Слайд 1Презентация занятия по дисциплине Народная музыкальная культура
2 курс
Тема 3
Жанровая система
музыкального фольклора
восточных славян.
Занятие № 3, 4
Подготовила преподаватель МВМУ Локотьянова Д. Е.
Слайд 2Понятие жанра. Определение жанровой принадлежности фольклорного произведения. Устойчивость, каноничность традиций -
феномен народного искусства. Систематизация жанров традиционного музыкального фольклора восточных славян по их приуроченности.
План урока:
Занятие № 3
Слайд 3Занятие № 4
Жанры обрядовой приуроченности: календарные песни, похоронные причитания, свадебные песни,
причитания и наигрыши. Неприуроченные вокальные и инструментальные жанры: старины, духовные стихи, лирические протяжные, плясовые песни, припевки лирические, плясовые и танцевальные наигрыши.
Слайд 4 Фольклор - особая жанровая система.
Жанр – это исторически сложившаяся взаимосвязь
фольклорного произведения с его жизненным назначением (функцией).
Слайд 5Различные подходы к классификации жанров в народной культуре.
Логика – от
общего к частному: род, жанр, внутрижанровая группа. Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературные термины: эпос, лирика, драма (то есть роды). Каждый род охватывает группу произведений определенного типа.
Слайд 6 ЛИРИКА (от греч. lira – древнегреч. струнный муз. инструмент, под звуки
которого исполнялись песни-стихотворения).
Песни: подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи)), исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые.
Слайд 7Малые фольклорные формы (жанры). Поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные
сказки.
Бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки. Потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши,
Загадки. Игровой фольклор: игры, считалки. Пословицы, поговорки.
Слайд 8 ЭПОС (от греч. epos - слово, повествование, рассказ). Сказочный эпос: героические,
социально-классовые, семейные. Сказки о животных: борьба хищников между собой; борьба слабого зверя с хищником; борьба человека со зверем.
Слайд 9Бытовые сказки:
анекдотические, сатирические, сказки-состязания, сказки-насмешки.
Несказочный эпос. Исторические предания, легенды,
бывальщины, былички. Эпические стихотворные жанры. Былины, исторические песни (ранние), баллады.
Слайд 10ДРАМА (от греч. drama - действие ). Фольклорный театр на протяжении
многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
В истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи - древнерусские народные актеры - профессионалы. Существовали оседлые и походные, странствующие скоморохи.
Слайд 11Оседлые жили в селах и городах, где были заметными фигурами на
обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски.
Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка.
Слайд 13Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это
более узкая группа произведений, чем род.
История фольклора – это история смены его жанров. Они обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире.
Слайд 14Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности
отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых оснований.
Слайд 15Жанры в фольклоре не неизменны: возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими.
Былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Это естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества
Слайд 16Основной критерий при определении жанра песни – функциональное назначение в общинной
жизни..
Принято различать две основные группы песенных и инструментальных жанров, приуроченные и неприуроченные песни и инструментальные наигрыши.
Слайд 17 В группе приуроченных жанров в качестве основных форм приуроченности выступают:
Обрядовая (к
ритуалам календарного и семейного цикла – заклички, жнивные, свадебные песни и пр.);
К видам деятельности (общение с ребенком – колыбельные, пестушки и т. п.; сбор ягод, картофеля – ягодные, картофельные песни);
Слайд 18Сезонная (к определенному сезону – весенние, летние). Среди приуроченных песен календарные
(а среди них – святковские, масленичные, веснянки, духовские, купальские, жнивные и др, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат); семейно-бытовые (крестины, свадебные песни, похоронные, свадебные плачи, причитания и т. д.).
Слайд 19 К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической традиции, плясовые, лирические
песни и наигрыши, сопровождающие любые застолья и массовые увеселения. Сюда относятся и частушки, основная часть детского репертуара.
Слайд 20В эпической традиции различают духовные стихи (религиозная тематика), былины (сюжеты о
героях народного эпоса – богатырях и других мифологических персонажах), исторические песни (сюжеты, основанные на реальных исторических событиях).
Слайд 21 Есть жанры, которые, будучи неприуроченными, часто исполняются в календарных и семейных
обрядах. Это относится к традиционным лирическим песням. Их называют приуроченная лирика. В этот класс жанров входит часть хороводов и игровых песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности или во время Великого поста, так и на посиделках в ряду прочих жанров), некоторые инстр.наигрыши.
Слайд 23Список литературы:
Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина.
–
СПб., 2009.
http://rusprogram.ru/f5. Состав и классификация жанров русского фольклора.
http://www.centrfolk.ru/. Этническая самоидентификация в фольклоре региона: тема и фактор формирования жанровой системы.