Слайд 1Тема:
Сотрудничество учителя и ученика на уроках музыки
д
Слайд 2 Цель:
Привитие детям самостоятельных навыков в процессе обучения на уроках музыки
Слайд 3"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим,
чем ребенок, подражающий актам других."
Б.Асафьев
Слайд 4Учитель должен создать на уроке атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и
дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем
Слайд 5На уроках музыки общение - одно из центральных понятий.
Общение на уроке
музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Слайд 6Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками;
между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности.
Слайд 7Для осуществления выше указанной цели на уроках музыки можно использовать разнообразные
формы подачи учебного материала: игры, музыкальные загадки, тестовые задания и т.д.
Далее приводятся примеры таких заданий -
Слайд 8Задание: Распевание на заданную мелодию
Каждому ученику выдается карточка со словами распевки
и он должен пропеть данный текст на мелодии, исполняемые учителем в постепенно увеличивающемся темпе
Слайд 9Задание: Составление и исполнение гаммы
Ученики делятся на группы по два-три человека,
им раздаются карточки с отдельными нотами. Каждая группа должна составить заданную гамму и хором пропеть ее под музыку. В дальнейшем задание можно усложнить: гамму составлять и в обратном порядке.
Слайд 10Пример: составить и пропеть гамму до мажор
Карточки со словами:
До
Соль
Ре Ля
Ми Си
Фа До
Слайд 11Задание: Описание музыкального инструмента
Ученики разбиваются на группы по два человека. Каждой
группе выдаются наборы карточек с ключевыми словами для описания двух-трех музыкальных инструментов и участники, советуясь друг с другом, должны отобрать карточки для описания каждого инструмента, а потом ,пользуясь отобранными для каждого инструмента карточками, рассказать об этих инструментах.
Слайд 12Инструмент: балалайка
Карточки со словами:
«струнный»
«народный»
«музыкальный»
«инструмент»
Пример рассказа: балалайка – это народный струнный музыкальный инструмент.
Слайд 13Инструмент: свирель
Карточки со словами:
«духовой»
«народный»
«музыкальный»
«инструмент»
Пример рассказа: свирель – это народный духовой музыкальный инструмент.
Слайд 14Инструмент: гармонь
Карточки со словами:
«клавишный»
«народный»
«музыкальный»
«инструмент»
Пример рассказа: гармонь – это народный клавишный музыкальный инструмент.
Слайд 15Задание: Кто на каком музыкальном инструменте играет
Ученики разбиваются на группы по
два человека. Каждой группе выдаются шесть-восемь наборов карточек с ключевыми словами и участники должны распределить по парам карточки инструмент - исполнитель.
Слайд 16Карточки со словами:
Балалайка
Гусляр
Гармонь Скрипач
Баян Пианист
Скрипка Гармонист
Пианино Балалаечник
Гусли Баянист
Должно получиться:
Балалайка – балалаечник
Гармонь – гармонист
Баян – баянист
Скрипка – скрипач
Пианино – пианист
Гусли - гусляр
Слайд 17Задание: Какой музыкальный инструмент звучит
Ученики прослушивают последовательно три-четыре музыкальных фрагмента. После
каждого фрагмента каждый ученик записывает на своей карточке, какой инструмент он услышал, и в конце прослушивания всех фрагментов зачитывает свои записи. Если какая-то запись неверна, то фрагмент прослушивается снова и инструмент, там звучащий, определяется с помощью остальных учеников под руководством учителя.
Слайд 18Пример: Звучат фрагменты записи
а) балалайка; б) свирель; в) баян; г)
домра
Должно получиться: а) балалайка; б) свирель; в) баян; г) домра
Если получилось: а) балалайка
б) свирель
в) гармонь
г) домра
то еще раз прослушивается фрагмент в), для правильного ответа в) баян.
Слайд 19Задание: Тест на знание групп музыкальных инструментов.
Каждый ученик получает карточку, на
которой обозначена группа музыкальных инструментов, один из которых не относится к данной группе. Ученики должны вычеркнуть этот инструмент и определить к какой группе он относится.
Слайд 20Пример: Раздаются следующие карточки -
Духовые музыкальные инструменты: свирель, труба, бубен,
саксофон, тромбон
Клавишные музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, гармонь, труба, баян
Струнные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, гусли, скрипка, гитара
Ударные музыкальные инструменты: барабан, трещотка, бубен, домра, ложки
Слайд 21Инструменты, не относящиеся к данным группам:
Бубен – ударные музыкальные инструменты
Труба
– духовые музыкальные инструменты
Ложки – ударные музыкальные инструменты
Домра – струнные музыкальные инструменты
Слайд 22Задание: Загадки на тему музыкальных инструментов
Ох, на нём не сосчитать черно-белых
клавиш.
А научишься играть – и себя прославишь.
(Пианино, рояль, фортепиано)
Треугольная доска, а на ней три волоска
Волосок тонкий, голосок звонкий
(Балалайка)
И трехрядка неплоха – есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки под нее поют частушки.
(Гармонь)
инструмент
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале
(Гитара)
Вот клавиши, как на рояле, но чтобы они заиграли
Чтобы песня была неплоха растягивать надо меха. (Аккордеон)
Внутри - пустой, а голос - густой.
Сам молчит, а бьют - ворчит.
(Барабан)
Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль. А зовут меня?
(Рояль)
Слайд 24Задание: Создание и исполнение ритмических рисунков
Ученики разбиваются на группы по два
человека. Один из них придумывает ритмический рисунок и просчитывает его другому ученику, который должен его прохлопать. Затем участники группы меняются ролями. Рисунки могут быть простыми и более сложными.
Слайд 25Пример: Простой ритмический рисунок
Первым учеником озвучивается рисунок:
раз-два, раз-два-три, раз-два,
раз-два-три.
Другой ученик должен прохлопать:
хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп-хлоп.
Затем другой ученик задает свой рисунок:
раз-два-три, раз-два, раз-два-три, раз-два.
И первый должен прохлопать:
хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп
Слайд 26Пример: Сложный ритмический рисунок
Первым учеником озвучивается рисунок:
раз-два-три-четыре, раз-два-три,
раз-два-три.
Другой
ученик должен прохлопать:
хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
хлоп-хлоп-хлоп.
Затем другой ученик задает свой рисунок:
раз-два-три, раз-два-три, раз-два,
раз-два-три
И первый должен прохлопать:
хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Слайд 27Все выше названные задания помогают лучшему усвоению изучаемого материала детьми на
уроках музыки и являют собой примеры сотрудничества учителя и учеников.
Слайд 28
Говоря словами Я. Корчака, пусть обучение движут вера в
опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчестве учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика, и учителя.