Слайд 1Роль ансамблевого музицирования в процессе формирования исполнительских навыков учащихся гитаристов
Слайд 2Актуальность темы
Для развития музыкальной культуры учащихся, обучения их навыкам игры на
различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, широко применяется ансамблевое музицирование.
На современном этапе возникает противоречие между значительными образовательными возможностями ансамблевого музицирования в обучении игре на гитаре и недооценкой данного вида деятельности преподавателями, отсутствием точных методических рекомендаций по условиям включения ансамблевого музицирования в учебные занятия.
Слайд 3Гипотеза исследования
В основу исследования положено предположение о том, что ансамблевое музицирование
в ходе обучения гитариста способствует развитию исполнительских навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкального внимания и мышления, интереса к музыкальным занятиям.
В ходе ансамблевого музицирования работа с педагогом осуществляется регулярно, на каждом уроке, и рассматривается как форма совместно-раздельного обучения, при которой сложные и пока недоступные ребенку музыкально-исполнительские функции берет на себя педагог.
Слайд 4Организация исследования
Объект исследования: исполнительские навыки учащихся-гитаристов, формирующиеся в ансамблевом музицировании.
Предмет исследования:
процесс формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов в ансамблевом музицировании.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретической, методической литературы по теме исследования и темам смежных областей; обобщение практического опыта работы педагогов-гитаристов; наблюдение за процессом обучения гитаристов в детских музыкальных школах; сравнение.
Слайд 5Цель и задачи исследования
Цель работы: обоснование роли и места ансамблевого музицирования
в процессе обучения игре на гитаре для дальнейшего определения наиболее эффективных педагогических условий формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов в ДМШ.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику понятию «ансамблевое музицирование», определить его роль в обучении игре на гитаре;
2) на основе анализа методических источников и литературных данных зарубежных и отечественных авторов сделать выводы об исторических предпосылках и теоретических основах формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов
3) выявить возможные варианты использования ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на гитаре;
4) обобщить педагогический опыт включения ансамблевого музицирования в музыкальный урок;
5) в процессе опытной работы исследовать роль и место ансамблевого музицирования на различных этапах обучения игре на гитаре, а также способы его эффективного использования.
6) сформулировать методическую модель развития исполнительских навыков ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на гитаре.
Слайд 6Основные понятия
Определение понятия «ансамблевое музицирование» в отечественной литературе предполагает раскрытие значений
составляющих его терминов – «музицирование» и «ансамбль». Обращаясь к справочным источникам, можно обнаружить следующие толкования этих слов.
Музицирование (от немецкого musizieren – заниматься музыкой) в энциклопедических изданиях трактуется как «исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком смысле под музицированием понимают вообще игру на музыкальных инструментах [32].
Таким образом, употребление понятия «музицирование» неоднозначно. Смысл слово в музыковедении и в методике преподавания варьирует в зависимости от контекста.
Слайд 7Западно-европейская традиция
Первые свидетельства, говорящие о широком распространении струнных щипковых инструментов, относятся
приблизительно к III – II тыс. до н. э.
Иконографические документы свидетельствуют о том, что уже в XII – XIII веках (а, возможно, и ранее) гитара была широко известна в западноевропейских странах.
Слайд 8Западно-европейская традиция
В эпоху Возрождения ансамблевое музицирование с участием струнных щипковых составляло
одну из существенных сторон музыкальной жизни Европы.
Наиболее известные имена: Луису Милану, Джону Доуленду, Франческо да Милано и др.
Период конца XVIII – 30 - 40-х годов XIX века (часто называемого «периодом расцвета» или «золотым веком» гитары) представлен такими именами, как Мауро Джулиани, Никколо Паганини, Фернандо Сор, Фердинанд Карулли и ряд других.
Слайд 9Западно-европейская традиция
К концу XIX века возникли предпосылки к возрождению профессионального гитарного
исполнительства.
Новый импульс к развитию область камерно-ансамблевого исполнительства с гитарой получила в 50-е годы в связи с включением гитары в систему музыкального образования.
Слайд 10Отечественная традиция ансамблевого музицирования
- основу ансамблевого музицирования с гитарой (как бытового,
домашнего, так и концертного) практически до конца ХХ века составлял аккомпанемент.
- развитие камерно-ансамблевого музицирования – как и профессионального гитарного искусства в целом – протекало в русле общеевропейских тенденций, но с некоторым запаздыванием (вызванным особенностями исторического характера);
- на современном этапе имеются все условия для активного развития камерного музицирования с гитарой.
Слайд 11Разновидности камерных инструментальных ансамблей
Гитара и фортепиано
Гитара и скрипка.
Гитара и
флейта.
Гитара и голос.
Гитарный дуэт.
Слайд 12Педагогический опыт включения ансамблевого музицирования в процесс обучения игре на гитаре
Многие
педагоги по гитаре используют ансамблевое музицирование на своих уроках.
Некоторые применяют его для ознакомления с произведениями
другие выносят результаты работы на концерт.
большинство преподавателей гитары считают, что игра в ансамбле служит расширению кругозора ребенка и развитию его музыкальных навыков.
ансамблевое музицирование учит слушать партнера, развивает музыкальное мышление.
Слайд 13Содержание экспериментальной работы
Эксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На
констатирующем этапе провели оценку первоначального уровня подготовленности учащихся, их способность к ансамблевой деятельности, уровень сформированности исполнительских навыков.
Затем учащихся разделили на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольная группа занималась по общепринятой программа по обучению игре на гитаре.
Экспериментальная группа занималась специально разработанной программе, в ходе которой применялось формирование исполнительских навыков при помощи ансамблевого музицирования.
Эксперимент проводился 6 месяцев.
Слайд 14Содержание формирующего эксперимента
1. Занимаясь с детьми, мы использовали ансамблевое музицирование не
как повод «отдохнуть» от основной части урока, а как возможность совместно-раздельного обучения гитариста в более интенсивном режиме.
2. Мы продолжали работу, начатую в донотный период обучения.
3. Все задачи, которые ставились перед учениками в работе над основным музыкальным репертуаром, сначала достигались обычными методами, а затем отрабатывались в процессе ансамблевого музицирования с педагогом на более сложном материале с более богатой фактурой.
4. Мы использовали ансамблевое музицирование в начале урока как способ объяснить новый материал. Также ансамблевое музицирование использовалось в середине урока, как способ переключить внимание, отдохнуть от освоения основного репертуара. В конце урока ансамблевое музицирование способствует закреплению пройденного материал.
5. На уроках использовали сначала простые пьесы для исполнения в ансамбле, которые помогали в развитии исполнительских навыков учеников, всех компонентов музыкального слуха.
Слайд 15Репертуарный список
Второй класс:
Гитара:
Дж.Дюарт «Кукушка»; рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка,
домой»;
И.С.Бах «Канон»; рус. нар. песня «Среди долины ровныя»;
Дж.Дюарт «Индейцы».
Третий класс:
Гитара:
Итал. нар. песня «Санта Лючия»; Э.Торлакссон «Гитарное буги;
И.С.Бах «Менуэт»; джазовые этюды А.Виницкого; Ф.Дуранте «Гальярда».
Четвертый класс:
Гитара:
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр.
Д.Лермана; М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»;
А.Виницкий «Лирическая мелодия»; В.Асеведо «Маленький бразилец»,
С.Руднев «Деревенская зарисовка»; И.С.Бах «Сицилиана»; О. Копенков
«Вальс над Сожем»; В.Ерзунов «Ночная дорога».
И другие
Слайд 16Результаты эксперимента
Проводя уроки напротяжении 6 месяцев, увидели положительную динамику в игре.
Дети стали легче подбирать по слуху не только простые мелодии, но и сопровождение к знакомым песенкам, лучше запоминать нотный материал.
Смогли продвигаться в развитии исполнительских навыков и музыкально-теоретических знаний учеников более интенсивно, осваивая новый материал в более короткие сроки.
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы.
Слайд 17Методическая модель
1. Регулярные домашние занятия
2. Внеклассноая работа - посещение выставок и
концертных залов, прослушивание музыкальных записей, просмотр концертов и музыкальных фильмов.
3. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся должен получать знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
4. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
5. Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником.
Слайд 18
6. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен
стремиться к тематическому разнообразию
7. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию.
8. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
9. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.
10. Итогом работы над ансамблевым произведением должно стать его публичное исполнение.