомы.

«Невматический дуэт» - создан для того, чтобы выразить 2 важные стороны муз.материала – интервальная и хирономическая:Инт.значение -

Слайд 19«Большие ипостазы» - не указывали интервальное значение; обозначали длительности, ритмические и

темповые стороны.
дипли (две оксии) кратима (дипли и петасти)

Ипостазы, выражающие целые мелодические построения
вариа параклитики (опевание звука)


«Большие ипостазы» - не указывали интервальное значение; обозначали длительности, ритмические и темповые стороны.

Слайд 20Невмы особенного значения - для определения высотного уровня.




Символизировали окончание вступительной ихимы

определенного ихоса и начало самого песнопения в данном ихосе.

Невмы особенного значения - для определения высотного уровня.Символизировали окончание вступительной ихимы определенного ихоса и начало самого песнопения

Слайд 21Хирономия («рука – закон»)
Хирономирующий должен был показывать начало и окончание пения,

ладотональность (ихос), темп и ритм.организацию произведения

Почти не поддается письменной фиксации!!!!!!!

Создание – К. Майюмский и И.Домаскин


Хирономия («рука – закон»)Хирономирующий должен был показывать начало и окончание пения, ладотональность (ихос), темп и ритм.организацию произведенияПочти

Слайд 22Лист из кодекса монастыря Св.Екатерины на Синае
Принадлежит Михаилу Влеммиду
В форме вопрос-ответ
Для

церковной и монастырской учебной практике

Лист из кодекса монастыря Св.Екатерины на СинаеПринадлежит Михаилу ВлеммидуВ форме вопрос-ответДля церковной и монастырской учебной практике

Слайд 23«изон» - повторение выс.уровня предыдущего знака; концы соедин.пальцев на одной линии
«оксиа»

- подражание «острым гвоздями»
«петасти» – «словно крылом»
«куфизма» - легко
«дипли» - соединение двух жестов – поднятое и согнутое
«кратимокатавазма» - нисхождение
«антикенома» - крюкообразное движение
!!!!!!Сложные разделы, где описывается «образ руки»
«изон» - повторение выс.уровня предыдущего знака; концы соедин.пальцев на одной линии«оксиа» - подражание «острым гвоздями»«петасти» – «словно

Слайд 24Список литературы
Герцман, Е. В. Византийское музыкознание / Е. В. Герцман. –

Л.: Музыка, 1988. – 255с.
Список литературыГерцман, Е. В. Византийское музыкознание / Е. В. Герцман. – Л.: Музыка, 1988. – 255с.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть