Слайд 6В старину в праздники и в будни, в маленьких деревушках и
городах – повсюду на Руси звонили церковные колокола.
Слайд 8Колокольные звоны оповещали народ о разных событиях
Слайд 9О церковных праздниках:
Рождестве Христовом, Крещении, Пасхе, Троице, Рождестве Богородицы и
других
Слайд 10О начале церковного богослужения извещал
БЛАГОВЕСТ –
размеренный звон одним большим
колоколом.
Слайд 12Знатных гостей приветствовал ВСТРЕЧНЫЙ
звон
Слайд 14Об опасности извещал ВСПОЛОШНОЙ
звон
Слайд 17Самый красивый колокольный звон называли
МАЛИНОВЫЙ
Слайд 19Звуки церковных колоколов «отражены» и в русской классической музыке.
В опере Модеста
Мусоргского
«Борис Годунов»
Слайд 21В симфонической поэме
Сергея Рахманинова «Колокола»
Слайд 23В опере
Николая Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже»
Слайд 26Это народные песни религиозного содержания
Слайд 27В старину их сочиняли и исполняли калики перехожие – странники, совершавшие
паломничества по святым местам
Слайд 29Калики
(калеки перехожие)
Старинное название для странников слепцов, поющих духовные стихи.
В
древней Руси слово «калика»
или «калека» обозначало не искалеченного человека, а человека много странствовавшего и побывавшего во святых местах
Слайд 31Сюжеты духовных стихов они брали из Библии, апокрифов,
жизнеописаний (житий) святых,
легенд
Слайд 32БИБЛИЯ
(книга)
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА
Слайд 34АПОКРИФ
произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое
церковью
Слайд 35Очень популярным был в старину духовный стих
«О ЛАЗАРЕ».
«Петь Лазаря»
стало
синонимом пения нищими духовных стихов и испрашивания ими милостыни
Слайд 36В основе этого духовного стиха лежит евангельская притча о богатом и
нищем Лазаре. В этой притче Иисуса говорится о двух людях, жизнь которых очень разнилась. Один человек жил богато, но неправедно, другой — в бедности, но праведно.
Слайд 38«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый
день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Слайд 40Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и
богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: „Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем“. Но Авраам сказал: „Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят“.
Слайд 42В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным,
а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах. Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.
Слайд 43Духовные стихи
выдающегося православного мыслителя
Георгия Федотова
Пусть хоть вся душа истлела
В знойном
воздухе грехов,
Моего вкусивши тела,
Возвратится к жизни вновь.
Слайд 45Михаил Богачёв
(монах)
Что мне время? Вечен!
Вечен, если небесами мечен!
На долине мировой,
Что мне,
вольному, конвой!
Потому червем и глиной дом завалят – не убьют.
Я готов к дороге длинной, я в земную пыль обут.
Слайд 49Спасибо за внимание!
В презентации прозвучала
Музыка Сергея Рахманинова
симфония № 2 часть 3