Слайд 1
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения с «Особыми детьми» на
уроках «Музыка и движение».
ПРЕЗЕНТАЦИЮ подготовил учитель высшей квалификационной категории ГБОУ школы «439» г. Петродворец (Работа на уроках музыки с «особыми» детьми, VIII вида) - Белозерова Галина Михайловна.
Слайд 2Эмоциональное-образное восприятие
Слайд 3В настоящее время современная образовательная система выступает в качестве института инновационных
технологий, который непосредственным образом отвечает за качество и эффективность образования на данном историческом этапе преобразований в школе. Главной целью современной школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности развития индивидуальных способностей детей, актуализировать новые технологии и формы работы, используя запас внутренних возможностей личности ребенка. В связи с этим возрастает роль музыкального воспитания детей с ограничениями жизнедеятельности, уроков «Музыки и движения» для более полного развития личности и общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки в настоящее время характеризуется изменением технологий и внесением инновационных форм и методов работы в совместную работу учителя и ученика. Таким инновациям мы можем отнести такую форму работы, как смысловое чтение на уроках «Музыка и движение» с категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. (учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью).
Слайд 4Медитативное рисование под музыку
Слайд 5Характеристика учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (VIII вида)
Учащимся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью свойственны несформированность познавательных процессов, конкретное мышление, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Учащиеся имеют системное недоразвитие речи (СНР) тяжёлой степени. Их речи свойственны: отсутствие или тяжёлое недоразвитие связной речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный словарный запас, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Деятельность их можно охарактеризовать как хаотичную, беспорядочную и неосмысленную, вследствие отсутствия целенаправленных приемов познавательной деятельности.
Слайд 6Образность в музыке. Изобразительные возможности и эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.
Слайд 7Синтез знаний и навыков на уроках «Музыка и движение»
В процессе восприятия
и исполнения музыкальных произведений применяются полученные на уроках чтения знания и навыки, умение реагировать на то или иное литературное произведение с использованием наглядных пособий, карточек, музыкальных игрушек, игр, музыкальных инструментов, воспроизводить звуки и слоги. Специальное внимание уделяется на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности.
Слайд 8Сказочные литературные образы в разделе «Знакомство с музыкальными инструментами». Соотнесение образов
с мыслевосприятием звучания музыкальных инструментов и наглядностью.
Слайд 9Смысловое чтение на уроках «Музыка и движение» с учащимися VIII вида.
В
«Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка средств массовой информации»
Слайд 10Приемы смыслового чтения на уроках «Музыка и движение».
На уроках «Музыка и
движение» могут использоваться и такие выразительные приемы из «Музыкального букваря», как чтение стихов, пение и подпевание отдельных звуков и слогов, а также отдельных слов (по возможности) с соотнесением тематического подхода к музыкальному сопровождению, слушанию, пению, игре и подъигрыванию на шумовых и простейших музыкальных инструментах с помощью учителя в непосредственной связи с различными видами искусства.
Слайд 11Смысловое чтение и медитативное рисование на уроках «Музыка и движение
Слайд 12Эмоциональное восприятие учащихся на смысловое чтение темы праздника «Happy Halloween»
Слайд 13Прочтение сказки. Ассоциации и восприятие.
Слайд 14В данной работе мы попытаемся найти наиболее успешные способы организации познавательной
деятельности учащихся на основе смыслового чтения, где дети через художественные произведения (стихи, рассказы, прибаутки, потешки) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, некоторыми особенностями жанра сказки (с элементами фантастичного, чудесного), что помогает им глубже и полнее воспринимать аналогии в музыкальных произведениях, песенках, потешках, хороводах, играх.
Слайд 15Музыкальные сказки. Художественно-эмоциональное восприятие музыки и литературного произведения.
Слайд 16Межпредметные связи-определение
Процесс обучения в целом неразрывно связан с такой категорией, как
«межпредметные связи». Р.Ф.Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию «Для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»
Слайд 17Музыка и движение в ассоциативном восприятии смыслового прочтения сказок и сказочных
образов знакомых литературно-музыкальных произведений
Слайд 18Музыка и движение-ассоциативный ряд
В процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений применяются
полученные на уроках чтения знания и навыки, умение реагировать на то или иное литературное произведение с использованием наглядных пособий, карточек, музыкальных игрушек, игр, музыкальных инструментов, воспроизводить звуки и слоги. Специальное внимание уделяется на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности. В программе уроков «Музыки и движения» предполагается использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физической культуры. К ним относятся: основная стойка, марш под музыку, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой и началом движения, построением с помощью учителя в одну колонну, движение в колонне, Движения кистями рук и пальцами, повороты туловища направо, налево, повороты головы и т.д.
Слайд 19Во время слушания музыки используются картины художников по темам изобразительного искусства:
«Времена года», «Сказочные образы в музыке», «Мир животных», «Моя любимая игрушка», «Детство и дети», «Детские образы в живописи» и т.д.
В процессе знакомства с миром народного творчества, сказочных образов, литературных образов особое внимание для привлечения детей к восприятию смысловых образов учителем музыки используются наглядные пособия, компьютерные технологии (презентации, музыкальные видеопроекты, слайды, мультипликации, небольшие сказочные сюжеты).
Слайд 20Смысловое прочтение наглядного материала в слушании музыки, узнавании звучания музыкальных инструментов.
Слайд 21Арттерапевтические и художественные практики
Используются такие художественные практики, как инсценировки и театрализация
(невербальные и вербальные формы коммуникации), музыкально-дидактические игры и импровизации, тематическое развитие музыкально-эстетических навыков и форм восприятия окружающей среды по теме «Музыка родного края» -релаксация под музыку «Звуки природы», «Шепот леса», «Шум моря», «Пение птиц», «Музыка в моей жизни» -колыбельные, потешки, прибаутки, русские народные детские песни, хороводы, народный фольклор, игровое пение и пляски, «Мир сказки», «Мир игрушки и игровых образов», все те арттерапевтические техники и художественно-эстетические практики, соответствующие статусу и возможностям учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.