Слайд 1Развитие образного мышления на уроках музыки
Слайд 2 Мысль – фактор умственной активности – у музыкантов часто приобретает
ту или иную эмоциональную окраску, а в движении мыслей обнаруживаются особые логические связи.
Слайд 3Образное мышление –
это способность создавать образы и оперировать ими.
Слайд 4Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных
родственных предметов в единое целое.
Слайд 5Моя задача, как учителя музыки:
помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных
и жизненных явлениях;
развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;
поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.
Слайд 6Приемы:
Визуализация
Система вопросов и заданий
Перевод музыки на язык другого вида искусства
Эмоциональный
отклик
Узнай по описанию
Слайд 7Прием визуализации.
Например, при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в
сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?
- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.
- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?
Слайд 8Система вопросов и заданий.
Возможны такие вопросы:
Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?
Что важнее в песне музыка или слова?
А в человеке, что важнее ум или сердце?
Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?
Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Слайд 9Прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства"
"С помощью чего мы
можем показать музыку человеку, который не может её услышать?"
Слайд 10Прием «Эмоциональный отклик»
-двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике
руки, тела, в каком-либо танцевальном движении;
-другой выражает свое понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии;
-третий подпевает, подыгрывает на воображаемом инструменте, импровизирует;
-а еще кто-то «ничего не делает», а просто задумчиво, внимательно слушает.
Слайд 11Прием «Узнай по описанию»
Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения,
которое ему хорошо знакомо. Далее описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих.
Слайд 12Таблица – Уровень развития образного мышления школьников.
Е.П. Торренса субтест «Круги»
Слайд 16Вывод: Развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой
музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью.
Слайд 17"Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если
в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство".
В.А. Сухомлинский