Слайд 1Проект по музыке
Композиторы Венской классической школы
Выполнил:
Ученик 7 «Б» класса
Смоляной Максим
Проверила:
учитель музыки
Целих
Д.Г.
Слайд 2Цель:
познакомиться с особенностями творчества композиторов Венской школы
Задачи:
- раскрыть понятие Венская
классическая школа
-познакомиться с классическим симфонизмом Гайдна, музыкальным миром Моцарта и Бетховена
- раскрыть значение творчества венских классиков
Слайд 3Венская классика, венская классическая школа (около 1780—1827) — направление европейской классической музыки
второй половины XVIII века в Вене.
К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Слайд 4Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером
в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.
Слайд 5Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки
и приёмами композиции: от народных песен до полифонии. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.
Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.
Йозеф Гайдн
Моцарт Вольфганг Амадей
Людвиг ван Бетховен
Слайд 6В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее
полное воплощение в симфонизме многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля
Слайд 7Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра —
его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие.
Слайд 8Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и
Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах.
Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.
Вольфганг Амадей Моцарт
Слайд 9ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732-1809)
О музыке Йозефа Гайдна - одного из основателей
венской классической школы - его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: "Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн". С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемь десять три), клавирная соната (пять десять две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке
Слайд 10Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного
мастера.
С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четы ре года он нашёл постоянную работу - устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре . Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию.
В 1761 г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет.
В 1790 г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по достоинству оценили современники - композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий.
Слайд 11Йозефа Гайдна часто называют "отцом" симфонии. Именно в его творчестве симфония
стала ведущим жанром инструментальной музыки.
Представителям венской классической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - яркий признак классицизма.
Слайд 12ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756-1791)
Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической
школе. Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности.
Слайд 13
Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом
и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу "Аполлон и Гиацинт", а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы "Митридат, царь Понтийский". Примерно в это же время его избрали почетным членом Филармонической академии в Болонье.
Слайд 14Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе
. Однако независимый характер мастера (особенно когда дело касалось музыки) вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781 г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями.
Слайд 15
Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в
развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления.
«Долг первой заповеди»
«Аполлон и Гиацинт»
«Бастьен и Бастьенна»
«Притворная простушка»
«Митридат, царь Понтийский»
«Сон Сципиона»
«Луций Сулла»
«Тамос, король Египта»
«Мнимая садовница»
«Царь-пастух»
«Похищение из сераля»
«Каирский гусь»
«Обманутый супруг»
«Директор театра»
«Свадьба Фигаро»
«Дон Жуан»
«Так поступают все»
«Милосердие Тита»
«Волшебная флейта»
Слайд 16Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения,
непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности.
Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе.
Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.
Слайд 17ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770-1827)
"Музыка должна высекать огонь из груди человеческой" -
это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции.
Традиции классицизма Бетховен использовал уже как мастер XIX столетия - опираясь на наследие Гайдна и Моцарта, он значительно расширил возможности музыкального искусства.
Слайд 18Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта.
Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца
С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви, потом - придворным органистом, концертмейстером в оперном театре Бонна. В восемнадцать лет он поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не окончил его и впоследствии много занимался самообразованием.
Слайд 19В 1792 г. Бетховен переехал в Вену. Вскоре Бетховен начал давать
концерты; стал популярным: его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.
Слайд 20Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг -
он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802 г. приготовил завещание, где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы писать музыку дальше. Выходом из кризиса стала Третья ("Героическая") симфоЭто произведение - гимн стойкости человеческого духа, утверждение победы света и разума, преодоление боли и отчаяния.
Слайд 21Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Симфония грандиозна по масштабам;
особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды "К радости" Иоганна Фридриха Шиллера.
Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства, равенства людей перед Богом
Слайд 22Удивительно, но многие сочинения (в том числе Девятую симфонию) композитор написал,
будучи уже совершенно глухим. Однако и его последние произведения - сонаты для фортепиано и квартеты - непревзойдённые шедевры камерной музыки.
Слайд 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Венская классическая школа - направление в музыкальном искусстве, сложившееся во
2-й половине 18 - начала 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.
Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.
Слайд 24Источники информации
Мировая художественная культура : от XVII века до современности.11 кл.
Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень); М.: ООО «Дрофа»,2010.
Грибушина Н.Г. История мировой художественной культуры. - М., 1995
Черная Е.С. Моцарт. Жизнь и творчество. - М., 1961
Шедевры мировой классической музыки. Ч.8: Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). - М.: Мир кн., 2002
Шедевры мировой классической музыки. Ч.16: Людвиг ван Бетховен (1770-1827). - М.: Мир кн., 2002
Шедевры мировой классической музыки. Ч.12: Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787). - М.: Мир кн., 2003