Презентация, доклад по музыке Роль ансамблевого музыцирования в процессе формирования исполнительских навыков учащихся гитаристов

Содержание

Актуальность темыДля развития музыкальной культуры учащихся, обучения их навыкам игры на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, широко применяется ансамблевое музицирование. На современном этапе возникает противоречие между значительными образовательными возможностями ансамблевого музицирования в обучении

Слайд 1Роль ансамблевого музицирования в процессе формирования исполнительских навыков учащихся гитаристов

Роль ансамблевого музицирования в процессе формирования исполнительских навыков учащихся гитаристов

Слайд 2Актуальность темы
Для развития музыкальной культуры учащихся, обучения их навыкам игры на

различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, широко применяется ансамблевое музицирование.
На современном этапе возникает противоречие между значительными образовательными возможностями ансамблевого музицирования в обучении игре на гитаре и недооценкой данного вида деятельности преподавателями, отсутствием точных методических рекомендаций по условиям включения ансамблевого музицирования в учебные занятия.
Актуальность темыДля развития музыкальной культуры учащихся, обучения их навыкам игры на различных музыкальных инструментах, в том числе

Слайд 3Гипотеза исследования
В основу исследования положено предположение о том, что ансамблевое музицирование

в ходе обучения гитариста способствует развитию исполнительских навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкального внимания и мышления, интереса к музыкальным занятиям.
В ходе ансамблевого музицирования работа с педагогом осуществляется регулярно, на каждом уроке, и рассматривается как форма совместно-раздельного обучения, при которой сложные и пока недоступные ребенку музыкально-исполнительские функции берет на себя педагог.
Гипотеза исследованияВ основу исследования положено предположение о том, что ансамблевое музицирование в ходе обучения гитариста способствует развитию

Слайд 4Организация исследования
Объект исследования: исполнительские навыки учащихся-гитаристов, формирующиеся в ансамблевом музицировании.
Предмет исследования:

процесс формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов в ансамблевом музицировании.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретической, методической литературы по теме исследования и темам смежных областей; обобщение практического опыта работы педагогов-гитаристов; наблюдение за процессом обучения гитаристов в детских музыкальных школах; сравнение.
Организация исследованияОбъект исследования: исполнительские навыки учащихся-гитаристов, формирующиеся в ансамблевом музицировании.Предмет исследования: процесс формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов в

Слайд 5Цель и задачи исследования
Цель работы: обоснование роли и места ансамблевого музицирования

в процессе обучения игре на гитаре для дальнейшего определения наиболее эффективных педагогических условий формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов в ДМШ.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику понятию «ансамблевое музицирование», определить его роль в обучении игре на гитаре;
2) на основе анализа методических источников и литературных данных зарубежных и отечественных авторов сделать выводы об исторических предпосылках и теоретических основах формирования исполнительских навыков учащихся-гитаристов
3) выявить возможные варианты использования ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на гитаре;
4) обобщить педагогический опыт включения ансамблевого музицирования в музыкальный урок;
5) в процессе опытной работы исследовать роль и место ансамблевого музицирования на различных этапах обучения игре на гитаре, а также способы его эффективного использования.
6) сформулировать методическую модель развития исполнительских навыков ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на гитаре.
Цель и задачи исследованияЦель работы: обоснование роли и места ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на гитаре

Слайд 6Основные понятия
Определение понятия «ансамблевое музицирование» в отечественной литературе предполагает раскрытие значений

составляющих его терминов – «музицирование» и «ансамбль». Обращаясь к справочным источникам, можно обнаружить следующие толкования этих слов.
Музицирование (от немецкого musizieren – заниматься музыкой) в энциклопедических изданиях трактуется как «исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком смысле под музицированием понимают вообще игру на музыкальных инструментах [32].
Таким образом, употребление понятия «музицирование» неоднозначно. Смысл слово в музыковедении и в методике преподавания варьирует в зависимости от контекста.
Основные понятияОпределение понятия «ансамблевое музицирование» в отечественной литературе предполагает раскрытие значений составляющих его терминов – «музицирование» и

Слайд 7Западно-европейская традиция

Первые свидетельства, говорящие о широком распространении струнных щипковых инструментов, относятся

приблизительно к III – II тыс. до н. э.
Иконографические документы свидетельствуют о том, что уже в XII – XIII веках (а, возможно, и ранее) гитара была широко известна в западноевропейских странах.
Западно-европейская традицияПервые свидетельства, говорящие о широком распространении струнных щипковых инструментов, относятся приблизительно к III – II тыс.

Слайд 8Западно-европейская традиция
В эпоху Возрождения ансамблевое музицирование с участием струнных щипковых составляло

одну из существенных сторон музыкальной жизни Европы.
Наиболее известные имена: Луису Милану, Джону Доуленду, Франческо да Милано и др.
Период конца XVIII – 30 - 40-х годов XIX века (часто называемого «периодом расцвета» или «золотым веком» гитары) представлен такими именами, как Мауро Джулиани, Никколо Паганини, Фернандо Сор, Фердинанд Карулли и ряд других.

Западно-европейская традицияВ эпоху Возрождения ансамблевое музицирование с участием струнных щипковых составляло одну из существенных сторон музыкальной жизни

Слайд 9Западно-европейская традиция
К концу XIX века возникли предпосылки к возрождению профессионального гитарного

исполнительства.
Новый импульс к развитию область камерно-ансамблевого исполнительства с гитарой получила в 50-е годы в связи с включением гитары в систему музыкального образования.


Западно-европейская традицияК концу XIX века возникли предпосылки к возрождению профессионального гитарного исполнительства. Новый импульс к развитию область

Слайд 10Отечественная традиция ансамблевого музицирования
- основу ансамблевого музицирования с гитарой (как бытового,

домашнего, так и концертного) практически до конца ХХ века составлял аккомпанемент.
- развитие камерно-ансамблевого музицирования – как и профессионального гитарного искусства в целом – протекало в русле общеевропейских тенденций, но с некоторым запаздыванием (вызванным особенностями исторического характера);
- на современном этапе имеются все условия для активного развития камерного музицирования с гитарой.
Отечественная традиция ансамблевого музицирования- основу ансамблевого музицирования с гитарой (как бытового, домашнего, так и концертного) практически до

Слайд 11Разновидности камерных инструментальных ансамблей
Гитара и фортепиано
Гитара и скрипка.
Гитара и

флейта.
Гитара и голос.
Гитарный дуэт.
Разновидности камерных инструментальных ансамблей Гитара и фортепианоГитара и скрипка. Гитара и флейта. Гитара и голос. Гитарный дуэт.

Слайд 12Педагогический опыт включения ансамблевого музицирования в процесс обучения игре на гитаре
Многие

педагоги по гитаре используют ансамблевое музицирование на своих уроках.
Некоторые применяют его для ознакомления с произведениями
другие выносят результаты работы на концерт.
большинство преподавателей гитары считают, что игра в ансамбле служит расширению кругозора ребенка и развитию его музыкальных навыков.
ансамблевое музицирование учит слушать партнера, развивает музыкальное мышление.
Педагогический опыт включения ансамблевого музицирования в процесс обучения игре на гитареМногие педагоги по гитаре используют ансамблевое музицирование

Слайд 13Содержание экспериментальной работы
Эксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На

констатирующем этапе провели оценку первоначального уровня подготовленности учащихся, их способность к ансамблевой деятельности, уровень сформированности исполнительских навыков.
Затем учащихся разделили на 2 группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольная группа занималась по общепринятой программа по обучению игре на гитаре.
Экспериментальная группа занималась специально разработанной программе, в ходе которой применялось формирование исполнительских навыков при помощи ансамблевого музицирования.
Эксперимент проводился 6 месяцев.

Содержание экспериментальной работыЭксперимент проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе провели оценку первоначального уровня

Слайд 14Содержание формирующего эксперимента
1. Занимаясь с детьми, мы использовали ансамблевое музицирование не

как повод «отдохнуть» от основной части урока, а как возможность совместно-раздельного обучения гитариста в более интенсивном режиме.
2. Мы продолжали работу, начатую в донотный период обучения.
3. Все задачи, которые ставились перед учениками в работе над основным музыкальным репертуаром, сначала достигались обычными методами, а затем отрабатывались в процессе ансамблевого музицирования с педагогом на более сложном материале с более богатой фактурой.
4. Мы использовали ансамблевое музицирование в начале урока как способ объяснить новый материал. Также ансамблевое музицирование использовалось в середине урока, как способ переключить внимание, отдохнуть от освоения основного репертуара. В конце урока ансамблевое музицирование способствует закреплению пройденного материал.
5. На уроках использовали сначала простые пьесы для исполнения в ансамбле, которые помогали в развитии исполнительских навыков учеников, всех компонентов музыкального слуха.
Содержание формирующего эксперимента1. Занимаясь с детьми, мы использовали ансамблевое музицирование не как повод «отдохнуть» от основной части

Слайд 15Репертуарный список
Второй класс:
Гитара:
Дж.Дюарт «Кукушка»; рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка,
домой»;

И.С.Бах «Канон»; рус. нар. песня «Среди долины ровныя»;
Дж.Дюарт «Индейцы».
Третий класс:
Гитара:
Итал. нар. песня «Санта Лючия»; Э.Торлакссон «Гитарное буги;
И.С.Бах «Менуэт»; джазовые этюды А.Виницкого; Ф.Дуранте «Гальярда».

Четвертый класс:
Гитара:
В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр.
Д.Лермана; М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»;
А.Виницкий «Лирическая мелодия»; В.Асеведо «Маленький бразилец»,
С.Руднев «Деревенская зарисовка»; И.С.Бах «Сицилиана»; О. Копенков
«Вальс над Сожем»; В.Ерзунов «Ночная дорога».
И другие

Репертуарный списокВторой класс:Гитара:Дж.Дюарт «Кукушка»; рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка,домой»; И.С.Бах «Канон»; рус. нар. песня «Среди

Слайд 16Результаты эксперимента
Проводя уроки напротяжении 6 месяцев, увидели положительную динамику в игре.


Дети стали легче подбирать по слуху не только простые мелодии, но и сопровождение к знакомым песенкам, лучше запоминать нотный материал.
Смогли продвигаться в развитии исполнительских навыков и музыкально-теоретических знаний учеников более интенсивно, осваивая новый материал в более короткие сроки.
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы.
Результаты экспериментаПроводя уроки напротяжении 6 месяцев, увидели положительную динамику в игре. Дети стали легче подбирать по слуху

Слайд 17Методическая модель
1. Регулярные домашние занятия
2. Внеклассноая работа - посещение выставок и

концертных залов, прослушивание музыкальных записей, просмотр концертов и музыкальных фильмов.
3. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся должен получать знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
4. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
5. Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником.
Методическая модель1. Регулярные домашние занятия2. Внеклассноая работа - посещение выставок и концертных залов, прослушивание музыкальных записей, просмотр

Слайд 18
6. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен

стремиться к тематическому разнообразию
7. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию.
8. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
9. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.
10. Итогом работы над ансамблевым произведением должно стать его публичное исполнение.
6. При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию7. Учащийся должен

Слайд 19


Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть