Слайд 1ИСКУССТВО И ВЛАСТЬ
Воздействующая
сила искусства
Слайд 2
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление
свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Слайд 3
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства
поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные…
Слайд 4
Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных
эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
Слайд 5
… качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение
в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам , вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
Слайд 6
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены
Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
Слайд 7
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся
из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.
Слайд 9
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи
и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Слайд 10
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение
в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы —Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Слайд 11
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона
— создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь.
Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
Слайд 12
В XVIII в. открылась новая глава российской истории.
Петром I по
меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Слайд 13
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись
и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.
Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I. Искусства возглашают хвалу Господу и здравницу молодому царю всея Руси.
Слайд 14
Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник
русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
Слайд 15
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная
архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Слайд 16
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные
моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
Слайд 17
Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения
искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе.
Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Художественно-творческое задание
► Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную
с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.