Слайд 1Презентация на тему
«Разновидности византийской нотации»
по дисциплине «История зарубежного музыкального искусства»
Выполнила:
Евстигнеева Дарья Андреевна
студентка 1 курса
Слайд 2Виды нотаций в Византии:
Античная нотация
Система декламационных знаков (экфонетические знаки)
Палеовизантийская нотация
Средневизантийская нотация
Слайд 3Причины перехода от античной к византийской нотации:
Процесс художественного развития
Отказ от инструментальной
древнегреческой нотации в силу ненадобности в богослужениях
Разрыв между возможностями древнегреческой нотации и новыми формами музицирования
Слайд 4Система декламационных знаков.
Экфонетические знаки.
Содержались в литургических текстах и указывали на
конкретные детали исполнения.
Точнее их можно назвать декламационные невмы.
Применялись с IVв., но особенно активно с IX по XIII вв. и к к.XV в. полностью исчезли из употребления.
Слайд 5Оксия – голос должен повыситься или оставаться на месте
Сирматика – «волнообразное»
звучание мелодии
Вариа – для понижения высоты голоса, указывала на подчеркивание слова
Кремасти – повышение голоса с небольшой акцентировкой
Апостроф – некое низкое звучание голоса
Синемва – своеобразное legato , предполагающее исполнение отрезка текста на одном дыхании
Параклитика – фрагмент текста исполняется с мольбой
Слайд 6Палеовизантийская нотация –
основной вид нотации Византии, применявшийся с X по
вторую половину XII вв.
Средневизантийская нотация – основной вид нотации, применявшийся со второй половины XIIв. до падения Византии.
Слайд 7Рукописи с видами палеовизантийской нотацией:
Нотация, использовавшая при ипостазах букву «тета»; «нотация
теты»
Рукопись Эсфигменского монастыря на Афоне; «эсфигменская нотация»
Рукопись из библиотеки г.Шартра «шартрская нотация»
Рукопись из скита святого Андрея на Афоне; «андреевская нотация»
Рукопись из коаленовского фонда Парижской национальной библиотеки; «коаленовская нотация»
Слайд 8Почти все невмы не указывали точный интервальный шаг, а лишь показывали
направление движения вверх или вниз.
Палеовизантийская нотация создавалась не для ознакомления с новым произведением, а чтобы просто восстановить в памяти раннее известное произведение.
Кроме невм использовались ипостазы – зашифрованные мелодические построения.
Слайд 9А. Гасто: ипостазы (цельная мелодическая формула) и «аналитические знаки» (невмы, указывающие
отдельные интервалы).
К. Флорос: 1) основные или простые невмы
2) указывающие исполнение «вполголоса»
3) буквенные невмы
4) составные невмы
5) невмы, обозначающие мелодические формулы
6) невмы, указывающие ихос
Слайд 10Афонская рукопись Xв. Lavra Г. 67, лист 159:
Зафиксировала перечень невм шартрской
нотации – можно рассматривать как миниатюрное сочинение в помощь певчим.
Упоминается система 8 ихосов (между каждым ихосом высотный уровень в одну фони) и 47 невм
Слайд 11Некоторые из невм Афонской рукописи:
Олигон – чаще всего – восходящая секунда.
Хамилон
– нисходящий интервал к самому низкому звуку.
Апотема – обозначает небольшую группу звуков, в основе которой лежит принцип опевания.
Кратима – соединение двойного апострофа, двойной оксии и знаковой группы: оксия и петасти.
Гронтизмата – внутри формулы присутствует терцовый шаг
Слайд 12Характерная черта: каждый из типичных поворотов стал записываться отдельным знаком, а
нотация стала превращаться в «шифр»
Недостаток «формульной» нотации: могла использоваться очень короткий срок, т.к. со временем вводились новые методические обороты. Могла стать очень громоздкой, сложной и неудобной в использовании.
Слайд 13
Средневизантийская нотация
Состоит из 15 тонов – нотографических символов, регистрирующих высотное изменение
музыкального материала.
Из них – 14 именовались «фони» («интервал») – символы, указывавшие интервальное расстояние между следующими друг за другом звуками.
15ый - «изон» - повторение высотного уровня предыдущего звука ; точка отсчета.
Слайд 14«Фони» делились на 2 группы:
«Сомы» – невмы, указывающие интервал восходящей или
нисходящей секунды (одной «фони»)
«Пневмы» – знаки, предполагающие движение на восх. или нисх. терции и квинты («две и четыре фони»)
Слайд 16Исключение:
Две невмы, обозначающие две следующие друг за другом нисходящие секунды.
Указывают на
две фони и поэтому не могут быть как секундовые сомы. Нопредполагают поступенное движение через две фони. Значит не могут быть и широкими невмами.
Слайд 17Большинство знаков указывали как на интервальное движение, так и на продолжительность
звука – «хронос пронос» (восьмая).
Исключение: дв.апостроф, ипоррон, кратимогипорроон.
Самые важные: олигон(восх.) и апостроф(нисх.)
Тезис - соединение знаков, которое образует мелос (в них невмы не были взаимозаменяемые) – вопрос о большом количестве невм. (ряд правил)
Слайд 18«Невматический дуэт» - создан для того, чтобы выразить 2 важные стороны
муз.материала – интервальная и хирономическая:
Инт.значение - одна соматич.невмой или соединение неск.невм (или только сомат., или сомат. с пневм)
Сома имеет свою хирономию, а пневма воспринимает хирономию сомы.
Слайд 19«Большие ипостазы» - не указывали интервальное значение; обозначали длительности, ритмические и
темповые стороны.
дипли (две оксии) кратима (дипли и петасти)
Ипостазы, выражающие целые мелодические построения
вариа параклитики (опевание звука)
Слайд 20Невмы особенного значения - для определения высотного уровня.
Символизировали окончание вступительной ихимы
определенного ихоса и начало самого песнопения в данном ихосе.
Слайд 21Хирономия («рука – закон»)
Хирономирующий должен был показывать начало и окончание пения,
ладотональность (ихос), темп и ритм.организацию произведения
Почти не поддается письменной фиксации!!!!!!!
Создание – К. Майюмский и И.Домаскин
Слайд 22Лист из кодекса монастыря Св.Екатерины на Синае
Принадлежит Михаилу Влеммиду
В форме вопрос-ответ
Для
церковной и монастырской учебной практике
Слайд 23«изон» - повторение выс.уровня предыдущего знака; концы соедин.пальцев на одной линии
«оксиа»
- подражание «острым гвоздями»
«петасти» – «словно крылом»
«куфизма» - легко
«дипли» - соединение двух жестов – поднятое и согнутое
«кратимокатавазма» - нисхождение
«антикенома» - крюкообразное движение
!!!!!!Сложные разделы, где описывается «образ руки»
Слайд 24Список литературы
Герцман, Е. В. Византийское музыкознание / Е. В. Герцман. –
Л.: Музыка, 1988. – 255с.