Презентация, доклад по народной музыкальной культуре

Содержание

Народный календарь – исторически сложившаяся система членения годового времени. Сформировался в результате длительного развития. Содержит большое количество праздничных дат, обрядов, магических практик, мифологических верований, а также корпус музыкально-фольклорных произведений разных жанров, исполнение которых строго регламентировано по

Слайд 1Презентация по предметы народная музыкальная культура 2 курс
Тема № 5
Календарные земледельческие

песни и обряды



Подготовила преподаватель МВМУ Локотьянова Д. Е.
Презентация по предметы народная музыкальная культура 2 курсТема № 5Календарные земледельческие песни и обрядыПодготовила преподаватель МВМУ Локотьянова

Слайд 2Народный календарь – исторически сложившаяся система членения годового времени. Сформировался в

результате длительного развития. Содержит большое количество праздничных дат, обрядов, магических практик, мифологических верований, а также корпус музыкально-фольклорных произведений разных жанров, исполнение которых строго регламентировано по времени. В каждой местности календарь имеет свои особенности.
Народный календарь – исторически сложившаяся система членения годового времени. Сформировался в результате длительного развития. Содержит большое количество

Слайд 3В структуре тесно переплетается несколько самостоятельных календарей: солнечный, лунный, вегетативный и

земледельческий, скотоводческий, ткаческий, пчеловодческий, брачный, поминальный и др. Каждый из них внутри календаря, образует особый цикл. Современный календарь – синтез архаичной и церковной системы. Отсюда существует множество временных ориентиров. Наиболее ранние – сезонные изменения. Среди природных вех – летнее и зимнее солнцестояние. Есть мобильные (снегопад зимой, весеннее снеготаяние, ледоход на реке…)Они играют важную роль в установлении сроков проведения тех или иных работ аграрного или скотоводческого циклов.
В структуре тесно переплетается несколько самостоятельных календарей: солнечный, лунный, вегетативный и земледельческий, скотоводческий, ткаческий, пчеловодческий, брачный, поминальный

Слайд 4После принятия христианства в качестве ориентиров стали выступать даты церковных праздников.

Их объединение привело к тому, что церковные праздники вобрали в себя семантику народного праздника, который обогатился христианской символикой. В мифологическом сознании годовой цикл соотносится с циклом человеческой жизни: новый год - рождение мира, затем расцвет, старость и смерть, вновь возрождение.
После принятия христианства в качестве ориентиров стали выступать даты церковных праздников. Их объединение привело к тому, что

Слайд 5Изначально год у славян делился на два крупных сезона – лето

и зиму. Об этом свидетельствует и поверье о встрече зимы с летом на Сретение (14 февраля). В качестве главных границ между зимним и летним временем выступают праздники Благовещения (7 апреля) и Воздвижения (27 сентября). Летний и зимний периоды имеют свои пики с двумя крупными праздниками – Иваном Купалой (7 июля) и Рождеством (7 января).
Изначально год у славян делился на два крупных сезона – лето и зиму. Об этом свидетельствует и

Слайд 6Начало года связывается с весной и пробуждением природы. Весна – наиболее

длительный сезон календаря. В природе и в жизни человека происходят интенсивные изменения. Она делится на ранневесенний и поздневесенний периоды. Ранняя весна – время цветения, расцвета, тепла. Это влечет необходимость выполнения множества магических практик, направленных на активизацию роста культурных растений. С приходом весны меняется и поведение человека: от зимних видов хоз работ и форм досуга он переходит к уличным. Весной происходит пересмотр соц структуры сообщества в связи с переходом подростков в возрастную группу молодежи, готовой к вступлению в брак.
Начало года связывается с весной и пробуждением природы. Весна – наиболее длительный сезон календаря. В природе и

Слайд 7Окончание весны – точка наивысшего расцвета природы. Солнце достигает максимальной активности

(летнее солнцестояние). Лето – пора сбора урожая, самый короткий сезон. Осень протяженна. Завершаются полевые работы. Люди переходят к зимним видам труда. Зима – это время, когда природа умирает, чтобы набраться сил для нового урожая. Окончание зимы не имеет точной датировки и часто смыкается с началом весны.
Окончание весны – точка наивысшего расцвета природы. Солнце достигает максимальной активности (летнее солнцестояние). Лето – пора сбора

Слайд 8Структуру народного цикла определяют и крупные обрядовые комплексы, оформленные по типу

переходных ритуалов. Они фиксируют рубежные ситуации человека: рождение, вступление в брак и смерть. В русской традиции переходные ритуалы строятся по модели похорон. Часто выражено и в терминологии: похороны масленицы, проводы весны… У русских ключевые обрядовые комплексы приурочены к святочному, масленичному, пасхальному. Троицко-купальскому и жатвенному периодам. Эти обряды занимают продолжительный отрезок времени – от недели до двух. В их основе – сценарий встречи и проводов мифологических персонажей, символизирующих календарный период или время года.
Структуру народного цикла определяют и крупные обрядовые комплексы, оформленные по типу переходных ритуалов. Они фиксируют рубежные ситуации

Слайд 9Каждый обряд решает свои задачи для достижения цели. Календарные песни, музыкально

оформляющие обряды годового круга, составляют один из наиболее ранних слоев муз фольклора. Насыщенность обрядовым пением весеннее-летнего времени гораздо больше, чем осеннее-летнего периода.Только весной и летом в ряде традиций используются особые приемы (гуканье), которые в другое время запрещены (земля спит). Кроме календарных песен, строго регламентированных в отношении исполнителей, места и времени, вовлечены и другие жанры музыкального фольклора. К ним относятся сезонно приуроченные лирические и хороводные песни; свадебные песни и плачи; инструментальные наигрыши и ритуальные шумы; духовные стихи и церковные песнопения.
Каждый обряд решает свои задачи для достижения цели. Календарные песни, музыкально оформляющие обряды годового круга, составляют один

Слайд 10Святочный комплекс обрядов и песен.

Святочный комплекс обрядов и песен.

Слайд 12У русских основной ритуальный комплекс (рубеж между старым и новым годом)

приходится на Святки. Празднование Нового года было перенесено на 01.01 при Петра I. В мифологическом понимании новогодний ритуал - старение, конец года и мира, Потому нов. обряды похожи на погребальные.
У русских основной ритуальный комплекс (рубеж между старым и новым годом) приходится на Святки. Празднование Нового года

Слайд 13Период Святок – временный хаос, установление новых связей в мире. Пронизаность

святочного комплекса идеей преобразования созвучна с природным процессом, связанным с зимним солнцеворотом: «Солнце на лето, зима на мороз».
Период Святок – временный хаос, установление новых связей в мире.   Пронизаность святочного комплекса идеей преобразования

Слайд 14Святки (часто именуют колядки) имеют четкую структуру, образуемую тремя праздниками: Рождеством

(7 января), Новым годом (14 января) и Крещением (19 января). Рождество и Крещение – важнейшие церковные праздники. Мотивы, связанные с рождением Христа - доминирующие в ритуале Рождества. Центральный эпизод – церковный обряд водосвятия. Новогодний праздник совмещает христианское и языческое мировоззрение. Святки делятся на две части – «святые вечера» (от Рождества до Нового года) и «страшные вечера» (от Нового года до Крещения).
Святки (часто именуют колядки) имеют четкую структуру, образуемую тремя праздниками: Рождеством (7 января), Новым годом (14 января)

Слайд 15Кануны всех трех праздников часто называют колядами. Связаны с приготовлением поминальной

пищи (кутьИ) и с обязательной вечерней ритуальной трапезой. Кашу и обрядовый хлеб от каждой коляды специально хранили в красном углу до Крещения¸ а затем удаляли из дома, скармливая скоту и домашней птице. К очистительным ритуалам относится подметание, но мусор запрещалось выносить из дома с Рождества до Нового года. Повсеместно у русских было принято в конце святочного периода окроплять водой жилище.
Кануны всех трех праздников часто называют колядами. Связаны с приготовлением поминальной пищи (кутьИ) и с обязательной вечерней

Слайд 16Колядование Один из главных обрядов. Поздравительный обход домов группой колядовщиков с пением

благожелательных песен. Вечерний обход под Рождество совершали парни и мужчины, славили Христа. Пели тропарь «Рождество твое», иногда специальные припевки В рождественский сочельник дома посещали подростки, девушки, женщины и мужчины. Женщины пели рождественский ирмос «Христос рождается, славите», молодежь – колядки с припевом «Коляда!». На само Рождество рано утром ходили дети, которые кричали короткие речитативные колядки.
Колядование Один из главных обрядов. Поздравительный обход домов группой колядовщиков с пением благожелательных песен. Вечерний обход под

Слайд 20Новогодние обходы бывают вечерними и утренними. Под Новый год щедровать (от

«щедрый вечер») ходили в основном женщины и девушки. Пели щедровки – новогодние поздравительные песни. Участники ходили ряжеными в старика и старуху, цыган, нищих, медведя, волка, козу (сфера чужого). Обходчики пели песни на улиц под окнами или на пороге, в зонах контакта с тем светом. Их одаривание – ключевой момент ритуала. Если хозяин отказывался благодарить колядующих, то они пели страшные песенные угрозы.
Новогодние обходы бывают вечерними и утренними. Под Новый год щедровать (от «щедрый вечер») ходили в основном женщины

Слайд 25Утренние обходы совершаются детьми (обычно мальчиками), которые на Новый год ходят

посевать: зайдя в дом, разбрасывают зерна по полу с пением специальных песенок с благопожеланиями. В промежутке между вечером и утром совершается обновление мира. Щедровки – новогодние поздравительные песни – характерны для южно-русской зоны, а колядки, поющиеся на Рождество – для северной. В центральных районах России на Рождество помимо христианских гимнов и духовных стихов поют колядки (с рефреном «Коляда»), а на Новый год – авсеньки (таусеньки) с рефреном «Авсень».
Утренние обходы совершаются детьми (обычно мальчиками), которые на Новый год ходят посевать: зайдя в дом, разбрасывают зерна

Слайд 28На русском Севере распространены святочные поздравительные песни – виноградья, именуемые так

по рефрену «Виноградиё, красно-зелёное!». Существует четкое закрепление репертуара за определенными половозрастными группами. Мужской репертуар составляли рождественский тропарь «Рождество твое», иногда – посевальные песенки. Собственный репертуар был у детей (детские колядки и щедровки). Женский репертуар включал как церковные, так и фольклорные жанры – колядки и щедровки. Нередко парни и девушки колядовали вместе. Важными считались песни, которые адресованы хозяину дома и содержащие пожелания урожая, приплода скота, благополучия.
На русском Севере распространены святочные поздравительные песни – виноградья, именуемые так по рефрену «Виноградиё, красно-зелёное!».

Слайд 29 Другой обрядовый музыкальный жанр в период Святок – подблюдные песни, связанные

с обрядом гадания. Они известны только у русских (Смоленщина, Калужская, Орловская, Тульская обл., Русский Север). Этот ритуал имеет местные названия (на Смоленщине называется перстни тресть; в Верхнеокской зоне ритуал именуется кольца (серьги) закидывать, серьги загадывать; наа Русском Севере кольца кидают в блюдо без воды, которое встряхивают в ходе гадания, а сам обряд получил название Илею петь).
Другой обрядовый музыкальный жанр в период Святок – подблюдные песни, связанные с обрядом гадания. Они известны

Слайд 33Гадания под песни совершались в домах. Выбирались не обжитые избы. Поющие

– пожилые женщины или девушки. Вынимали кольца из чаши девушка-сирота, первой или последней дочери у матери, но чаще всего – старухе. Основная цель – определение судьбы гадающих на будущий год. Обряд начинался зачинной песней, не содержащей предсказания. За нею следовали коротенькие песенки-загадки, предвещающие будущее. Каждая песенка завершается рефреном «Кому поем, тому с добром, правда сбудется, не минуется».
Гадания под песни совершались в домах. Выбирались не обжитые избы. Поющие – пожилые женщины или девушки. Вынимали

Слайд 36Сидит воробей на перегороде, Глядит воробей на чужу сторону. Девке достанется –

выйдет замуж. Молодой – к отъезду, старому – к смерти. Парню – в армию возьмут. Все напевы подблюдных песен имеют строфическую форму. Количество стихов колеблется от одного до пяти. Напевы разворачиваются в узком диапазоне.
Сидит воробей на перегороде, Глядит воробей на чужу сторону. Девке достанется – выйдет замуж. Молодой – к

Слайд 37Святочные собрания молодежи Практически на всей русской территории развита традиция осеннее-зимних рабочих

и праздничных собраний молодежи. Кульминация приходится на Святки (супрядки, попрядухи, посиделки). На них сходились, чтобы прясть, плести лапти, сучить веревки, происходили с осени до начала Великого поста. Если осенью супрядки собирались вечером, то в Святки они переносились на дневное время в связи с запретом работать по вечерам. Чтобы труд не был нудным, пелись песни (чаще лирические). Посиделки завершались народным гуляньем. Праздничные собрания молодежи отличались тем, что на них не работали (вечёрки, игрища, вечерЕньки).
Святочные собрания молодежи Практически на всей русской территории развита традиция осеннее-зимних рабочих и праздничных собраний молодежи. Кульминация

Слайд 38Присутствие детей на молодежных собраниях не приветствовалось, родители использовали различные игры,

чтобы удалить их из избы. Подросткам наблюдатели. Полноправными участниками были только парни и девушки, молодожены, не имеющие детей.
Присутствие детей на молодежных собраниях не приветствовалось, родители использовали различные игры, чтобы удалить их из избы. Подросткам

Слайд 39На гуляньях водили хороводные песни (святошные, святковские, колядные) и плясовые инструментальные

наигрыши, под которые танцевали. Основная функция хороводов – выбор брачной пары. Преобладание брачной темы на святочных вечеринках привело к тому, что на них стали исполняться и свадебные песни. Одним из важных моментов святочных вечеринок было появление на них ряженых: кобыла, медведь, волк, сова, индюк. Игровые сюжеты с их участием продолжают эротическую линию, связанную со стимуляцией плодородия. Другая группа персонажей – антропоморфные маски «покойника» - связаны с культом предков.
На гуляньях водили хороводные песни (святошные, святковские, колядные) и плясовые инструментальные наигрыши, под которые танцевали. Основная функция

Слайд 40Все ряженые несут на себе печать демонического, иномирного начала, что воплощается

не только в костюмах (старой, изношенной, рваной одежде), но и в их поведении. Ритуальное молчание, использование неестественного тембра, изменение дикции. Святочные собрания молодежи относятся к ритуальной сфере. В них моделируется особое мифологическое пространство, где осуществляется контакт с областью сверхъестественного
Все ряженые несут на себе печать демонического, иномирного начала, что воплощается не только в костюмах (старой, изношенной,

Слайд 41Список литературы: Народное музыкальное творчество: Хрестоматия. 2-е изд. / Отв. ред. О.А

Пашина. – СПб., 2008. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. 1–2. – М., 1987–1988.
Список литературы: Народное музыкальное творчество: Хрестоматия. 2-е изд. / Отв. ред. О.А Пашина. – СПб., 2008. Народные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть