Презентация, доклад по народной музыкальной культуре

Содержание

Понятие жанра. Определение жанровой принадлежности фольклорного произведения. Устойчивость, каноничность традиций - феномен народного искусства. Систематизация жанров традиционного музыкального фольклора восточных славян по их приуроченности.   План урока: Занятие № 3

Слайд 1Презентация занятия по дисциплине Народная музыкальная культура 2 курс
Тема 3
Жанровая система

музыкального фольклора
восточных славян.
Занятие № 3, 4




 
Подготовила преподаватель МВМУ Локотьянова Д. Е.
Презентация занятия по дисциплине Народная музыкальная культура  2 курсТема 3Жанровая система музыкального фольклоравосточных славян.Занятие № 3,

Слайд 2Понятие жанра. Определение жанровой принадлежности фольклорного произведения. Устойчивость, каноничность традиций -

феномен народного искусства. Систематизация жанров традиционного музыкального фольклора восточных славян по их приуроченности.  

План урока: Занятие № 3

Понятие жанра. Определение жанровой принадлежности фольклорного произведения. Устойчивость, каноничность традиций - феномен народного искусства. Систематизация жанров традиционного

Слайд 3Занятие № 4
Жанры обрядовой приуроченности: календарные песни, похоронные причитания, свадебные песни,

причитания и наигрыши. Неприуроченные вокальные и инструментальные жанры: старины, духовные стихи, лирические протяжные, плясовые песни, припевки лирические, плясовые и танцевальные наигрыши.
 
Занятие № 4Жанры обрядовой приуроченности: календарные песни, похоронные причитания, свадебные песни, причитания и наигрыши. Неприуроченные вокальные и

Слайд 4 Фольклор - особая жанровая система. Жанр – это исторически сложившаяся взаимосвязь

фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией).
Фольклор - особая жанровая система.  	Жанр – это исторически сложившаяся взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным

Слайд 5Различные подходы к классификации жанров в народной культуре. Логика – от

общего к частному: род, жанр, внутрижанровая группа. Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературные термины: эпос, лирика, драма (то есть роды). Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. 
Различные подходы к классификации жанров в народной культуре.  Логика – от общего к частному: род, жанр,

Слайд 6 ЛИРИКА (от греч. lira – древнегреч. струнный муз. инструмент, под звуки

которого исполнялись песни-стихотворения). Песни: подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые.
ЛИРИКА (от греч. lira – древнегреч. струнный муз. инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения). 	Песни: подблюдные, масленичные,

Слайд 7Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные

сказки. Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши, Загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы, поговорки.
Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.  	Бытовой фольклор: заклички, приговорки,

Слайд 8 ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). Сказочный эпос: героические,

социально-классовые, семейные. Сказки о животных: борьба хищников между собой; борьба слабого зверя с хищником; борьба человека со зверем.
ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). 	Сказочный эпос: героические, социально-классовые, семейные. Сказки о животных: борьба

Слайд 9Бытовые сказки: анекдотические, сатирические, сказки-состязания, сказки-насмешки. Несказочный эпос. Исторические предания, легенды,

бывальщины, былички. Эпические стихотворные жанры. Былины, исторические песни (ранние), баллады.
Бытовые сказки:  анекдотические, сатирические, сказки-состязания, сказки-насмешки.   Несказочный эпос. Исторические предания, легенды, бывальщины, былички. Эпические

Слайд 10ДРАМА (от греч. drama - действие ). Фольклорный театр на протяжении

многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. В истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. Существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи.
ДРАМА (от греч. drama - действие ). Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в

Слайд 11Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на

обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка.
Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству

Слайд 13Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это

более узкая группа произведений, чем род. История фольклора – это история смены его жанров. Они обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире.
Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род.

Слайд 14Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности

отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых оснований.
Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а

Слайд 15Жанры в фольклоре не неизменны: возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими.

Былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Это естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества
Жанры в фольклоре не неизменны: возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Былины возникают в Древней Руси, развиваются

Слайд 16Основной критерий при определении жанра песни – функциональное назначение в общинной

жизни.. Принято различать две основные группы песенных и инструментальных жанров, приуроченные и неприуроченные песни и инструментальные наигрыши.
Основной критерий при определении жанра песни – функциональное назначение в общинной жизни..  Принято различать две основные

Слайд 17 В группе приуроченных жанров в качестве основных форм приуроченности выступают: Обрядовая (к

ритуалам календарного и семейного цикла – заклички, жнивные, свадебные песни и пр.); К видам деятельности (общение с ребенком – колыбельные, пестушки и т. п.; сбор ягод, картофеля – ягодные, картофельные песни);
В группе приуроченных жанров в качестве основных форм приуроченности выступают: 	Обрядовая (к ритуалам календарного и семейного цикла

Слайд 18Сезонная (к определенному сезону – весенние, летние). Среди приуроченных песен календарные

(а среди них – святковские, масленичные, веснянки, духовские, купальские, жнивные и др, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат); семейно-бытовые (крестины, свадебные песни, похоронные, свадебные плачи, причитания и т. д.).
Сезонная (к определенному сезону – весенние, летние). Среди приуроченных песен календарные (а среди них – святковские, масленичные,

Слайд 19 К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические

песни и наигрыши, сопровождающие любые застолья и массовые увеселения. Сюда относятся и частушки, основная часть детского репертуара.
К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические песни и наигрыши, сопровождающие любые застолья

Слайд 20В эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), былины (сюжеты о

героях народного эпоса – богатырях и других мифологических персонажах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).
В эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), былины (сюжеты о героях народного эпоса – богатырях и

Слайд 21 Есть жанры, которые, будучи неприуроченными, часто исполняются в календарных и семейных

обрядах. Это относится к традиционным лирическим песням. Их называют приуроченная лирика. В этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Великого поста, так и на посиделках в ряду прочих жанров), некоторые инстр.наигрыши.
Есть жанры, которые, будучи неприуроченными, часто исполняются в календарных и семейных обрядах. Это относится к традиционным лирическим

Слайд 23Список литературы:
Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. –

СПб., 2009.
http://rusprogram.ru/f5. Состав и классификация жанров русского фольклора.
http://www.centrfolk.ru/. Этническая самоидентификация в фольклоре региона: тема и фактор формирования жанровой системы.

Список литературы: Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина.  – СПб., 2009.http://rusprogram.ru/f5. Состав и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть